Съёмник для подшипников может потребоваться при ремонте любого агрегата автомобиля либо мотоцикла и без него фактически нереально произвести грамотную и стремительную замену изношенных подшипников в любом механизме. В данной статье мы разглядим пара вариантов съёмников, как самодельных, так и заводских, каковые разрешат стянуть подшипник с вала скоро и действенно.
Перед тем как начать обрисовывать съёмники для подшипников и варианты их изготовления, направляться написать пара строчков о самом ходе стягивания подшипника с вала. Существуют два вида ремонта, при которых подшипник стягивают с вала для замены самого подшипника (если он изношен), либо для замены не подшипника, а той изношенной подробности, которая сидит на валу под подшипником (к примеру шестерни).
Так как часто бывает так (к примеру при ремонте коробки передач), что сам подшипник, сидящий на валу совсем не изношен, а изношена как раз шестерня, сидящая на валу под подшипником. И дабы заменить изношенную шестерню (стянуть её с вала), необходимо сперва стянуть с вала сам подшипник. А так как он не изношен, то его направляться стянуть с вала не повредив его (особенно в случае если подшипник фирменный, хорошего качества и стоит не дёшево).
Ну а дабы не повредить подшипник при стягивании его с вала, необходимо иметь как раз таковой съёмник, лапки которого будут давить именно на внутреннюю обойму (см. рисунок 1 А слева), а не на сепаратор с шариками и наружную обойму. Другими словами конструкция съёмника для подшипников должна иметь такую форму лапок (либо второй давящей части) каковые будут стягивать подшипник с вала создавая давление лишь на внутреннюю обойму.
В случае если же давить на наружную обойму (а тем более на сепаратор), то при стягивании подшипника с вала, огромная нагрузка сместит наружную обойму довольно внутренней, и таковой подшипник потом продолжительно не проработает.
Ну а вдруг лапки съёмника сделаны так, что давят не на внутреннюю обойму, а на сепаратор подшипника, либо его наружную обойму, а другого съёмника для подшипника у вас нет, то тогда направляться стянуть подшипник с вала коробки передач создавая давление на шестерню, которая соответственно будет давить лишь на внутреннюю обойму подшипника — это продемонстрировано на рисунке 1 Б.
В случае если же изношен сам подшипник и его нужно стянуть с вала для замены, то конструкция съёмника возможно любой, другими словами давить при стягивании возможно будет на одну из частей подшипника (к примеру как на рисунке 2), только бы его стянуть с вала, очевидно без порчи самого вала. Сохраняю надежду с этим ясно начинающим ремонтникам и возможно переходить к самим съёмникам для подшипников. Сперва мы поболтаем о нескольких заводских вариантах, а позже будут обрисованы варианты самодельных съёмников.
Очевидно все варианты съёмников нереально обрисовать в одной статье, но я попытаюсь обрисовать самые действенные.
Заводские съёмники для подшипников.
Заводских съёмников на данный момент возможно заметить огромное количество в продаже, как от солидных производителей, так и от небольших подвальных фирмочек, отливающих подробности съёмника иногда из самых недорогих и непрочных сталей либо сплавов. И очевидно чем качественнее любой солиднее производитель и съёмник, тем он дороже.
Но перед тем как отправляться в магазин либо на рынок, сперва направляться определиться с тем, будет ли стягиваться подшипник для его замены, либо для замены второй подробности, находящейся под ним. И в случае если подшипник необходимо будет сохранить (и позже вернуть на собственное место) то направляться искать съёмник, что будет давить только на внутреннюю обойму, как было обрисовано и продемонстрировано на рис. 1 выше.
Заводских съёмников, каковые способны давить только на внутреннюю обойму, крайне мало в продаже и один из них продемонстрирован на фото 1.
Но при установке для того чтобы съёмника (в случае если разрешают условия — другими словами зазор между другой деталью и подшипником более 2 мм) направляться на проточки, указанные на фото красными стрелками, подложить разрезанные С-образные половинки узкой шайбы, толщиной 1 мм. — лучше прихватить сваркой либо приклеить).
Это даст гарантию, что проточенная часть съёмника (в том месте где красные стрелки) будет давить лишь только на внутреннюю обойму, правильнее будут давить на внутреннюю обойму половинки шайбы.
Ещё один съёмник, что будет давить лишь на внутреннюю обойму (обратите внимание на его лапки) продемонстрирован на фото 2. Его лапки в давящей части имеют форму буквы Г и это разрешает давить только на внутреннюю обойму, не сломав сепаратор либо пыльник (в случае если подшипник закрытого типа).
Кстати — лапки таковой формы возможно доработать на любом лапчатом съёмнике, в случае если наплавить на них электросваркой металл и после этого обработать наплавленные кончики лапок болгаркой, в форме буквы Г.
