Многие водители возможно неоднократно вспоминали, из-за чего скрипят тормоза? Да по той же причине, что и нож по стеклу либо фарфору. И физики в далеком прошлом уже изучают и обрисовывают процесс возбуждения автоколебаний от сухого трения.
Но выясняется, что намного легче вынудить пилу играться от смычка скрипки, чем заглушить писк тормозного диска.
За долгие годы производства тормозных дисков и колодок, какие конкретно лишь добавки не вводили инженеры в материал фрикционных накладок, но всё без толку. Замолчав в одном режиме частот, диск заводил собственную тоскливую песню на втором диапазоне.
И вот наконец произошел прорыв. Инженеры компании «Даймлер-Крайслер» решили подойти к давешней проблеме иначе. Они кинули все собственные силы на опробования вентилируемого диска, каковые кстати, всё чаще появляются на неспортивных серийных автомобилях.
Сам вентилируемый тормозной диск складывается из двух дисков, соединённых 35 рёбрами вентиляторных лопаток. Осветив лучом лазера вибрирующую со звуковой частотой поверхность тормозного диска, учёным удалось зафиксировать и создать графики этих колебаний.
Стало известно, что уже всего через пол оборота по окончании прижима диска колодками, возбуждается резонансная форма, частотой около двух килогерц. И она то и злит отечественный слух. И инженеры решили: а ну как мало укоротить лопатки.
Сообщено — сделано, но визг остался, правда уже его тон понизился на 100 Герц (прям как настройка музыкального инструмента).
Тогда учёные решили функционировать избирательно. Они срезали вершины только у 6 рёбер (через каждые 60°). И наконец то итог превзошёл все ожидания — тормозной диск замолчал. И возможно он снова желал продемонстрировать собственный писк, и в другом диапазоне, но в частотах: лишь начнёт раскачиваться на двух килогерцах, как под колодку подходит участок, настроенный на 1900 Герц.
Снова постаравшись забрать эту низкую ноту, как подходит следующий участок, заставляющий повышать частоту. Так и запутались частоты, а тормозной диск не издал тишина.
В итоге инженеры компании весьма довольны. Ещё бы, им удалось создать рецепт бесшумных тормозов, и кстати не только автомобильных. С успехом испробованы ЖД варианты, соответственно не так долго осталось ждать станет тише на вокзалах и в метро.
Дело сейчас за серийной индустрией.