Сцепление предназначено для краткосрочного разъединения двигателя и коробки передач, для их плавного соединения, не допуская резкого трансформации нагрузки, для обеспечения плавного трогания автомобиля либо мотоцикла с места. К тому же, сцепление предохраняет подробности трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, что создаётся вращающими весами двигателя (особенно, коленвала и маховика) при резком замедлении вращения коленчатого вала.
Применяемое на большинстве современных машин сцепление однодисковое, а на большинстве мотоциклов многодисковое. На оппозитных отечественных моторах стоит многодисковое сухое сцепление и о его ремонте возможно прочесть тут.
принцип работы сцепления.
Однодисковое сцепление большинства машин складывается из ведущих и ведомых подробностей, конечно привода и механизма выключения. К ведущим подробностям относятся (см. рисунок) нажимной диск 2 , соединённый с кожухом 1, упругими 7 пластинами и рычагами 5, ну и нажимные пружины 6. Ведомые подробности собраны на ведомом диске 4. Механизм выключения сцепления имеет муфту с оттяжной пружиной и выжимной подшипник 8.
Принцип работы сцепления основан на применении сил трения, появляющихся между поверхностями дисков 2 и 4 — нажимного ведущего и ведомого. Ведущий нажимной диск 2 связан с маховиком 3 двигателя и вращается вместе с ним, а ведомый(фрикционный) диск 4 надет на шлицы ведущего вала 12 коробки передач.
При отключённом сцеплении пружины 6 надавливая на ведущий нажимной диск, прижимают им ведомый диск к маховику, этим снабжая передачу крутящего момента от коленчатого вала к ведущему валу коробки передач.
Для выключения сцепления ( см. рисунок б) нажимают на педаль 10, которая через подробности привода воздействует на выжимной подшипник и муфту выключения 8. Подшипник, передвигаясь по валу коробки передач вперёд, нажимает на рычаг выключения 7, каковые отводят назад ведущий нажимной диск. Это на рисунке, чтобы выяснить принцип работы, а на машине подшипник нажимает на лепестки диафрагменной пружины, которая также отжимает назад ведущий диск.
Наряду с этим, пружины 6 сжимаются и ведомый диск освобождается и перестаёт передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки передач. При плавном отпускании педали, пружины возвращают все подробности механизма сцепления в исходное положение, неспешно прижимая ведомый диск к маховику
Гидравлический привод сцепления.
Привод состоит (см. рисунок 68) из педали 15, цилиндра 7 с бачком 3, рабочего цилиндра 1 и соединительного тормозного шланга. Совокупность гидропривода заполняется тормозной жидкостью. В главного цилиндра установлены поршни 4 и пружина 6 и 9. Между поршнями и перед поршнем 6 расположены уплотнительные кольца 5 и 8. Наличие двух поршней усиливает уплотнение их в цилиндре и сокращает нагрузку на поршень 6 при действии толкателя 10 на поршень 9. Сообщение бачка 3 с главным цилиндром осуществляется через компенсационное отверстие А и перепускное отверстие Б. Рабочий цилиндр 1 крепится к картеру сцепления 16. В корпусе цилиндра установлен поршень 29, с двумя уплотнительными кольцами. В центр поршня упирается толкатель 25 с вилки включения сцепления, а в корпус цилиндра ввёрнут клапан 2 выпуска воздуха, что нужен при прокачивании гидропривода сцепления.
Работа сцепления. При отпущенной педали 15, диафрагменная пружина 20 прижимает нажимной ведомый 18 и диск диск 19 к маховику 17, и от этого ведомый диск за счёт сил трения будет вращаться вместе с нажимным диском и маховиком, передавая крутящий момент через ступицу на ведущий вал коробки передач. При нажатии на педаль, толкатель 10 передаёт упрочнение на поршни 9 и 6, каковые преодолевая упрочнение пружины 4, перемещаются в главном цилиндре 7.
Наряду с этим переднее уплотнительное кольцо 5 перекрывает компенсационное отверстие А и полость цилиндра разобщается с бачком 3, и в следствии чего перед поршнем создаётся избыточное давление тормозной жидкости, которое передаётся на поршень 29 рабочего цилиндра 1. Под действием давления жидкости, поршень рабочего цилиндра перемещается и через толкатель 25 перемещает вилку 24 выключения сцепления, которая опираясь на шаровую опору 23, перемещает муфту 22(выжимной подшипник) в сторону маховика и давит на диафрагменную пружину 20.
