При появлении переднеприводных автомобилей, подшипники передних колёс начали делать компактными и необслуживаемыми, а от конических регулируемых подшипников отказались вовсе. Это с одной стороны помой-му прекрасно, поскольку отпала необходимость регулировки зазоров конических подшипников. И многие водители начали забывать о том, что в их колёсах по большому счету имеется подшипник, считая его вечным.
Но как мы знаем, ничего вечного не бывает и со временем данный подшипник может износиться, заклинить и провернуться на ступице колеса. В итоге нужно будет ремонтировать ступицу, перед тем как посадить на неё новый подшипник. Как это сделать, мы и разглядим в данной статье.
Двухрядные подшипники передних колёс переднеприводных автомобилей закрытого типа, другими словами заложенная в них на заводе смазка, запланирована на целый срок их работы. Но дабы подшипник нормально смазывался, не обращая внимания на большую температуру (от нагрева тормозного диска) в нём должен быть нужный зазор — 0,04 — 0,06 мм., а на некоторых автомобилях до 0,08 мм. Данный зазор на конических подшипниках раньше возможно было отрегулировать гайкой, а вот на большинстве двухрядных подшипников таковой зазор (между обоймами и шариками) устанавливается на заводе.
Но это не означает, что гайку на ступице сейчас не требуется затягивать динамометрическим ключом с определённым моментом. Так как в случае если её не хватает затянуть, другими словами риск проворота либо сдвига внутренней обоймы подшипника, к примеру при боковом скольжении автомобили либо при ударе о бордюр.
Величина момента затяжки гайки, у переднеприводных автомобилей образовывает приблизительно 20 кгс.м (но у всех мало отличается), другими словами при длине трубы на простом гаечном ключе в полметра, давящая сила на эту трубу должна быть равна 40 кг.
На переднеприводных ВАЗах момент затяжки гайки возможно чуть больше — 23 — 25 кгс.м, а на Таврии чуть меньше 15 — 18 кгс.м. На иномарках также, чем больше машина, тем больше момент затяжки, но не более 25 кгс.м.
В случае если подшипник не затянут, то риск проворота его внутренней обоймы на ступице ощутимо возрастает (об этом чуть ниже).
К тому же внутренняя обойма многих подшипников складывается из двух половинок, каковые должны быть стянуты с определённым моментом, в противном случае требуемого зазора в подшипнике не будет и он скоро износится.
Это принципиально важно и детально об этом рекомендую почитать вот в данной статье. В том месте же возможно прочесть, как затянуть ступичной гайкой половинки внутренних обойм с требуемым моментом, не имея наряду с этим динамометрического ключа.
Да и сам подшипник при определённом пробеге изнашивается, а на нехороших дорогах данный износ идёт интенсивнее, в особенности в случае если гайки ступиц иногда не подтягиваются с требуемым моментом. Процесс разрушения начинается неспешно, но начальное усталостное выкрашивание дорожек качения (питтинг) возможно распознать по неравномерному вращению колеса (колесо как бы на доли секунды замедляет вращение, другими словами крутится с маленькими рывками).
Утомившийся подшипник нужно в обязательном порядке заменить новым, и как это верно сделать, дабы не сломать новый подшипник, рекомендую почитать вот тут. В случае если своевременно не заменить подшипник, то его проворот на ступице может случиться в любую секунду. В итоге, посадочная поверхность ступицы уже будет не пригодна для обычной посадки нового подшипника, и такую ступицу либо нужно будет менять, либо восстанавливать.
Но новую ступицу некоторых иномарок не так , в особенности водителям в глубинке, а изготовить её ещё сложнее, поскольку в ступицы имеется шлицевое отверстие. И в случае если ступицу и её шлицы ещё возможно изготовить на каком нибудь заводе, но вот верно термообработать их, дабы они не изнашивались, не так легко.
Несложнее всего вернуть на родной ступице её сломанную поверхность.
Кстати, необходимость восстановления посадочной поверхности на ступице, случается и без проворота либо разрушения подшипника. Так как внутренняя обойма удерживается от проворота не только затяжкой гайки с определённым моментом, обрисованным выше, но ещё и посадкой обоймы с маленьким натягом, составляющим приблизительно 0,02 — 0,03 мм.
И в случае если данный натяг недостаточный, да и гайка затянута не с требуемым моментом, то внутренняя обойма получает подвижность при перемещении автомобиля, и посадочная поверхность неспешно вырабатывается, а подвижность обоймы возрастает. И износ уже идёт лавинообразно.
В итоге, уже новый подшипник не окажется напрессовать с обычным натягом, он просто проваливается на собственное место. Конечно такую ступицу, а правильнее её посадочную поверхность направляться вернуть.
Способов возможно пара и они зависят от степени износа поверхности.
В случае если износ маленькой, то поверхность ступицы либо обоймы подшипника возможно нарастить слоем цинка, и детально об этом возможно почитать вот в данной статье.
В случае если же износ посадочной поверхности ступицы большой, как на рисунке слева, то тогда её восстанавливают вторым методом, при котором ступицу направляться установить в центрах токарного станка, и проточить посадочную поверхность, как продемонстрировано на рисунке. Но все размеры на этом рисунке вычислены на ступицу от автомобиля Ауди, но для других автомобилей всё делается подобным образом, лишь размеры мало другие.
По окончании проточки поверхности ступицы, вытачивается ремонтная втулка, которая напрессовывается на проточенную поверхность ступицы. При напрессовке, втулка мало «распухнет», тоесть её наружный диаметр мало увеличится. Исходя из этого ступица, с напрессованной на неё втулкой, снова зажимается в центрах токарного станка и наружный диаметр напрессованной втулки, протачивается до обычного размера, что обеспечит натяг обоймы подшипника в 0,02 — 0,03 мм.
Значительно менее, но бывает и так, что подшипник проворачивается не внутренней обоймой, а наружной. При таких условиях возможно нарастить диаметр наружной обоймы нового подшипника. Это возможно сделать снова же гальваническим методом (цинкованием — ссылка выше в тексте) либо нарастить диаметр обоймы ещё более несложным методом, что я обрисовал вот в данной статье.
Надеюсь, что эта статья окажет помощь многим водителям отремонтировать собственную изношенную ступицу колеса, поскольку ремонт её будет существенно дешевле новой подробности, которую кстати не всегда возможно отыскать в продаже, удач всем.