Свист ишорох
Улицы Москвы приняли этап первенства электромобилей в начале лета. И нужно заявить, что это вправду весьма необычные гонки. Тут все не так, как должно быть.
Наблюдать «Формулу Е» по телевизору катастрофически скучно — узкие муниципальные автострады фактически исключают обгоны, гонки на однообразных автомобилях кажутся однообразным «паровозиком», а побеждает тот, кто лучше других совершит пит-стоп. В зрелищности «Формула Е» проигрывает и достаточно неинтересной в этом сезоне из-за доминирования Mercedes-Benz «Формуле-1», и тем более безукоризненному шоу американского Indycar, и по большому счету всем другим сериям гонок на машинах с открытыми колесами.
Но вот то, что происходит вне автострады, вправду поражает. Это видно не всем — но нам довелось посмотреть за кулисы и ощутить дыхание прогресса. Создатели чемпионата «Формулы Е» попытались все сделать не так, как у людей.
Кроме того сезон начинается не зимой-весной, как в подавляющем большинстве серий, а в осеннюю пору — и продолжается до следующего лета, захватывая два года. Другими словами победитель чемпионата Нельсон Пике-младший стал не «чемпионом’2015», а «чемпионом’2014/15». А мы отправимся в боксы.
Характеристики Spark-Renault SRT_01E
Одной из задач разработчиков было создание довольно недорогого гоночного автомобиля, одновременно с этим компилирующего в себе самые новейшие технологии. Несложнее говоря, в случае если в «Формуле-1» главной целью есть уровень качества, то в «Формуле Е» — качества и соотношение цены.
Размеры (шасси Dallara)
Протяженность: 5 000 мм
Ширина: 1 800 мм
Высота: 1 250 мм
Минимальная масса: (с пилотом) — 896 кг
Силовой агрегат McLaren
Большая мощность: 200 кВ (270 л.с.)
Мощность в режиме гонки: 150 кВ (202,5 л.с.)
Мощность в режиме FanBoost: 180 кВ (243 л.с.)
Разгон 0−100 км/ч: 3 с Большая скорость: 225 км/ч
Шины Michelin: универсальные, 18 дюймов
Электрическая скорость
Электромобили смогут ехать скоро. Всемирный рекорд скорости на электромобиле не так и мелок — 495,14 км/ч, установлен он в 2010 году на особом болиде Buckeye Bullet 2.5.
Но как вынудить гоночный электромобиль ехать не только скоро, но и достаточно продолжительно, чтобы преодолеть более либо менее адекватную расстояние гонки? Одно дело — скоростной заезд длительностью пара мин., а второе — полноценное соревнование на автостраде.
Слухи о будущем появлении «электрической формулы» появились в начале 2010-х, был кроме того представлен прототип Formulec EF01, выстроенный совместно Mercedes-Benz и Siemens. В 2012-м было официально заявлено о том, что проект будет воплощен в действительность, а в прошлом году стартовал первый сезон.
Специально для серии был создан электроболид — Spark-Renault SRT_01E. В его создании в итоге учавствовали эксперты Spark Racing Technologies, McLaren Electronic Systems, Williams Advanced Engineering, Dallara и Renault — и на выходе оказалась весьма занимательная машина.
Уже со следующего сезона командам будет дано дорабатывать болид по собственному усмотрению, а потом — конструировать собственные автомобили, как в «Формуле-1». Но пока «Формула Е» — это моносерия, потому, что на данный момент серьёзнее отработать технологии.
Двигатель и все электронные компоненты Spark-Renault SRT_01E разрабатывали в McLaren (мотор подобной схемы стоит на гибридном суперкаре McLaren P1). Весит агрегат всего 26 кг (плюс 320 кг на аккумуляторная батареи) и выдает 200 кВ — около 270 л.с. в эквиваленте, что достаточно мало в сравнении с 600 л.с. той же «Формулы-1».
- Электрическое сердце болида создано компанией McLaren. Это единственная часть, которую механики весьма просили не фотографировать. Но мы сняли Руль, как и в «Формуле-1», помогает одновременно приборной панелью — ко мне выведено и управление, и информационный экран Дарио Франкитти, победитель Indy 500 2007, 2010 и 2012 годов, позирует у Spark-Renault SRT_01E. В Москве он сделал демокруг по автостраде, не смотря на то, что гоночную карьеру завершил два года назад
Главная неприятность не мощность, а запас хода. Непременно, на болидах стоит созданная Williams совокупность рекуперации энергии RESS, увеличивающая ресурс двигателя, — но этого мало. Расстояние гонки (чуть больше 80 км) автомобиль на полной скорости пройти без подзарядки не имеет возможности.
Тут-то и появляется первое коренное отличие «Формулы Е» от всех других чемпионатов. На протяжении пит-стопа машина не заряжается, потому, что полный заряд занимает около 50 мин. и на него нет времени. Нет, в ней кроме того не меняют батареи на уже заряженные.
