В статье «Как установить сигнализацию», которую возможно почитать тут, были обрисованы заводские устройства для охраны транспортных средств. Но имеется большая категория мотоциклистов (в принципе и я также), каковые всё обожают делать собственными руками. Да и в глубинке необъятной России, где имеется много удалённых уголков, в которых кроме того нет автомагазинов, живёт огромное количество людей, катающихся на мото-технике.
Им я думаю также понадобится эта статья, поскольку подробности самодельной сигнализации весьма распространены, а в схеме этого устройства разберётся любой человек, могущий обращаться с паяльником. Преимущество данной схемы ещё и в том, что её возможно установить не только на 12 вольтовый мотоцикл, квадроцикл либо скутер, но и на 6 вольтовый также, а их в глубинке ещё много.
Достаточно несложная схема самодельной сигнализации продемонстрирована на рисунке слева. Установить её возможно, как я уже сказал, на любом мотоцикле либо мотороллере с бортовой сетью 6 либо 12В. Ещё одно громадное преимущество данной схемы в том, что в дежурном режиме оно не потребляет ток, что важно для малоёмких мотоциклетных аккумуляторных батарей.
Устройство складывается из реле времени на транзисторах VT1 и VT2, и сигнального узла на полупроводниковом триоде VT3.
Время задержки — 5с. Выводы мотосторожа подключаются: «33» — к замку зажигания, «6В» — к аккумуляторной батарее, «КЗ» — к катушке зажигания, «ЗС» — к звуковому сигналу, «ДС» — к проводу, подсоединённому к нити накала лампы дальнего света, «SA1?, «SA2? — к микропереключателям, срабатывающим при откидывании сиденья либо открывании аккумуляторного отсека; «КЛ» — на любую железную подробность ( декоративную пластину, болт и т. д.), изолированную от корпуса автомобили ( но дабы эту подробность возможно было замкнуть с массой штатным ключом зажигания).
При замыкании вывода «КЛ» на массу конденсатор С1 заряжается до напряжения питания, транзисторы VT1 и VT2 раскрываются, и срабатывает реле К1. В течение 5с оно остаётся замкнутым.
В это время включаем зажигание мотоцикла, реле К1 блокируется и через собственную контактную несколько К1.1 подсоединяет катушку зажигания. В один момент контакт К1.2 размыкает цепь сигнального устройства — мотоцикл готов к работе. При выключении зажигания «сторож» переходит в дежурный режим.
В случае если зажигание включило постороннее лицо, срабатывает реле К2 ( «33», VD3, обмотка К2, нить накала лампы дальнего света, корпус).
Контакт К2.1 включает звуковой сигнал (вместо сигнала возможно применять колокол-сирену от любой сигнализации и продается он раздельно), а К2.2 блокирует К2, и сигнал звучит независимо от положения ключа зажигания. Дабы устройство возвратить в исходное состояние, нажимают на кнопку «световой сигнал» (дальний свет); тогда на вывод «ДС» поступает напряжение питания и реле К2 обесточивается.
На стоянке мотоцикл ставят на первой передаче коробки скоростей, тогда при попытке угона постороннее лицо включит нейтральную передачу, датчик Sн замкнётся , откроется транзистор VT3, сработает и заблокируется реле К2 — раздастся звуковой сигнал.
Подобно сторожевое устройство срабатывает и от микропереключателей SA1 и SA2.
В схеме мотосторожа транзисторы VT2, VT3 возможно заменить на КТ814, КТ816 с любым буквенным индексом, VT2 — на КТ203, КТ209, КТ361 кроме этого с любым буквенным индексом. Резисторы — МЛТ-0,125 либо ВС-0,125, оксидный конденсатор К50-6.
Электромагнитное реле — РЭС-6 ( паспорт РФО.452.106 либо РФО.452.136 при 12-вольтовом электрооборудовании; при питании 6В паспорт РФО.452.109). В случае если реле с указанным паспортом у вас отсутствует , перемотайте его обмотку. Для 6-вольтового варианта катушку наматывают проводом ПЭЛ-1, диаметром 0,15 мм, до заполнения каркаса.
Сторожевое устройство смонтировано на плате, изготовленной из стеклотекстолита либо гетинакса толщиной 1,5-2мм (рис 2).
Она помещена в твёрдый футляр подходящих размеров, что устанавливают , к примеру, у мотоцикла «Ява» под топливным баком либо в бардачке.