Узкий лед: До тех пор пока ненастало лето
- Дизельные автопоезда для алмазных шахт ожидают собственной очереди, дабы пересечь замерзшее озеро в канадских Северо-Западных территориях Прошедшей зимний период лед в первый раз не достиг метровой толщины, нужной для поездок по нему тяжелых трейлеров Самая долгая в мире зимняя ледовая дорога — автострада Тиббитт-Контвойто на северо-западе Канады — в большинстве случаев делается годной для многотонного транспорта к концу января
Температура: -250С. Расположение: середина замерзшего озера Уэйт в 1600 км на север от границы с США. С шестью канадскими экспертами по зимникам (снежным либо ледовым дорогам) мы стоим на обочине автострады, которая выходит из прибрежного замерзшего леса, пересекает озеро и прячется где-то за горизонтом.
В бледном свете зимы кроме того солнце думается замерзшим.
В 50 метрах от нас тягач тащит 40 т горючего, его громадный дизель грохочет. Но я вздрагиваю от другого звука: лед под отечественными ногами звучит, как раскалывающееся стекло. Но окружающие как словно бы вовсе не подмечают этого.
По всей видимости, метровый слой льда ведет себя так любой раз, в то время, когда по нему едет массивный автопоезд.
Но я подмечаю еще кое-что необычное. В нескольких метрах от дороги ровная поверхность озера Уэйт разрывается на кусочки, и из-под нее проступает тёмная вода. В то время, когда трейлер проходит мимо, вода поднимается, затопляя окружающие льдины, после этого неспешно убывает.
Эксперты сосредоточенно наблюдают на это, не произнося ни слова. В то время, когда твоя работа — смотреть за состоянием зимника, меньше всего на свете ты желаешь видеть воду.
Тут, в северо-западных территориях, поверхность является чередой бессчётных озер, арктических лесов и вязкой тундры. На территории в два раза больше по площади, чем Мексика, возможно встретить всего 42 000 людей и около 1000 км мощеных дорог. В случае если нужно добраться в какое-то второе место района, нужен летательный аппарат.
Но, в первых числах Ноября тут наступает зима. Температура быстро падает, озера покрываются льдом, а болота мёрзнут. В то время, когда лед делается толще четверти метра — в большинстве случаев это случается в последних числах Декабря, — снегоочистители сползаются из шахт и окрестных деревень и начинают расчищать лед от снега, дабы ускорить его утолщение.
Наконец лед делается достаточно прочным для перемещения грузовиков, и на свет появляется известное инженерное творение Севера — шестисоткилометровая зимняя автострада Тиб-битт-Контвойто, простирающаяся от шахт района Нунавут до Йеллоунайфа, центрального города канадских Северо-Западных территорий. Чтобы выстроить эту дорогу, 140 рабочих строительной компании Nuna Logistics трудятся не покладая рук двадцатичасовыми ночами при температурах, опускающихся до 60° ниже нуля.
К концу января они завершают создание самой долгой в мире «тяжеловозной» ледовой дороги шириной в восемь полос. В то время, когда толщина льда делается больше метра (в большинстве случаев это происходит примерно к концу февраля) дорога способна выдержать восьмиосный автопоезд массой около 70 тысячь киллограм.
Дорога обслуживает рудники, извлекающие из местных богатых месторождений алмазоносную породу — кимберлит. С того времени как первые образцы данной породы были отысканы тут в первой половине 90-ых годов двадцатого века, Канада, ранее не имевшая дело с бриллиантами, стала третьим в мире страной по количествам добычи этого драгоценного материала (по окончании Республики Ботсвана и России).
В прошлом году два рудника этого района произвели более 12 млн. карат ценой $1,5 млрд. В текущем году открылся еще один рудник, в Снэп-Лейк, на половине пути между северным и южным окончанием автострады Тиббитт-Контвойто. Дабы шахты функционировали, 300 000 тысячь киллограм горючего, взрывчатки, бетона и стали должны перевозиться по льду ежегодно.
Если вы желаете определить побольше о канадских зимниках, непременно вы должны поболтать с Джоном Цигарликом. В первую очередь 1980-х он был директором золотого прииска в Эко-Бей и смотрел за постройкой золоторудной шахты в 400 км севернее Йеллоунайфа и ледовой дороги, соединявшей ее с местным центром. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века Цигарлик ушел на пенсию, но спустя всего 14 дней заслуженного отдыха основал новую компанию Nuna Logistics и убедил собственного преемника разрешить ему управлять зимником.
До тех пор пока добыча алмазов не достигла современного масштаба, каждую зиму по ледовой дороге 700−1000 груженых автопоездов шли на север, в основном на золотые прииски. Стремительный рост добычи алмазов за семь лет увеличил число автомобилей на порядок. Но одновременно с этим над дорогой Цигарлика навис дамоклов меч — глобальное потепление.
