В эру прежнего недостатка боевой клич наподобие «Масло дают!» срабатывал мгновенно: заветные банки расхватывали на ура. А что в том месте в – летнее, зимнее, всесезонное – да какая отличие? Выбирать – нечего, раздумывать – незачем.
Это сейчас потребитель страдает от необходимости делать выбор…
В неспециализированном-то задача думается надуманной – лей то, что рекомендует производитель и прописано в сервисной книжке. А вдруг автомобиль выпущен в прошлом веке?
Либо попытаться чего-то «супер»? И, наконец, самое злободневное…
СИНТЕТИКА Либо МИНЕРАЛКА?
Давайте разберемся.
Мнения бытуют различные, впредь до для того чтобы: «для «Волги» синтетика – через чур жидкая, вытекает вся».
У синтетики, в отличие от минералки, вязкость практически не зависит от срока работы.
Любое масло – это смесь некой базы, именуемой базисным маслом, и пакета присадок, благодаря которым формируются заданные особенности масла – вязкостные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, моющие и др. Так вот – как раз вид базисного масла и определяет, что окажется в итоге – минералка, полная синтетика либо частичная, в просторечии именуемая полусинтетикой.
Минеральное базисное масло – это остаточные продукты перегонки нефти – то, что остается от исходного сырья по окончании того, как взяты дизельное топливо и бензин. По сути, это те же комбинации углеводородных соединений, лишь тяжелых фракций, причем частенько с высоким содержанием серы.
Добиться стабильного состава для того чтобы масла от партии к партии очень тяжело – и нефть возможно различной, и особенности разработки сказываются. А это не хорошо: вязкость непредсказуема и приходится пускать в движение особые загущающие присадки. Количество их любой раз подбирают лично, по итогам входного контроля базисного масла.
Присадки – ахиллесова пята минералки, потому, что под влиянием больших температур они достаточно скоро «срабатываются» – масло начинает поменять свойства. Это особенно не очень приятно для изрядно послуживших моторов. Не просто так кое-какие компании-производители негласно советуют замену минерального масла уже через 5–6 тыс. км пробега.
Синтетическое базисное масло, наоборот, «собрано» из нужных видов углеводородов. В природе таковой их комбинации может кроме того и не существовать, но ничего случайного в данном продукте нет – стабильность его высокая, а свойства – прогнозируемые. Наряду с этим загущающие присадки или не необходимы совсем, или их требуется намного меньше.
Кроме синтетики углеводородной имеется еще полигликолиевая, и галогенуглеродная. Но, это – экзотика, а главное место на рынке в собственности той, чьи масла на углеводородной синтетической базе.
Полусинтетическое базисное масло – это смесь простой базы минерального масла с синтетической: наряду с этим процент последней – в большинстве случаев 20–30, не более. Этого хватает, дабы «подтянуть» какие-то свойства слабенькой минералки.
Такое масло занимает промежуточное положение между минералкой и синтетикой – этакая «синтетика для небогатых».
Как реально тип масла воздействует на стабильность его параметров, может дать представление несложной опыт. Берем два масла одной русского компании – минералку и синтетику 5W40 и поочередно контролируем на одном и том же двигателе в течение 50 моточасов.
В случае если пересчитать на пробег, окажется где-то 4000 км. По ходу опробований через каждые 5 моточасов отбираем пробы и измеряем параметры вязкости при различных температурах. Итог – на рисунке.
У минералки вязкость сначала, в большинстве случаев, существенно значительно уменьшается – идет разрушение загущающих присадок, но с какого-либо момента она начинает расти: отражается накопление продуктов распада в масле. А вот участка стабильной вязкости нет! В определенной степени это, кстати, учитывают и требования SAE: в соответствии с им, для таких масел допускается разброс вязкости при 100°С от 12,5 до 16 сСт (сантистокс – единица измерения вязкости), но ее колебания укладываются в предел погрешности замера.
ЧТО НАПИСАНО НА БАНКЕ
Основной показатель для любого масла – его вязкость, которую характеризуют цифры на банках. Классифицируют вязкость или по американскому стандарту SAE, или по отечественному ГОСТ.
У нас – все ясно: в случае если на банке, допустим, стоит 5з14, это указывает, что в ней – направляться масло, о том же говорят и две цифры. Вторая – это вязкость при 100°С в сантистоксах (сСт), правильнее – диапазон ее трансформации. По ГОСТ для этого масла вязкость может изменяться от 12,5 до 14,5 сСт. А вот первая цифра дает ограничение вязкости при -18°С, снабжающей пуск двигателя зимний период. Буква «з» говорит о том, что масло загущено вязкостными присадками.
По SAE все намного сложнее. В том месте у всесезонного масла также две цифры, поделённые буквой W. Но они обозначают температурный его применяемости вязкость и диапазон масла при 100°С. К примеру, 10W40 свидетельствует, что его возможно применять при температуре не ниже -20°С, а при 100°С его вязкость должна быть 12,5–16,3 сСт.
0W40 – значит трудится от -30°С, 15W40 – от -10°С. Так что по классификации SAE прошедшей зимний период по большому счету в Российской Федерации ничего ездить не имело возможности! Как бы не так! Прекрасно, что не все привычны с SAE…
Самое увлекательное, что и для синтетики, и для минералки классификация вязкости – однообразная!
Те самые цифры на банке, о которых шла обращение, совсем не зависят от состава масла! И это верно – двигатель химической формулы масел не различает, ему нужную вязкость подавай.
ГОРЯЧО-ХОЛОДНО…
Но это еще не все.
Двигатель трудится, возможно сообщить, в невообразимом диапазоне температур, а вязкость с температурой изменяется, к тому же как! У того же самого масла 10W40 при 100°С возможно вязкость 14 сСт, а при –18°С – уже около 3500 сСт, другими словами больше чем в 200 раз! По большому счету же порогом проворачиваемости коленчатого вала считается вязкость около 5000 сСт и вовсе не оттого, что «вал в масло вмерзает».
При таковой температуре остатки масла, оставшиеся в совокупности, «дубеют», и ни масляный насос, ни сам вал уже не провернуть.
Потому, что связь между температуры и вязкости неизбежна, весьма бы хотелось иметь при низких температурах вязкость мельче, а при высоких – побольше, но в меру. Соотношение вязкостей тут задают два параметра – индекс вязкости и температурный коэффициент.
Первый – это отношение разности вязкостей при 0 и 100°С к вязкости при 50°С. Чем он меньше – тем лучше. Для всесезонных минералок он в пределах 5–8, а для синтетик – 4–6.
Второй параметр определяют сопоставлением чёрта испытуемого масла с двумя эталонными. Для одного индекс вязкости принимается равным 100, для другого – 0. Чем выше индекс, тем меньше вязкость при низких температурах! Так вот, у самых лучших минералок данный индекс не поднимается выше 110–115, а для синтетик может доходить до 150!
Вот из-за чего двигатель на синтетике зимний период завести легче. Кстати, нигде на банках индекс вязкости не указан – его возможно отыскать лишь в ТУ или других документах на конкретное масло, но не забывать о разнице этих параметров, а значит, и особенностей при низких температурах нужно!
Выходит, синтетика вправду «жиже», но лишь на морозе.
Какое бы масло вы ни предпочли, главным критерием выбора должны помогать советы завода–изготовителя двигателя, причем по конкретной марке.
www.auto-most.ru