Диафрагменная пружина выгибаясь, отводит через фиксаторы 27 нажимной ведущий диск от маховика. От этого ведомый диск освобождается и передача крутящего момента на ведущий вал коробки передач заканчивается. При отпускании педали она отходит назад под действием пружины 13, а все подробности привода возвращаются в исходное положение от действия оттяжной пружины 28.
Уплотнительное кольцо 5 отходит от компенсационного отверстия А и восстанавливает сообщение бачка главного и полостей цилиндра. Диафрагменная пружина 20 изгибается и опять зажимает ведомый диск между маховиком и нажимным диском, снабжая передачу крутящего момента на ведущий вал коробки передач.
В случае если быстро отпустить педаль сцепления, то тормозная жидкость не успеет заполнить количество, освобождаемый поршнем 6, и в рабочей полости главного цилиндра создастся разряжение. Под действием разряжения, тормозная жидкость через отверстие Б, зазор между задним торцом уплотнительного кольца 5 и канавкой поршня протекает через радиальное отверстие в поршне в рабочую полость цилиндра и это снабжает последующее действенное воздействие гидропривода выключения сцепления.
эффективность и Полнота включения сцепления обеспечивается наличием рабочего зазора 0,1 — 0,5 мм между поршнем 10 и толкателем 9 при отпущенной педали сцепления. Зазор устанавливается ограничительным винтом 14 и определяется наличием свободного хода педали. Для понижения окончательного упрочнения, прикладываемого к педали сцепления, применена особая усилительная пружина 12, и эта пружина задним финишем соединена с кронштейном кузова, а передним финишем закреплена к плечу педали сцепления.
При начальном нажатии на педаль сцепления, пружина 12 мало растягивается и сопротивляется перемещению педали, но при предстоящем нажиме на педаль, в то время, когда ось пружины пройдёт центр оси 11 педали, пружина начнёт сжиматься и помогать предстоящему нажиму на педаль.
Неисправности и техобслуживание сцепления.
Главными неисправностями сцепления являются : неполное включение — сцепление пробуксовывает, неполное выключение сцепления — сцепление «ведёт», резкое включение сцепления, повышенный шум при включении сцепления, повышенный шум при выключении сцепления, нарушение обычной работы привода сцепления.
Пробуксовка сцепления.
При данной неисправности крутящий момент от коленчатого вала двигателя не всецело передаётся на ведущие колёса автомобиля.
При повышении оборотов двигателя(подаче газа) при отпущенной педали сцепления, машина либо по большому счету не трогается с места(особенно на подъём), или автомобиль двигается рывками и в салоне ощущается запах гари от фрикционного материала накладок ведомого диска.
Пробуксовка может происходить из за: отсутствия свободного хода педали сцепления, замасливания дисков сцепления, увеличенный износ фрикционных накладок ведомого диска, ну и что самое редкое — это ослабление прижима и упругости диафрагменной пружины (из за перегрева сцепления либо от достаточно продолжительного срока эксплуатации).
Вольный движение педали сцепления проверяется на автомобиле и образовывает приблизительно 25 — 35 мм, поскольку он образуется за счёт зазоров в подробностях подвески педали, между поршнем главного и толкателем цилиндра ( о ремонте либо замене главного цилиндра читаем тут) и рабочего цилиндра, между диафрагменной пружиной и выжимным подшипником и эти зазоры соответствуют перемещению педали до начала прогиба диафрагменной пружины. На большинстве машин вольный движение изменяется регулировочной гайкой 26 (см. рисунок 68) и ограничительным винтом 14.
Сперва необходимо проверить зазор между поршнем 10 и толкателем 9 по величине хода педали, и движение педали должен быть 0,4 — 2 мм. Регулировку делаем винтом 14. Потом контролируем вольный движение толкателя 25 вилки 24, что должен быть 4 — 5 мм. Расстояние свободного хода толкателя регулируют гайкой 26 при ослабленной контргайке и отсоединённой пружине 28.
В случае если по окончании регулировок обрисованных выше, сцепление пробуксовывает , то его нужно разобрать, промыть диски бензином, если они замаслены, и устранить обстоятельство замасливания. В случае если фрикционные накладки изношены ( минимальная толщина обрисована в мануале автомобиля), то меняем их на новые( лучше заменить диск всецело). Как заменить диск сцепления читаем вот тут.
