Как устроена совокупность ABS (А-БЭ-ЭС по русски АБС), её преимущества и недочёты.
Совокупность АВС из года в год завоёвывает тормозные совокупности разных современных транспортных средств, и начинает оказаться кроме того на скутерах. И это значит, что ещё очень мало времени, и антиблокировочная совокупность тормозов будет практически в каждом автомобиле, и исходя из этого устройство данной совокупности нужно изучать и знать уже на данный момент каждому водителю, хотя бы поверхностно.
И в данной статье мы и попытаемся с этим совладать.
В отличие от автомобиля, в каждом мотоцикле эта совокупность может и не показаться в ближайщее время. Так как на спорте (спортбайке) стоппи и роллинг при АВS ( кое-какие пишут ABC, но это не верно) в тормозной совокупности фактически нереально выполнить, как и нереально выполнить на кроссаче ввинчивание байка в поворот, посредством заднего тормоза (на грунте). И настоящие спортсмены специалисты, превосходно обходятся в гонках и без данной совокупности, поскольку чувствительность тормозов (чувство контроля) у них на наибольшем уровне и они ассы управляемого заноса.
И многие умелые спортсмены без сомнений откажутся от данной совокупности, которая додаёт лишние пять-шесть килограмм к неспециализированному весу байка, и к тому же додаёт от пятисот до тысячи $ в цену любого транспортного средства.
Но так как эта совокупность предназначена прежде всего для широких весов водителей, каковые ездят ежедневно не по совершенной и чистой поверхности спортивного трека, а по отечественным «дорогам», покрытым песком, грязью и пролитым маслом. Ну, а зимний период поверхность дорог возможно весьма скользкой, и ежедневно от погодных условий коэффициент сцепления шин с дорожной поверхностью изменяется, и причём по нескольку раз на сутки.
Так что всё таки а-бэ-эс нужный девайс, как для четырёх колёс машин, так и для двух колёс мотоциклов.
Для новичков, в первый раз севших за руль мотоцикла, да и автомобиля также, эта совокупность легко нужна. Да и умелым байкерам, АБС возможно нужна, в особенности в дальнобое, в то время, когда по окончании первых пройденных 500 км, эмоции водителя притупляются, а по окончании 10 часов достаточно энергичного перемещения кроме того по магистрали, мозг водителя уже в состоянии эйфории, замедляющей любую реакцию водителя. И довольно часто при таких условиях, нежданно показавшееся препятствие на дороге, заставляет утомившегося водителя быстро ударить по тормозам, а не более медлено, как в большинстве случаев делает свежий пилот.
И если бы не антиблокировка тормозов, финал в таковой ситуации возможно печальным, в особенности на скоростях за сотню.
Кстати, в случае если заднее колесо мотоцикла попадает на пятно масла либо песка, то совладать с байком умелому водителю достаточно легко, а вот в случае если попадает переднее, то навернуться может кроме того умелый пилот. Это было подтверждено опробованиями на особых полигонах, и по окончании всех падений, умные инженеры и придумали совокупность, которая не разрешит всем колёсам заблокироваться всецело, а разрешает этим колёсам идти по грани предела сцепления покрышек с дорожным покрытием и не заблокироваться (не прекратить вращаться). Так и показалась антиблокировочная тормозная совокупность, правильная сокращение на данный момент — Antilock Brake Sistem.
И оснащать ей мотоциклы и серийные автомобили в громадных масштабах начали недавно, но как я уже сказал, скоро совокупность завоюет фактически все серийные машины и её устройство нужно знать каждому водителю, что бы мочь устранить либо не допустить её неисправности, поскольку с тормозами не шутят. Но начнём по порядку.
Устройство совокупности ABS — А-БЭ-ЭС (АБС).
Основное отличие совокупности тормозов с АБС (по русски) пребывает в том, что на каждой тормозной магистрали, между главным тормозным суппортом и тормозным цилиндром, установлены особые электрогидравлические устройства, о которых мы поболтаем подробнее чуть позднее.
И этими устройствами, при их работе, руководит или неспециализированный электронный блок управления всех совокупностей мотоцикла либо автомобиля, как на транспорте БМВ, или отдельный (персональный) электронный блок, как на мотоциклах и японских автомобилях.
Зубчатый венец, выделенный красным кружком, генерирует через датчик (слева), импульсы на мозг совокупности ABS.
На каждом колесе установлены сверхчувствительные датчики (см. фото слева), совершенно верно определяющие скорость их вращения, а вдруг быть правильным — от сорока до шестидесяти импульсов за один оборот колеса. На фото слева продемонстрированы зубчики (выделено красным кругом) и любой зубчик на венце в центре колеса, генерирует 1 электроимпульс.
А как всё это трудится на практике?
Несложнее разглядеть работу совокупности на примере мотоцикла, но совокупности большинства машин трудятся так же. Шофер мотоцикла едет по дороге, колёса байка равномерно вращаются, а датчики скоростей колёс, с определённой периодичностью отправляют в электронный блок электрические импульсы. Но внезапно перед водителем появляется какое то препятствие, и шофер давит на рычаг переднего либо заднего тормоза, без отличия какого именно.
На мотоциклах БМВ, зубчатый венец переднего колеса, находится на тормозном диске, а венец заднего колеса расположен на ступице (выделено красным кругом).
При нажатии на тормозной рычаг, вместе с концевым включателем стопсигнала, срабатывает и включатель, отправивший команду готовности на электронный блок ABS. В случае если же шофер надавит весьма быстро на рычаг тормоза, и колесо начинает блокироваться, то простая частота импульсов быстро уменьшается, а это сокращение тут же отслеживает электронный блок, и для него это как вой сирены — означающий сигнал опасности.