В случае если же подшипник стягиваем на выброс (другими словами для его замены) то тогда никаких половинок шайб подкладывать не требуется. И при таких условиях возможно применять фактически любой подходящий съёмник, надёжно обхватывающий наружную обойму подшипника.
Таких съёмников на данный момент полно в продаже, но однако стоит брать более универсальный съёмник (к примеру как на фото 3) у которого лапки сдвигаются и это разрешает подстроить съёмник для подшипника практически под любой диаметр наружной обоймы.
И ещё один ответственный нюанс возможно подметить на фото 3. Обратите внимание, что лапки съёмника стягиваются двумя дополнительными винтами (указаны на фото стрелками). Это весьма полезная конструкция, поскольку частенько, при громадной нагрузке, лапки съёмника начинают расходиться в стягивание подшипника и разные стороны преобразовывается в целое мучение.
Многие ремонтники пробуют стянуть лапки посредством металлической проволоки, что не всегда помогает, но для чего лишние хлопоты, в то время, когда стоит поискать в продаже съёмник, как на фото 3 (с дополнительными винтами).
Кстати, на любом съёмнике возможно сделать конструкцию, стягивающую его лапки, в случае если приварить к лапкам гайки для стягивающих винтов.
Такая доработка будет значительно нужнее и надёжнее, чем применение проволоки для стягивания лапок. Не смотря на то, что, в случае если лапки съёмника изготовлены верно, то они не должны расходиться в стороны кроме того при громадной нагрузке. Но однако стягивающие лапки винты ни при каких обстоятельствах не помешают.
Ещё один съёмник для подшипников и не только, что имеет устройство поджимающее лапки, продемонстрирован на фото 4.
Тут также для поджатия лапок съёмника употребляется винт, но он всего один, поскольку трудится в паре с поджимным устройством, которое кстати также возможно установить дополнительно на любой двухлапчатый съёмник.
Что касается съёмников с комплектами разных шайб, предназначенных для различных диаметров подшипников (к примеру как на фото 5), то эти комплекты достаточно эргономичны и универсальны. Но недочётом их есть более большая цена, ну и в большинстве случаев давление они создают на наружную обойму, соответственно предназначены лишь для замены и стягивания изношенных подшипников. Не смотря на то, что и бывают исключения (попадаются комплекты с давящей на внутреннюю обойму разрезанной шайбой).
Ещё одно преимущество таких комплектов, это то, что их неизменно возможно дополнить, выточив дополнительные шайбы под конкретный диаметр подшипника и выточить шайбу как раз так, дабы она давила на внутреннюю обойму.
Конечно же часто бывает так, что зазор между подшипником и какой то подробностью (к примеру шестерней) мал и тяжело просунуть лапки (либо разрезную шайбу) между деталью и подшипником так, дабы давление было именно на внутреннюю обойму.
Но как было обрисовано выше, возможно создать давление съёмника не на подшипник, а на шестерню, которая со своей стороны будет давить на внутреннюю обойму подшипника. Ну а вдруг уж зазор между деталью и подшипником мал и сама подробность не съёмная (к примеру эта подробность якорь генератора, как на фото 3), то тут уж нужно будет стягивать подшипник лишь за наружную обойму, но так как в таких случаях подшипники стягивают как раз для их замены на новый.
Так как под подшипником больше нечего стягивать.
Ну и ещё один вид действенных заводских съёмников для подшипников продемонстрирован на фото 6. Главное преимущество для того чтобы съёмника, это его высокая конструкционная жёсткость и от этого долговечность и высокая эффективность. Единственный недочёт для того чтобы съёмника — это его не универсальность, поскольку вычислены они только для определённых диаметров наружной обоймы подшипников.
Очевидно при наличии в мастерской определённого оборудования, к примеру токарного и фрезерного станка, возможно повторить в металле любой заводской съёмник и ещё его дополнительно усовершенствовать. Но у большинства ремонтников нет станков в мастерской и исходя из этого ниже будут обрисованы самодельные съёмники, каковые возможно изготовить в гаражных условиях.
Не смотря на то, что снова же, при жажде неизменно возможно обратиться к привычному токарю, либо фрезеровщику на соседнем заводе. И выполненный ими съёмник может оказаться лучше заводского (по крайней мере лучше заводского китайского) так как материал (сталь, сплав) возможно выбрать самый качественный, прочный и износостойкий.
Самодельные съёмники для подшипников.
Вариантов самодельных съёмников также возможно много, а при применении токарного и фрезерного станка, количество вариантов изготовления ощутимо возрастёт. Но ниже будут обрисованы парочка вариантов изготовления самодельных съёмников для подшипников без станков, и эти съёмники возможно изготовить в гаражных условиях посредством простой болгарки, сварочного аппарата и дрели.