В случае если и затем сцепление будет пробуксовывать, то остаётся одно — заменить корзину сцепления, поскольку наверняка из за перегрева либо громадного срока работы диафрагменная пружина ослабла и не прижимает диск с должной силой, Лишь имейте в виду, что заменив фрикционный диск на новый, сцепление может пробуксовывать первое время, пока диск мало не притрётся. Исходя из этого перед тем как поменять корзину сцепления, необходимо мало поездить с новым диском, а позже делать выводы.
Неполное выключение сцепления.
Неполное его выключение — сцепление ведёт. Показателем неполного выключения сцепления есть затруднённое переключение передач, которое сопровождается ударами шестерён и зубьев синхронизаторов коробки передач и наряду с этим имеется возможность их поломки.
Эта неисправность сцепления может появиться в следствии повышения свободного хода педали сцепления, попадания воздуха в гидропривод, перекоса либо коробления от перегрева ведомого диска, обрыва либо задира фрикционных накладок.
При устранении неисправности для начала необходимо проверить величину свободного хода педали сцепления и при неправильных зазорах отрегулировать его. В случае если педаль сцепления нажимается с малым сопротивлением (проваливается),то это говорит о попадании в гидропривод воздуха, что направляться удалить прокачав совокупность. Для этого бачок гидропривода необходимо заполнить жидкостью до верху, после этого на рабочем цилиндре очистить клапан выпуска воздуха от грязи и сняв защитный колпачок надеть на клапан резиновый шланг и опустить его в прозрачную ёмкость, наполненную тормозной жидкостью.
Потом отвернуть на пол оборота клапан и пара раз скоро надавить на педаль сцепления и задержав её в надавленном положении следить за выходом пузырьков воздуха(нужен ассистент), а после этого завернув клапан, медлительно отпустить педаль. При необходимости повторить прокачку, пока не закончится всецело выход пузырьков воздуха, наряду с этим смотря за уровнем в бачке. В случае если уровень тормозной жидкости стал ниже риски на бачке, то конечно доливаем жидкость.
Остаётся снять шланг с клапана и надеть защитный колпачок.
При перекосе либо короблении ведомого диска, образуется неодинаковый зазор между дисками, а в некоторых местах зазора может не быть по большому счету. Эта неисправность значительно чаще появляется при перегреве сцепления в следствии пробуксовки, и устраняется лишь заменой фрикционного диска. При обрыва фрикционных накладок, оборванная накладка заклинивается между ведомым и ведущим дисками и не даёт всецело отключить сцепление(нет зазора между дисками), в этом случае так же всё устраняется заменой диска на новый.
Резкое включение сцепления.
При медленном и плавном отпускании педали, сцепление включается быстро, и троганье автомобиля с места происходит рывками. Такая неисправность возможно из за повреждения ведомого диска, наличия задиров на поверхности дисков либо из за заедания муфты выключения сцепления.
Сцепление нужно разобрать и заменить дефектные подробности, конечно устранить обстоятельство заедания муфты с выжимным подшипником.
Повышенный шум при выключении сцепления возможно из за износа либо повреждения выжимного подшипника сцепления, и для устранения неисправности, нужно снять коробку передач и заменить выжимной подшипник новым.
Нарушение обычной работы гидропривода сцепления обнаруживается по следующим показателям: педаль сцепления проваливается либо не всецело возвращается в исходное положение, вольный и полный движение педали не соответствует норме, сцепление ведёт и появляются подтёки тормозной жидкости. Проваливание педали не редкость, как я уже сказал, из за попадания в гидропривод воздуха(из за износа манжет) либо из за пониженного уровня тормозной жидкости в бачке.
Неполное возвращение педали в исходное положение возможно из за обрыва либо ослабления оттяжных пружин, разбухания от их манжет заклинивания и старости поршней, засорения перепускных отверстий главного цилиндра. Всё это возможно выяснить визуально, разобрав гидропривод и заменив изношенные резинки новыми, и перед сборкой рекомендую всё промыть новой тормозной жидкостью (как это сделать, детально читаем вот тут). Помните, что кроме того современная фирменная тормозная жидкость запланирована на два года эксплуатации, и затем срока она теряет собственные свойства.
Сохраняю надежду эта статья окажет помощь начинающим водителям выяснить главные неисправности сцепления, и самостоятельно устранить их, удач всем.