Тот же сигнал опасности появляется, в случае если электронные мозги улавливают отличие скоростей переднего и заднего колеса, исходя так же от сигналов включения включателей стопсигнала обоих рычагов — переднего и заднего. Это необходимо для того, в случае если к примеру мотоцикл едет на заднем колесе (а переднее колесо в этом случае перестаёт вращаться), и вы в таковой ситуации не давите на рычаг переднего тормоза, а давите лишь на задний тормоз.
По большому счету отличие во вращении задних колёс и передних, конечно минимальная скорость их вращения при торможении, «зашиваются» в эти электронного блока ещё на заводе. И в поездках, бортовой компьютер всегда сравнивает зашитые в «мозги» стандарты допустимых размеров, с неизменно поступающими импульсными сигналами с датчиков колёс. И в случае если эти сигналы не сходятся, то направляться сигнал опасности и соответствующая мгновенная реакция, которая разблокирует колесо.
Схема совокупности АБС компании Хонда.
Подробнее это происходит так. По окончании обнаружения «мозгом» совокупности сигнала опасности, в работу вступает аккуратный механизм — электрогидравлическое устройство, о котором я упоминал выше, именуемое инженерами модулятор.
Он встроен в тормозную магистраль и неизменно готов к быстрой работе.
Сигнал от управляющего электронного блока поступает на особый клапан (см. рисунок) что перекрывает проходное сечение магистрали, идущей от главного тормозного цилиндра до колодок и (тормозной скобы суппорта). И сейчас начинает трудиться особый электрический насос, что откачивает маленькими порциями тормозную жидкость из перекрытой клапаном тормозной магистрали, и этим откачиванием, понижается давление тормозной жидкости. И когда давление снизится, суппорт медлено отпускает колесо, которое начинает крутиться стремительнее, но его опять необходимо притормозить, в противном случае результата торможения не будет по большому счету.
Другими словами, электронасосу, под постоянными командами электронного «мозга», необходимо поддерживать такое давление в тормозной магистрали, дабы колесо и не блокировалось, и одновременно с этим действенно тормозилось суппортом, но на грани блокировки (сохраняло действенное сцепление покрышки с поверхностью дороги). И какая бы не была поверхность Почвы: сухой либо мокрый асфальт, снег либо лёд, мокрый либо сухой грунт, совокупность АBS будет трудиться на самой узкой грани сцепления покрышки колеса с поверхностью дороги, и эту грань, органы эмоций среднестатистического водителя, оценить не в состоянии.
А на этом рисунке, продемонстрирована установка модулятора на тормозной магистрали.
В то время, когда же шофер отпускает тормозной рычаг, то давление в тормозной магистрали от модулятора до главного цилиндра падает, и на рычаге тормоза, концевой включатель подтвердит «мозгам», что тормоза отпущены и возможно давать совокупности команду отбой. Сейчас клапан открывает сообщение главного суппорта и тормозного цилиндра, а насос возвращает в магистраль откачанную ранее тормозную жидкость, и в тормозной совокупности возвратится обычное состояние всех подробностей, неизменно готовых к новым действиям.
Всё, что я обрисовал выше, конечно же срабатывает за доли секунды, и самое основное то, что от этого срабатывания, блокировка колёс исключена на любом покрытии, и совокупность многократно снижает утрату контроля водителя над мотоциклом, да и над автомобилем также.
Отличия антиблокировочных совокупностей различных производителей.
Принцип работы совокупностей АБС (по русски), обрисованный мной выше, у всех однообразен, а вот выполнение команд при работе, и устройство смогут быть различными.
К примеру на некоторых мотоциклах компаний Ямаха либо КТМ , в каждой магистрали (переднего и заднего колеса) устанавливается собственный персональный модулятор (для лучшей безопасности). А на компании БМВ добились того, что один неспециализированный модулятор, может распределять тормозное упрочнение межу задними и передними колёсами. На известном флагмане круизёре Голдвинг, компании Ходда, да и на вторых свежих мотоциклах данной компании, инженеры внедрили более крутую совокупность.
В данной новейшей разработке, ABS трудится с комбинированной совокупностью тормозов Dual Combined Brake System, в которой установлены два двухсекционных модулятора, каковые обслуживают аж 4 свободные друг от друга тормозные магистрали ! В данной совокупности много клапанов и трубок, расположение и устройство которых может запутать кроме того самого продвинутого механика. А какой нибудь слесарь в автосервисе в глубинке, сходу сообщит до боли привычную фразу — «без сто граммов не разберёшься».
А по большому счету, кроме того самые сложные совокупности, весьма редко отказывают, конечно же в случае если своевременно поменять качественную тормозную жидкость, (так как грязь тут не допустима), конечно смотреть за целостностью проводов и чистотой клемм всей совокупности. И если бы антиблокировочную совокупность тормозов АБС начали устанавливать на серийный транспорт намного раньше, то без сомнений многие аварии возможно было бы не допустить.
Не редкость появляются неисправности АБС, и на многих иномарках наряду с этим может загореться лампочка на панели устройств.
Как самостоятельно совершить диагностику (поиск неисправностей) и произвести ремонт антиблокировочной совокупности тормозов, рекомендую почитать вот в данной нужной статье.
Ну а сделать для себя верный вывод, нужна ли вам антиблокировочная совокупность ABS, либо нет, возможно лишь в случае если ощутить её работу на скользкой дороге, а позже прокатиться во второй раз, но уже без неё; отличие почувствует любой шофер.