Я уже писал, что для многих водителей, приехавших на СТО для регулировки углов колёс, действия слесарей сервиса, каковые они проделывают с надутыми щеками и важными лицами, кажутся шаманским ритуалом. И причём кроме того не вид ответственных слесарей (в нечистой робе) и их хаотичные действия додаёт им солидности, а наверняка их как думается на первый взгляд «чудесное» дорогое оборудование. Но в действительности это оборудование весьма легко сделать самому в простом гараже, и уже потом не требуется будет ехать в автосервис за пара сотен километров людям из глубинки, для регулировки колёс, да ещё и платить за это деньги.
Оборудование так простое и правильное, что его сможет сделать любой. И вот как его сделать, я и обрисую в данной статье.
В статье приспособления для схождения и измерения развала, которую возможно почитать вот тут, я обрисовал также достаточно действенные устройства, каковые возможно сделать самостоятельно. Но в данной статье, я обрисую более эргономичное, правильное и идеальное устройство для регулировки углов колёс, которое будет трудиться на базе несложного лазера, что возможно приобрести в любом ларьке.
Да, вы не ослышались — в работе мы будем применять простую лазерную указку, сходу облюбованную детьми в качестве фонариков, когда такие брелки показались в продаже.
Схема устройства на базе лазерной указки, продемонстрирована на рисунке 1, и по собственной конструкции нисколько не хуже оптических стендов, применяемых на СТО. Но дабы такая конструкция трудилась нормально, нужен более менее ровный пол в вашем гараже, ну и пара несложных приспособлений, каковые необходимо будет изготовить самостоятельно.
Первое, что необходимо будет сделать, это экран с излучателем, продемонстрированный на рисунке 2. Он крепится на самодельной стойке, либо на стене гаража (в случае если стенки у вас свободны). Причём в случае если будет употребляться стенки, то необходимо будет к стенке крепить устройство на эластичном держателе (см. рисунок 2 б), дабы возможно было создавать регулировку лазерной указки.
Расстояние от левого и правого экрана до отражателей, возможно различным, в зависимости от площади вашего гаража, и это будет учитываться при вычислениях. И чем больше это расстояние, тем больше (больше) будут измеряемые размеры на экране, и от этого будет лучше точность.
В случае если приспособление будет употребляться довольно часто, то рекомендую вместо родных и недолговечных миниатюрных батареек, применять более ёмкий источник питания (напряжение 4,5 вольт), к примеру квадратную батарейку для карманного фонарика.
направляться изготовить ещё одно приспособление, продемонстрированное на рисунке 3, которое будет устанавливаться на колесо автомобиля. Это зеркало, которое будет отражать на экран луч от лазерной указки. А болты крепления, продемонстрированные на рисунке 4, возможно изготовить из штатных колёсных болтов, в случае если просверлить в их головках отверстия, позже нарезать резьбу и ввернуть в головки отдельные шпильки.
После этого необходимо осуществить центрирующие экраны 2, продемонстрированные на рисунке 5. Это сделать не тяжело, на рисунке всё ясно, и это самые простые варианты изготовления, а более продвинутые и рукастые мастера, смогут все подробности сделать более усовершенствованные и эргономичные.
Так же рекомендую перед тем как приступать к работе, определить более детально о ходовой части машин, прочтя книжку Росса Твега «Ремонт Жигулей», где на мой взор обрисовано всё самый ясно для новичков. В данной же книжке приводятся таблицы с данными для регулировок. Так же возможно почитать об углах колёс в моей статье «Приспособления для схождения и измерения развала», кликнув по ссылке в начале текста.
Ещё нужно добиться того, что бы передние колёса при контроле углов легко поворачивались. Для этого каждое колесо автомобиля, необходимо будет установить на два железных страницы, поверхность которых между собой необходимо будет смазать Литолом. Изготовив все подробности, продемонстрированные на картинках, возможно будет приступать к регулировке.
Для начала устанавливаем экраны на маленьком расстоянии от опорных площадок (страниц). К тому же плоскости экранов должны быть параллельны продольной плоскости всего автомобиля, а средняя горизонтальная линия на экране, должна быть параллельна горизонтальной плоскости всего автомобиля.
В противном случае при измерениях размеров углов, смогут показаться неточности, в особенности угла продольного наклона оси поворота a, поскольку его показания снимаются на краях экрана.
При установке на стене гаража (стационарной), на экран возможно будет нанести поля допустимых отклонений луча, каковые будут соответствовать измеряемым углам, и по ним будет легче и стремительнее сориентироваться, не тратя время на повторные измерения.
Устанавливаем центрирующие экраны на центры опорных площадок — смотрите рисунок 5. После этого включаем лазерные указки и поочереди производим регулировку лучей так, что бы любой из них проходил через отверстия в центрирующих экранах и падал на противоположный экран с излучателем.