«Сегодняшний год — самый неудачный за все время», — говорит Цигарлик. Это приветливый, учтивый мужчина 69 лет, очевидно не склонный к преувеличению. По данным ученых, зима 2005−2006 годов — самая теплая за последние 150 лет.
В столбик 2005-и декабрь ртути всегда скакал около -250С, в следствии лед утолщался столь медлительно, что открыть ледовую дорогу удалось лишь 5 февраля. на данный момент финиш марта, и лед до сих пор не достиг метровой толщины, нужной для проезда всецело груженых автопоездов. Это время года — целое невезение: за исключением 2002 и 2004 годов, весенняя температура в Канадской Арктике в течение последних восьми лет не превышала среднего уровня.
Несколькими часами ранее мы с Цигарликом съехали с гравийной дороги приблизительно в 65 км от Йеллоунайфа в северо-восточном направлении и продолжили отечественный путь по ледовой автостраде, иногда натыкаясь на долгие трещины во льду шириной в несколько сантиметров. По окончании часа пути, в то время, когда мы пересекали маленькой пруд, мы проехали мимо оцепленной территории, где под лед провалился снегоочиститель.
Самый неспокойный участок автострады находится тут, на льду озера Уэйт. По обстоятельствам, до конца не понятным никому, лед на участке длиной 6 м не стал таким же толстым, как везде, вынудив дорожников пускаться на хитрости.
Среди озера рабочие собрали опорную поверхность из металлических и древесных балок и вморозили ее в лед в виде необычного моста через страшное место. Он обязан выдержать — до тех пор пока. Но сезон не закончится до начала апреля, и тысячи груженых автопоездов так же, как и прежде ожидают команды, дабы стартовать из Йеллоунайфа.
Цигарлик и я продолжаем двигаться на север в его пикапе Ford F-350 Super Duty. Деревья становятся ниже и появляются все реже, после этого совсем исчезают. В месте, где автострада проходит по перешейку между озер, рабочие компании Nuna возвышают полосу автострады над другой поверхностью.
Но 85% дороги проложено по озерам. Кое-какие такие длинные, что на пересечение их уходят часы; одно из них кроме того взяло прозвище «Озеро двух фильмов» (по количеству кинофильмов, каковые за время пересечения успевает взглянуть водитель-сменщик).
Широкая прямая дорога, белая и с белым ландшафтом, делает поездку монотонной, но неизменно нужно быть начеку — опасность подстерегает везде. Водители-дальнобойщики, каковые не первый год ездят по этим дорогам, не пристегиваются ремнями безопасности.
Сталкиваться тут не с кем, а вдруг лед даст трещину, у водителя будут считанные секунды, дабы успеть выпрыгнуть из автомобиля. Совсем сравнительно не так давно тут погиб 23-летний шофер снегоочистителя: его машина провалилась под лед и он утонул.
В 2000 году одного из рабочих компании Nuna постигла та же участь: его снегоочиститель провалился под лед. Сотрудники смогли извлечь его из воды, но действие ледяной воды и леденящего воздуха стали причиной сердечному приступу со смертельным финалом.
В то время, когда мы пересекаем озеро Лак-де-Гра, приближаются сумерки, начинает идти легкий снежок, а солнце — туманный оранжевый шар в небе — делается столь же невыразительным, как и местный ландшафт. После этого наступает ночь.
порывы 30 ветра и Минус градусов скоростью до двадцати метров/с, превращающего снег во метель. Цигарлику нравится эта погода: «Если она продлится 14 дней, все будет замечательно».
Базы механики ледовых дорог известны пара десятилетий. В то время, когда груженый автомобиль движется по льду, он легко придавливает его, образуя во льду что-то наподобие чаши в пара сантиметров глубиной и пара метров диаметром. Чем выше скорость, тем больше прогиб.
При превышении критической скорости, которая зависит от местных условий, грузовик может уничтожить дорожное полотно так очень сильно, что следующая машина провалится под лед. По данной причине большая разрешенная скорость на автостраде Тиббитт-Контвойто в большинстве случаев около 35 км/ч. А на сложных участках, таких как озеро Уэйт, скорость должна быть еще меньше.
Потому, что вогнутость движется вместе с грузовиком, вытесненные воды образуют волны подо льдом. В то время, когда эти волны достигают берега, они отражаются от него и интерферируют с волнами противоположного направления, что может привести к разрушению льда. Исходя из этого везде, где это быть может, строители прокладывают ледяную автостраду под углом к близлежащему берегу, дабы не допустить разрушения на дорожном полотне.
Ежедневно команда экспертов проходит всю дорогу, измеряя радаром толщину льда. Один из мужчин, движущийся сейчас с нами на протяжении дороги, — Сэм Проскин, инженер-геотехник. Его задача — анализ процессов, происходящих подо льдом.