Все существенно радостнее — болид закатывается в боксы, и пилот обязан с свирепой скоростью пересесть на другой, заблаговременно подготовленный и заряженный автомобиль. Шоу выдающееся. Дополнительным стимулом помогает ограничение большого времени нахождения на пит-лейне, в противном случае будет штраф.
Вперед, на автостраду
Они спешат фактически очень тихо. Лишь свист крутящихся элементов да шорох шин по асфальту — порядка 80 дБ, чуть шумнее простой дорожной автомобили. Действительно, в Москве к этим звукам прибавился еще один компонент — грохот дна автомобиля об асфальт.
В норме автомобили смогут протираться о поребрики, но российские дороги — кроме того в центре столицы — для гонок очевидно не подходят, не смотря на то, что дыры в спешном порядке заделали. Особенно пилоты жаловались на шикану около Ветхого отеля .
Дикарка изобилует другими элементами и люками рельефа — болиды с их символической посадкой скрежетали об асфальт так, что казалось, на данный момент развалятся. Но обошлось.
Заряд аккумуляторная батарей каждого автомобиля отражается на табло — его знают не только эксперты команды, но и все зрители. В то время, когда остается порядка 5%, необходимо подумывать о пит-стопе. Самые рисковые додерживают до 2% и только тогда меняют машину.
Мощность электродвигателей на протяжении гонки искусственно ограничена 150 кВ (202,5 л.с.).
Тут опять вступает в собственные права оригинальность. Решив расширить интерактив «Формулы Е», организаторы придумали такую штуку, как FanBoost.
Сущность в том, что перед гонкой на сайте серии проводится интернет-голосование фанатов, каковые выбирают собственного любимого гонщика. Тройка пилотов-фаворитов приобретает преимущество в гонке — для каждой из сменных автомобилей они есть в праве надавить особую кнопку и на пять секунд повысить мощность до 180 кВ (243 л.с.).
К примеру, для серьёзного обгона. Совсем неестественное, само собой разумеется, приз и «ограничение», но таковы современные тенденции — больше шоу, зритель обязан ощущать собственную вовлеченность.
- Себастьен Буэми и два инженера трудятся над настройками автомобили. Один из плюсов «Формулы Е» — близость пилотов и фактически свободное посещение боксов при наличии особого билета Подача холодного воздуха в воздухозаборники. Засасываемый снаружи воздушное пространство проходит через контейнер с сухим льдом и охлаждает батареи и двигатель
На привлечение болельщиков к новой серии направлено всё. Пожалуй, таковой открытости в плане общения и технологий с журналистами мы не видели нигде, не считая американских гонок (с Америкой в плане дружелюбия и доступности старухе Европе не сравниться).
Временные палаточные боксы ничем не прикрыты, только время от времени команды вешают заградительную ленту, дабы зеваки и журналисты с VIP-пропуском не путались под ногами. Только один раз, в то время, когда я стоял в боксе и фотографировал «обнаженный» двигатель на болиде одной из команд, ко мне подошел механик и культурно попросил не публиковать снимки. «Тут настройки!», — сообщил он. Но, что скрывать, в случае если все равно зайти и взглянуть может кто угодно.
Странная открытость разъясняется а также одним занимательным причиной — тут нет телеметрии. По большому счету. Она запрещена правилами.
Исходя из этого в боксах нет терминалов, за которыми сидят напряженные сотрудники команд, осуществляющие контроль любой параметр автомобили. Выглядит, как в далекие шестидесятые.
Пилоты «Формулы Е»
Перечень пилотов «Формулы Е» напоминает F1 пяти-десятилетней давности. Все имена привычны — те, кто не сумел задержаться в «королеве автоспорта» (либо кроме того попасть в нее), сползают ко мне.
Ник Хайдфельд, Ярно Трулли, Нельсон Пике-мл., Лукас ди Грасси, Себастьен Буэми, Жером д’Амброзио, Жан-Эрик Вернь и другие — из 30 пилотов, стартовавших в сезоне 2014/15, 17 человек ранее выступали в «Формуле-1»! Помимо этого, в боксах возможно встретить большое количество известных пилотов прошлых лет. К примеру, в Москве за руль «Формулы Е» на показательных заездах сел четырехкратный чемпион IndyCar и трехкратный победитель Indy 500 Дарио Франкитти.
Технологии в действии
Все события на автостраде — тренировки, квалификация, гонка — вписываются в один-единственный сутки, в большинстве случаев субботу. Причем для квалификации пилотов методом жеребьевки дробят на четыре подгруппы, приобретающих по десять мин. для выезда на автостраде.
В случае если в середине квалификации начался ливень, то попавшие в последнюю подгруппу теряют шансы на высокие места. Им нужно будет преодолевать стихию.
Кстати, о дожде. Еще одно отличие от других серий — в «Формуле Е» нет разных составов резины. Нет софта, харда, кроме того дождевых шин.