Первый вариант самодельного съёмника для подшипников.
Он основан на принципе замечательной струбцины и он продемонстрирован на рисунке чуть ниже. База конструкции для того чтобы съёмника — это скоба 2, которую направляться вырезать болгаркой (но лучше газовым, либо плазменным резаком) из достаточно толстого (18 — 20 мм) листового металла.
Съёмник для подшипника самодельный — вариант 1,
В случае если винт 3 будет иметь резьбу не 12 — 14 мм, а больше по диаметру, то тогда толщину металла для скобы направляться поискать ещё толще. Но в большинстве случаев упрочнения резьбы диаметром 12 — 14 мм в полной мере хватает для стягивания большинства подшипников, с диаметром наружной обоймы до 50 — 60 мм, очевидно резьба должна быть с небольшим шагом (М12х1, либо М14х1).
У кого нет листового металла таковой толщины, то возможно скобу вырезать из куска швеллера (вариант со скобой из швеллера продемонстрирован на фото ниже). Но однако толстый листовой металл применять предпочтительнее, поскольку у него конструкционная жёсткость будет выше, а швеллер, кроме того большой, сделан из металла толщиной всего до 10 мм и его в большинстве случаев приходится усиливать в углах треугольными косынками. А это лишние хлопоты с сварочным аппаратом и болгаркой.
Не смотря на то, что для стягивания небольших подшипников кусок швеллера возможно и не усиливать такой вариант и треугольными косынками продемонстрирован на фото.
Съёмник для подшипников из швеллера.
Изготовив скобу, в месте указанном на рисунке выше зелёной стрелкой, направляться просверлить отверстие сверлом диаметром 11 мм — это для резьбы М12х1, либо сверлом диаметром 13 мм — это для нарезания резьбы М14х1.
Просверлив отверстие в скобе, нарезаем резьбу (возможно приварить гайку и не нарезать резьбу в скобе, как продемонстрировано на фото варианта с швеллером).
Очевидно винт 3 должен иметь такую же наружную резьбу, как и внутренняя резьба в скобе. В случае если нет токарного станка, либо привычного токаря, то направляться поискать в продаже готовую резьбовую шпильку (либо болт), и потом направляться приварить к концу шпильки гайку либо втулку с отверстием. Очевидно в случае если будет болт, то гайку приваривать не требуется.
Финиш винта 3 направляться заточить на конус (к примеру на наждаке, либо болгаркой), ну либо прихватить электро-сваркой к нижнему торцу винта металлической шарик.
Это даст гарантию, что при стягивании подшипника с вала, торец вала не будет сломан, да и винт съёмника не будет соскакивать с торца вала (не смотря на то, что возможно одеть втулку на конец вала).
Ну и последней операцией будет изготовление разрезанной в форме буквы С толстой шайбы 1 (см. рисунок выше), и после этого приваривание данной шайбы к нижней части скобы. Очевидно, в случае если скоба съёмика будет изготавливаться не из листового металла, а из швеллера (как на фото) то толстую шайбу 1, продемонстрированную на рисунке приваривать не требуется (ну в случае если лишь прихватить сваркой узкую шайбу, которая будет давить только на внутреннюю обойму подшипника, но об этом ниже).
Шайбу направляться поискать достаточно толстую, в противном случае она не выдержит нагрузку, но и не через чур толстую, в противном случае шайба не влезет в зазор между деталью и подшипником и съёмник нереально будет установить (толщину шайбы контролируем по месту).
Вырез в шайбе обязан по ширине соответствовать диаметру вала, с которого стягивается подшипник (вырез на 1 — 2 мм должен быть шире диаметра вала).
Ну и в случае если при стягивании подшипника вы желаете сохранить и не сломать его, то позаботьтесь дабы шайба 1 при стягивании упиралась лишь во внутреннюю обойму. Для этого необходимо осуществить буртик, к примеру приваркой ещё одной, но уже узкой шайбы, которая имеет такой же наружный диаметр, как и диаметр внутренней обоймы подшипника и упор при нагрузке и стягивании будет этой шайбой во внутреннюю обойму подшипника.
Второй вариант самодельного съёмника для подшипников.
Главной подробностью этого варианта съёмника есть металлическая труба (подойдёт кроме того водопроводная), которая по собственному внутреннему диаметру должна быть чуть больше диаметра наружной обоймы подшипника.
Сперва отрезаем подходящую трубу нужной длины (протяженность трубки зависит от длины винта либо болта, что у вас имеется). Потом болгаркой необходимо осуществить вырез (отрезать часть трубы), указанный на фото стрелками.
Съёмник для подшипников из трубы.