Проскин пробует создать многомерные карты тяжелых участков, применяя более сложный радар. Он сохраняет надежду, что это даст ответ на наиболее значимый вопрос: как водные течения, песчаные отмели и другие подледные факторы воздействуют на нижний слой льда. Познание этих процессов имело возможность бы оказать помощь инженерам проложить дорогу По другому маршруту, максимально сократив число таких проблемных участков, как озеро Уэйт.
«Физические особенности льда прекрасно изучены в лабораторных условиях, — говорит Проскин. — Но, в то время, когда вы экстраполируете эти знания на километры дорог, оказывается, что не все так легко. Лед как словно бы самопроизвольно утолщается, тает, идет трещинами. В общем, ведет себя подобно живому существу».
Для строителей дорог это указывает работу с феноменом, что еще не хватает изучен учеными. К примеру, перемещение при верно выбранных нагрузках и скоростях делает лед прочней.
Как говорят водители-дальнобойщики, они «подмораживают лед», но нет очевидных доказательств, что таковой физический процесс вправду происходит: это еще одна тайная льда. «Лед — вызов для инженера, — говорит Проскин. — Это жёсткое вещество около точки плавления. Если вы нагреете сталь до подобных температур и разрешите войти по ней тяжести, она также будет вести себя необычно».
Прибыв на базу в Лак-Де-Гра, мы определим новость: сейчас по окончании полудня на Громадном Невольничьем озере, в 320 км к югу, еще один снегоочиститель провалился под лед. Шофер выжил, но эта неудача — еще одно печальное напоминание об опасности.
Подобно двум вторым придорожным базам, в Лак-де-Гра тепло, а помещения устелены коврами. Это место ночлега для 49 рабочих Nuna. Тут имеется кафе, номера со спутниковым тв.
Время от времени дальнобойщикам предлагают переночевать тут, но в большинстве случаев они дремлют в собственных кабинах, пуская моторы на холостые обороты, дабы самим согреться и не волноваться о том, что с утра замерзший мотор не заведется. Сборные модули базы очень сильно напоминают космическую станцию.
Потому, что окон мало, тут не ощущаешь, где во Вселенной ты находишься. Все ходят без обуви, в одних носках.
Но действительность ожидает нас сходу за дверью. Следующим утром Цигарлик против собственного жажды закрывает дорогу на 24 часа. Но пара автопоездов алмазодобывающей компании Таhera двигаются по зимнику.
Я прыгаю в второй пикап вместе с главным экспертом по ледовому профилю Альбертом Брандлом. Видимость — 10 метров.
Мы движемся на север, пересекая озеро за озером. Наконец на одном из перешейков настигаем несколько заправщиков, ведущий тягач застрял в снежном заносе. В то время, когда снегоуборщик появляется, Брандл прицепляет к нему позади грузовик тросом.
Снегоуборщик включает максимально низкую передачу, но грузовик не сдвигается с места. Снегоуборщик сдает задом и пробует вытянуть машину с разбегу. Еще два рывка, и дело сделано.
Радуясь, Брандл возвращается в кабину.
За те пять мин., что он был снаружи, его щеки побелели от мороза.
Ближе к ночи шторм затихает, и следующим утром Цигарлик везет меня обратно в Йеллоунайф, откуда я полечу к себе. В то время, когда я звоню ему спустя семь дней, его голос пронизан смирением и усталостью. «Нам было нужно закрыть дорогу позавчера, — говорит он. — Несколько дней температура была выше допустимой. И вода проступила во многих местах».
В первый раз ледовая дорога отказалась помогать целый сезон — лишь 6800 из 9000 груженых трейлеров смогли пройти по ней. Другое нужно будет доставлять по воздуху, что в 6−8 раз дороже, чем по льду. В конечном итоге раннее закрытие дороги приносит алмазным рудникам убытки в десятки миллионов долларов.
У погоды вздорный темперамент, так что будущие зимы смогут быть весьма холодными. Но уже сейчас ясно, что в будущем нельзя рассчитывать на продолжительные месяцы прочного льда ежегодно. Цигарлик лучше, чем кто-либо второй, знает, что строительство зимников уже ни при каких обстоятельствах не будет мероприятием без риска. «Чем больше ты осознаёшь лед, — говорит он, — тем больше ты его опасаешься».
Разрушитель дороги
12 января 2000 года приблизительно в 7 часов утра около форта Провидения лед реки Макензи cтал звучно трещать. Через считанные секунды под воду ушел седельный тягач Northbound Super, перевозивший ДТ.