Компания Michelin создала одну шину на все случаи судьбы.
Более того, за гоночный сутки пилот может применять всего один набор резины — для всех свободных заездов, квалификации и гонки (маленькая поблажка: в качестве «запаски» возможно сохранить два колеса с предыдущей гонки, одно переднее и одно заднее). Исходя из этого довольно вторых серий с открытыми колесами шины «Формулы Е» возможно назвать каменными.
В определенной мере это фактор, снижающий скорость — сверхтвердая шина с канавками непременно медленнее слика. Но все обходится дешевле и несложнее.
Сейфти-кары также необыкновенны и не меньше занимательны, чем сами болиды. Совсем фантастически выглядящие BMW i8 (это гибрид, но по автостраде он перемещается, как возможно выяснить по звуку, только в электрическом режиме) и на данный момент i3 в качестве автомобиля помощи.
BMW так рекламирует свежезапущенную линейку гибридов с возможностью подключения к электросети (Plug-in hybrid). не меньше заметен и прячущийся в боксах официальный автомобиль директора гонки — хорватского производства электрический суперкар Rimac Concept One.
Таких автомобилей произведено всего 88 экземпляров, и, что весьма интересно, Rimac пара приемистее и стремительнее самих болидов: и до много разгоняется стремительнее на 0,2 с, и большая скорость у него выше, и запас хода намного больше. И стоит он в пять раз дороже.
Само собой разумеется, болиды «Формулы Е» возможно еще «разогнать». 225 км/ч — неестественное ограничение, как и стремительная разрядка батарей. Не более чем для повышения уровня и увеличения зрелищности безопасности на узких городских автострадах.
Плюс отработка свежих гоночных разработок.
- Съемные элементы на протяжении работы в боксах выставлены на обозрение перед боксами. Зрелище прекрасное. На переднем замысле — голубые элементы японской команды Amlin Aguri Стартовая решетка.
Воздухозаборники до последнего момента подключены к внешней совокупности охлаждения. Ник Хайдфельд (слева в белом) спокоен и расслаблен. В данной гонке он финиширует на подиуме
У «Формулы Е» громадное будущее. Вначале командам разрешат дорабатывать аналогичные болиды, после этого — строить личные, после этого возрастут скорости, после этого электрические гонки переберутся с городских автострад на скоростные автодромы.
И когда-нибудь они — в полной мере возможно! — превзойдут «Формулу-1» как минимум в плане скоростей и популярности. по поводу зрелищности — тяжело сообщить, тут все зависит от конкретной трассы и сезона.
Легко это самое начало, и по нему тяжело делать выводы и тем более сравнивать с сериями, имеющими полувековую историю. По крайней мере, подходом к пит-стопам, режимом аккумуляторная, отсутствием телеметрии, свободой доступа и необыкновенной шинной концепцией «Формула Е» уже успела поразить. Посмотрим, что будет дальше.
Статья «шорох и Свист» размещена в издании «Популярная механика» (№154, август 2015).
Задняя ступица. Caddy. Звук, свист, вой, шорох..
Записи по принципу Рандом:
- Ford t: шедевр бронзового века
- 10 Машин схудшими пропорциями
- Комфорт извакуума: активная опора…
- Дорожные камеры повышают возможность аварий
- 10 Машин, опередивших собственное время
- 5 Нужных советов поремонту автомобиля
самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:
-
Дни скорости: самая-самая гонка
Дни скорости: Самая-самая гонка Команда Audi, победитель Ле Манна 2005 года, в текущем году стала первым автопроизводителем, представившем на легендарном…
-
Накрепко едешь – первым будешь
Накрепко едешь – первым будешь Накрепко едешь – первым будешь ЧТО Купить, КОМУ «ПРОДАТЬСЯ» Чуть мы объявили еще одно первенство заводской марки в…
-
Собственный среди чужих: гонки, которых небыло
Собственный среди чужих: Гонки, которых небыло На экране компьютера На гоночной автостраде Основное отличие «виртуальной» езды от настоящих гонок — молчание…
-
Три тысячи километров наодном литре
Три тысячи километров наодном литре В огнестойком шлеме и гоночном комбинезоне я опускаюсь в глубокое спортивное кресло-«ковш» с массивной боковой…
-
Жажда скорости Генри Сигрейва «Ты сделал это, Генри, ты установил новый рекорд», сообщила супруга. И через пара секунд он погиб — в случае если и без ухмылки на…
-
Аголова в багажнике!: Шеф в Городе роботов Boss — тяжелый джип Chevy Tahoe, переделанный командой Tartan Racing под независимую езду. Он претендует на…
-
Джип-триал среди скал: чемпионат…
Джип-триал среди скал: Чемпионат Европы Евротриал-2008 Крен автомобиля уже велик, а ведь еще предстоит вырулить из ложбины. Машины…