Затем, к той части трубы, где сделан вырез, привариваем всё ту же С-образную шайбу, обрисованную выше в первом варианте съёмника, а иначе трубки привариваем гайку с внутренней резьбой, такой же как и у имеющегося у вас винта (болта).
Но рекомендую однако поискать болт и гайку с небольшой резьбой, которая более стойкая к нагрузкам и меньше изнашивается. Ещё лучше изготовить винт и гайку с упорной резьбой, но для этого потребуется обратиться к привычному токарю.
Очевидно данный вариант съёмника для подшипников подойдёт для подшипников лишь определённого диаметра (но как и первый вариант), но так как эти съёмники так несложны в изготовлении, а материалы так дешёвы (довольно часто они валяются в гаражном хламе), что возможно наделать пара таких съёмников из трубок различных диаметров, под различные по размеру подшипники. А также винт возможно применять всего один для всех съёмников (очевидно в случае если гайки на всех съёмниках будут однообразными.
Ну и последний вариант самодельного съёмника в данной статье, что более универсален и имеет хорошую конструкцию. Преимущество для того чтобы съёмника в том, что он подойдёт не только для стягивания подшипников с вала, но и разных шестерен, шкивов и т.п. подробностей. Но изготовить его сложнее.
Съёмник для подшипников — лапки
Потребуется вырезать из листового металла (толщина не меньше 10 мм) лапки съёмника — см фото. Наряду с этим само собой разумеется намного стремительнее пользоваться плазменным либо газовым резаком, но при упорстве и желании всё возможно вырезать и громадной болгаркой.
Очевидно лапки смогут иметь и мало другую форму.
При вырезании болгаркой нужно сперва вырезать картонные шаблоны лапок, каковые после этого прикладываются к листовому металлу и обводятся маркером, либо чертилкой (в случае если что то сотрётся в ходе вырезания, то шаблоны разрешат в любую секунду всё проверить либо прочертить заново).
Вырезав лапки остаётся подобрать к ним подходящий по длине болт, и заточить его финиш на конус. А к гайке направляться вырезать и приварить сваркой (через 120?) шесть ушек с отверстиями для крепления лапок.
Ушки вырезаем из листового металла толщиной приблизительно 5 — 7 мм и после этого сверлим в них отверстия под болты крепления лапок.
Вырезанные ушки с просверленными отверстиями комфортно приваривать к гайке собранными, другими словами их направляться притянуть болтом к каждой лапке и после этого приложить лапку с зажатыми ушками к гайке и прихватить сваркой.
Съёмник для подшипников — гайка с приваренными ушками.
Потом откручиваем болты, снимаем лапки и совсем обвариваем ушки на гайке.
Обязана оказаться подробность, продемонстрированная на фото слева. Остаётся собрать готовый съёмник. Ну и не помешает сделать устройство, которое не позволит лапкам расходиться в стороны при приложении нагрузки. Такие устройства были продемонстрированы выше в заводских съёмниках на фото 3 и 4.
И последнее: в случае если при стягивании подшипника его не требуется поменять (другими словами он ещё походит), а необходимо заменить к примеру лишь шестерню, то тогда делаем финиши лапок в форме буквы Г (как продемонстрировано на фото 2 выше, в разделе заводские съёмники).
Такие лапки будут давить лишь на внутреннюю обойму подшипника и это разрешит не сломать его.
Очевидно возможно сделать и более простой двухлапчатый съёмник, к примеру как на фото слева, у которого лапки будут скользить по прорезям корпуса, и именно поэтому возможно подстроить лапки под любой диаметр подшипника, шестерни, шкива либо второй подробности, которую нужно стянуть с вала.
Съёмник для подшипников двухлапчатый.
Корпус для того чтобы съёмника изготавливаем из толстой пластины, сперва вырезаем болгаркой прорези для скольжения лапок, а в центре сверлим отверстие и нарезаем резьбу для винта (возможно не резать резьбу, а просто приварить гайку).
После этого изготавливаем лапки из того же толстого листового металла.
Кончики лапок для того чтобы съёмника направляться заточить болгаркой, либо на наждаке, после этого нагреть до красна газовым резаком либо горелкой, и согнуть в форме буквы Г. Останется закалить и отпустить загнутые кончики лапок и после этого всё собрать.
Ну и на последок парочка нужных советов: при напрессовке нового подшипника на вал (как выбрать новый подшипник читаем тут), также направляться давить оправкой лишь на внутреннюю обойму, дабы не сломать его.
Ну а при запрессовке подшипника в корпус какого именно то агрегата (правильнее в посадочное отверстие для подшипника), постоянно следует давить лишь на наружную обойму подшипника.
Вот помой-му и всё, сохраняю надежду эта статья про съёмник для подшипника, как заводской, так и самодельный, будет нужна начинающим ремонтникам, удач всем.