К счастью, кабина автопоезда осталась нужно льдом, так что шофер отделался переохлаждением и испугом. В тот сутки зимник был открыт лишь для проезда легкого транспорта массой до 4 т. Что побудило водителя автопоезда с 60 т солярки несмотря на запрет выезжать на узкий лед, осталось неясным.
По окончании несчастного случая зимник закрыли для проезда любого транспорта, после этого в течении 48 часов экологические работы откачали все горючее из цистерны автопоезда. 15 января посредством взрывчатки грузовик был извлечён из-подо льда.
Только пять дней спустя по окончании несчастного случая зимник открыли для перемещения в объезд участка реки, где провалился автопоезд. Думается, в следующий раз шофер грузовика рисковать уже не будет.
Российские зимники
Об изюминках создания русских зимников нам поведал папа главреда «Популярной механики» Валерий Александрович Грек, основной инженер компании «Певекстрой», что всю жизнь занимается постройкой за Северным полярным кругом.
Строительство
Не смотря на бытующую точку зрения, зимники не чистят, а «накатывают». Дабы их выстроить, в первую очередь снег утрамбовывают. В большинстве случаев это делают при помощи трубы диаметром 325−500 мм либо громадного швеллера, сваренного под углом, каковые на цепях тянут за собой бульдозеры.
По окончании каждого выпадения снега бульдозер накатывает автостраду. В то время, когда накатанная дорога поднимается выше снежного покрова, ее фактически не заносит при ветре, разве что при громадных снегопадах.
Эксплуатация
С первыми морозами, в то время, когда грунт уже «держит» машины, в том месте, где нет водных рубежей, начинается эксплуатация. Ледовые дороги у нас проходят лишь в том месте, где сложно проложить их по суше и легче по воде.
В случае если нет водных рубежей, то в большинстве случаев дорога раскрывается в октябре, а закрывается в первых числах Мая. В случае если же дорога пролегает кроме этого по морю либо реке, все зависит от ледостава, в этот самый момент не редкость громадной разброс дат.
Примерно через каждые 30 км на зимнике стоят будки механизаторов, тут же в большинстве случаев расположены два бульдозера и устройство для накатки снега. По окончании пурги и снегопадов они всегда накатывают автостраду.
Опыт
Для езды по зимникам хорошо иметь опыт. На протяжении пурги автострады покрывает слой снега толщиной 50−70 см. Не редкость, что приходится обходить застрявшую встречную машину по целине.
Особенно страшны наледи на реках, в то время, когда поверх льда в сильные морозы выступает вода и начинает мёрзнуть. Возможно свободно провалиться. У меня был подобный опыт.
На Чукотке, неподалеку от села Усть-Чауна, мы провалились под лед на вездеходе ГТСМ. Нужно льдом осталась одна крыша. Разрезали тент, вылезли и влажные шли до ближайшего совхоза 5 км при 20-градусном морозе!
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№53, март 2007).
Turmoil in Russia — The Assassination of Rasputin I THE GREAT WAR Week 127
Записи по принципу Рандом:
- Как будет смотреться полиция будущего
- Байк уподножья вулкана: харлей
- Адаптивные фары обучили светить…
- Вженеве дебютирует «потоковый»…
- Aston martin db10 джеймса бонда…
- Schl? rwagen: 75 лет германскому…
самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:
-
«Дорога в лето»: грезы сбываются…
Дорога в лето : Грезы сбываются, либо Приключения Жужи в Скандинавии 6 тыс км по маршруту Минск – Варшава – Берлин – Копенгаген – Осло – Стокгольм –…
-
«Дорога в лето». дмитрий и его…
Дорога в лето . его путешествие и Дмитрий по Европе: 7 тысяч км на Skoda Superb Меня кличут Дмитрий. Живу в Могилеве. Желаю поведать об автопутешествии,…
-
Лето 2016. часть 5. дорога и великий новгород к себе.
Лето 2016. Часть 5. дорога и Великий Новгород к себе. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Отпуск медлительно, но правильно доходил к собственному логическому…
-
«Дорога в лето». беларусь — скандинавия…
Дорога в лето . Беларусь — Скандинавия — Беларусь: 7,7 тысячи км за 20 дней …Все началось с того, что у Валерии из Гродно и ее мужа в текущем году было…
-
«Соседи в пробках». специалист по…
Соседи в пробках . Специалист по ПДД Юрий Краснов и Опель Zafira: Ни один шофер не может нормально крутить руль! В большинстве случаев на AUTO.TUT.BY майор Краснов…
-
Парковка — дело узкое В Англии совершили изучение на тему, как создают парковку разные водители. В то время, когда компания протестировала манеры…
-
«Дорога в лето». сестры лена и…
Дорога в лето . Сестры Таня и Лена, прокатный Nissan и Исландия, которая в тысячу раз красивее картин в сети Мы решили рвануть в Исландию, забрать…