Затем подгоняем машину передними колёсами на опорные площадки (страницы), и закрепляем на колёсах автомобили отражатели, неспешно (по одному) заменяя родные болты крепления колеса на особые (со шпильками).
Замеряем расстояние l от плоскостей зеркал отражателей до центров экрана. Потом поднимаем одно из передних колёс автомобили и включаем излучатель.
Прокручиваем колесо, и при прокручивании мы заметим, что отражённый луч обрисовывает окружность, и перестаём крутить колесо, в то время, когда луч установится в верхней точке окружности. Сейчас необходимо мало открутить переднюю регулировочную гайку верхнего (по положению) болта, и притягиваем пластину с зеркалом задней гайкой (регулировочной). Эту регулировку повторяем , пока при вращении колеса луч не сфокусируется в одной точке (уже не будет обрисовывать окружность при вращении колеса).
Это указывает, что поверхность зеркала совершенно верно параллельна плоскости вращения колеса. Отпускаем колесо (с отрегулированным отражателем) на пластину (на пол), после этого поднимаем второе колесо и таким же методом регулируем отражатель и на этом колесе, после этого опускаем колесо (и всю машину) на пол.
Для верности понажимаем несколько раз на передок автомобиля, дабы прожать подвеску в рабочее состояние, прокатываем машину вперёд и назад, и возвращаем колёса на опорные железные площадки. Сейчас замеряем угол развала ?, поворачивая рулём колесо так, дабы луч попал на среднюю вертикальную линию либо рядом. И отклонение луча от данной линии, соответствует углу развала колёс.
Причём развал хороший, в случае если луч отразился ниже средней горизонтальной линии, в случае если же луч отразился выше, то развал отрицательный. А величину угла вычисляем по формуле sin ? = а/2 l, где а — это отклонение луча от средней горизонтальной линии , а l — это расстояние от плоскости отражателя до экрана, число 2 свидетельствует два угла, тоесть угол отражения и угол падения. Для отечественных автомобилей (Жигулей) угол обязан пребывать в пределах 0°5?±20?, и для величины l = 1 м соответствует отклонению на экране а = 2·0,00145·1000 = 2,9 (±11,6) мм.
Ну а для контроля схождения колёс (Сх) необходимо установить их так, дабы на одном из экранов луч упал на среднюю вертикальную линию, а на втором экране замеряем отклонение от данной линии (b). Так как величину схождения в справочниках по машинам показывают как разность расстояний между задними краями и передними (кромками дисков) передних колёс, то отклонение высчитываем по формуле b = 2Cxl/D, где Cx — это схождение, l — это расстояние от экрана до отражателя, а D — это диаметр колёсного диска (к примеру Жигулей = 360 мм), число 2 — это два угла, один падения, а второй отражения. К примеру при расстоянии l равном 1 метру, схождение в допуске 2 — 5 мм, в случае если отклонение вперёд луча от средней вертикальной линии находится в пределе от 11 до 27,8 мм. Для регулировки схождения изменяем длину обоих рулевых тяг, и наряду с этим стараемся сохранить их однообразную длину (равенство как на правой, так и на левой).
Остаётся выяснить кастер (a) — угол продольного наклона оси поворота. Для этого необходимо развернуть колесо так, дабы луч был на правом либо левом финише экрана. Потом замеряем отклонение луча от средней горизонтальной линии. Эту же операцию проделываем, развернув колесо в противоположную сторону, дабы луч был на втором финише экрана.
И в случае если отклонения окажутся на одной стороне, довольно средней линии, то из большего необходимо будет вычесть меньшее. В случае если же отклонения окажутся по различные стороны от средней линии, то их необходимо будет сложить.
Угол продольного наклона оси поворота высчитываем по формуле tg a = c/s, где с — это сумма либо разность отклонений, s — это ширина экрана (400 мм). К примеру для отечественных Жигулей (без нагрузки) угол в пределах 3°30?±30?, и соответствует величине с =24,4 мм ±3,5 мм.
К тому же при регулировке направляться не забывать, что угол продольного наклона правого колеса и угол продольного наклона левого колеса должны быть равны.
Выше обрисованное в данной статье самодельное оборудование, было опробовано для регулировки углов колёс на нескольких разных машинах, каковые после этого отправились на СТО, и замерялись на фирменном оборудовании. Стало известно, что точность установки колёс этих автомобилей, не хуже чем у машин, отрегулированных на фирменном заводском оборудовании.
А это значит, что обрисованный в данной статье самодельный лазерный стенд для регулировки углов колёс, крайне полезно изготовить для собственного гаража, и потом забыть об одолжениях автосервиса.