До сих пор 6 вольтовые Явы славятся собственной надёжностью, превосходящей кроме того современные модели, но вот лишь одна неприятность — это их генератор. Кроме того, что 6 вольтовый генератор весьма не сильный по мощности, так он ещё и зарядку даёт лишь с высоких оборотов, из за которых приходится довольно часто перекручивать мотор (снижая его ресурс), особенно при поездках ночью. В противном случае аккумулятор разряжается, поскольку при включенной фаре, генератор не осилит со собственными обязанностями, на оборотах ниже тысячи.
Ну и ещё один минус всех 6 вольтовых мотоциклов — это исчезающие из продажи 6 вольтовые электро-запчасти. В данной статье мы разглядим один из вариантов переделки 6 вольт в 12.
Причём заменим старенький явский 6 вольтовый генератор не 12 вольтовым от той же Явы, как делают многие, а заменим его весьма распространённым и не дорогим (если сравнивать с явским) ИЖевским 12 вольтовым генератором, от Юпитера, что возможно приобрести в любом городе.
Данный генератор несложно установить на 6 вольтовый 634 двигатель, и как это сделать мы и разглядим детально.
Начать модернизацию рекомендую с поиска заготовки для переходной планшайбы, и в качестве заготовки рекомендую применять бэушный поршень от грузовика (а правильнее дно поршня), что возможно отыскать в хламе любого автохозяйства в вашем городе. Ну либо поискать заготовку на базе приёма цветметаллов.
Само собой разумеется планшайбу возможно выточить и из стали, но обработать её мало сложнее, а основное — она будет намного тяжелее алюминиевой.
Планшайба для установки ижевского генератора (слева) и доработка ижевского статора (справа). Красной стрелкой продемонстрирована обмотка статора.
Отыскав заготовку и перепечатав чертёж, помещённый слева, возможно отправляться к привычному токарю. Но не забудьте захватить и ИЖевский статор, сторону обращённую к коленчатому валу необходимо будет проточить, как продемонстрировано на чертеже.
Причём проточить так, дабы до обмотки статора, осталось не более 1 мм, другими словами сточить металл, что продемонстрирован на чертеже пунктирной линией. После этого, довольно проточенного торца, необходимо будет проточить на 4 мм посадочное место для планшайбы. И добиться того, дабы шайба надевалась на проточенный статор хорошо, но от руки, либо лёгким постукиванием молоточка. Зазор (люфт) тут нежелателен, но и забивание планшайбы на статор посредством кувалды, также неуместно.
И предотвратите токаря, дабы он при закреплении статора в патрон станка, добился отсутствия мельчайшего биения ветхого посадочного диаметра — это принципиально важно.
В противном случае по окончании установки и проточки статора, якорь будет задевать за его обмотки (так как зазор между статором и якорем весьма мелкий).
Отверстия для крепления статора к планшайбе и для крепления самой планшайбы к картеру двигателя просверлите по месту. Кстати, переходник для установки Юпитеровского якоря на конус коленвала Явы — не нужен. Достаточно мало доработать напильником явскую шпонку, другими словами сделать её ниже по высоте, и уже по ширине и Юпитеровский якорь сядет на коленвал вашей Явы. Лишь подберите болт мало настоящее, дабы надёжно притянуть якорь к коленвалу.
В то время, когда всё готовься и отверстия в планшайбе, для её крепления, просверлены по месту, притяните планшайбу к картеру, и в обязательном порядке винтами, имеющими потайные головки. Потом направляться разметить и сняв планшайбу просверлить в ней отверстия для крепления генератора, но так, дабы его верхние крепления были, относительно поверхности почвы, практически параллельны. Причём заднее отверстие должно просверлиться чуть ниже переднего, по причине того, что так вам будет легче регулировать зажигание.
В то время, когда всё закрепите, то обнаружится, что мало тела планшайбы будет мешать установить на место крышку мотора.
Значит эту часть тела нужно будет подточить болгаркой. Но всё равняется Юпитеровский генератор (без оглядки на то что токарь сточит часть статора) много выступает наружу. И чтобы крышку нормально закрыть и притянуть винтами, необходимо будет вырезать в ней отверстие диаметром сто мм. Сделать это необходимо бережно посредством лобзика, чтобы ровно вырезать и сохранить выпиленный алюминиевый кружок — он понадобится.
Как отыскать центр этого кружка? Центр его находится на первой букве А надписи JAWA на крышке двигателя. Ещё необходимо будет выпилить перемычку в крышки (которая около болта крепежа генератора). Потом в вырезанное вами сто миллиметровое отверстие необходимо будет вварить аргонно-дуговым аппаратом кусочек алюминиевой трубы диаметром сто мм и высотой 3 сантиметра (30 миллиметров).
Конечно необходимо будет приварить, сверху к стенкам трубы, две алюминиевые бобышки с резьбой, чтобы позже через резиновую самодельную прокладку притянуть вырезанный ранее алюминиевый кружок.
Как я сказал, труба должна быть алюминиевая, во первых для обычной сварки, а во вторых чтобы по окончании зачистки полировки и сварного шва приваренной трубы, крышка смотрелась не хуже фирменной.
Электросхема подключения ижевских электро-подробностей в явскую электропроводку .
1 — реле-регулятор, 2 — ротор генератора, 3 — обмотки статора, 4 — провод к клемме 54 замка зажигания, х1 — х8 маркировка клемм на ижевском реле-регуляторе.
По окончании всех работ, необходимо будет приобрести и Юпитеровский реле-регулятор и поменять электросхему вашей Явы, как продемонстрировано на схеме слева. Ну и по окончании всего вам останется всего лишь заменить все лампы на 12 вольтовые, аккумулятор и реле поворотов также.
Кстати возможно уже будет установить обычную галогенку в фару.
Ну а кому весьма интересно, как дополнить всю эту доработку ещё и электронным зажиганием, то кликаем вот ко мне и читаем на здоровье.
И сейчас лишь необходимо дождаться вечера и выехав на испытательный тест-драйв, наслаждаться обычным светом фары.
И к тому же быть уверенным, что новый 12 вольтовый ижевский генератор нормально заряжает уже 12 вольтовую батарею; удачи всем на дорогах!