Ремонт постели распредвала либо замена распределительного вала одна из важных операций, которая требует особого инструмента и для многих гаражных умельцев либо легко водителей, может оказаться невыполнимой из-за отсутствия для того чтобы инструмента. Но однако в данной статье будет обрисован таковой ремонт, дабы водители как машин, так и мотоциклов имели представление о нём и именно поэтому имели возможность выбрать верную мастерскую. Так же мной будет обрисовано, как самостоятельно возможно проверить, нужен ли вашему двигателю ремонт постелей распредвала.
Необходимость ремонта постелей распределительного вала может потребоваться по окончании определённого пробега двигателя (от естественного износа, а какой это износ будет написано ниже), или при несвоевременной масляного фильтра и замены масла, неприятностей с давлением масла (пары трения трудились на сухую — масляное голодание), или попадания продуктов износа в пары трения и от этого появления задиров и царапин на поверхностях постелей.
От появления задиров, царапин, либо легко увеличения рабочего зазора между поверхностями шеек и постелей распределительного вала, обычного давления масла уже не будет (подробнее о обстоятельствах уменьшения давления масла рекомендую почитать вот тут) и таковой мотор продолжительно не протянет.
К тому же повышенные зазоры в постелях распредвала будут содействовать нехорошей работе двигателя (с стуком и шумом), а зазоры клапанов будут всегда «уплывать», сальник распредвала будет скоро изнашиваться, а на многих двигателях ещё и неприятности с зажиганием будут, поскольку на внешнем выступе распредвала находятся лепестки, проходящие через прорезь датчика Хола. В любом случае направляться или брать новую головку блока (а стоит она не дёшево), или ремонтировать постели распредвала, что и будет обрисовано потом.
Как совершенно верно проверить нужен ли ремонт постелей распредвала.
Для начала направляться убедиться в том, нужен ли вашему двигателю ремонт постелей и направляться ли заменить распредвал либо он ещё походит. Для этого направляться сперва снять ремень ГРМ и снять распредвал (как это сделать пошагово возможно почитать в статье «Замена распредвала» кликнув на неё).
Сняв крышки постелей и распредвал, сперва направляться осмотреть поверхности опорных шеек распредвала, кулачков и эксцентрика, и поверхность трения с сальником.
Эти поверхности должны быть отполированы и не иметь задиров (следов заедания), глубоких рисок, и если они имеется, вал направляться заменить, либо отремонтировать, как будет обрисовано ниже.
Так же весьма нужно установить распределительный вал крайними шейками на две призмы, расположенные на поверочной плите (см. фото слева), и замерить индикатором часового типа радиальное биение остальных шеек — оно не должно быть больше 0,02 мм. В случае если с биением всё в порядке (в пределах указанной нормы 0,02 мм) то возможно вернуть распредвал, поскольку в некоторых городах имеются сервисы по восстановлению и напылению распредвалов, но если не отыщете таковой сервис у себя в регионе, то вал направляться заменить новым.
Также самое касается и постелей распредвала — корпуса подшипников скольжения распредвала не должны иметь трещин. В случае если на поверхностях их крышек и постелей имеются задиры, и глубокие царапины, то и замерять зазор ненужно, направляться ремонтировать постели по любому, дабы избавиться от недостатков на поверхности (восстанавливать их поверхность, что и будет обрисовано ниже). В случае если на поверхностях крышек и постелей нет задиров и царапин, то тогда направляться проверить зазор между шейками и постелями распредвала.
Зазор определяется расчётом по окончании отверстий и промера шеек в опорах (собранная постель с крышкой). Отверстия в опорах (корпусах подшипников скольжения) замеряются посредством индикаторного нутромера, а диаметр шеек измеряется посредством микрометра. Данный метод более надежный, поскольку тут возможно а также необходимо замерить диаметры как шеек так и отверстий в корпусах подшипников в двух местах, развернув мерительный инструмент на 90°.
Это разрешит убедиться, что шейки распредвала и отверстия подшипников не изношены овалом. В случае если овал обнаруживается (а это в 99 случаях из 100, но об этом подробнее ниже), то направляться восстанавливать верную (круглую) геометрию отверстия посредством особой борштанги либо развёртки, об этом потом.
Распредвал с круглыми шейками или (протачивается) шлифуется на круглошлифовальном станке до обычной геометрии, или восстанавливается его размер напылением, а позже шлифуется. Всё зависит от степени износа шеек, конечно от степени износа постелей и от того, как они будут расточены.
Но для определения зазора (правда не так совершенно верно, но разрешит осознать требуется ремонт постелей либо нет) так же возможно воспользоваться калиброванной пластмассовой проволокой (возможно применять капроновую рыбацкую леску). Для начала направляться шепетильно очистить шейки распредвала и опорные поверхности головки цилиндров и корпусов (крышек) подшипников скольжения, конечно направляться удалить толкатели клапанов из головки цилиндров.
Потом уложите распредвал в опоры головки цилиндров и уложите на шейки кусочки пластмассовой проволоки. Сейчас бережно установите крышки (корпуса) подшипников на собственные места и затяните динамометрическим ключом их гайки (болты) в два приёма, в последовательности, как продемонстрировано на рисунке слева и с моментом 21,6 Н•м (это равняется 2,2 кгс•м).
Остается раскрутить крепёж крышек постелей, снять их и вынув пластмассовую проволоку замерить её толщину микрометром в месте сплющивания — это и будет зазор между шейками распредвала и их постелями.
Расчётный требуемый зазор для новых подробностей должен быть 0,069 — 0,11 мм, а максимально допустимый зазор при износе подробностей должен быть не более 0,2 мм. В случае если зазор более 0,2 мм, то требуется восстановление постелей распредвала либо замена.
На некоторых машинах постели возможно отделить от головки и заменить, но на большинстве моторов это цельная подробность (постели одно целое с головкой). А новая головка стоит не малых денег, так что имеется суть восстанавливать постели.
Восстановление постелей распредвала.
При работе любого двигателя, даже в том случае, если на нем своевременно изменяется масляный фильтр и масло, и с давлением масла всё в порядке, а пары трения не трудятся на сухую, и на поверхности не образуется задиров и царапин, всё равняется постели (подшипники скольжения) неспешно изнашиваются.
И чем больше пробег автомобиля либо мотоцикла, тем больше отклонения и износ от допуска, вышеуказанного. Причём изнашиваются отверстия постелей неравномерно, поскольку давящие на них шейки распредвала давят на низ постелей больше, чем на отверстия и боковые стенки получаются круглыми. Исходя из этого главные цели ремонта всего две: избавиться от овала, сделав отверстия для шеек распредвала идеально круглыми, и добиться требуемого зазора (обрисованного выше) между восстановленными шейками и поверхностями постелей распредвала.
В гаражных условиях добиться этих целей нет возможности, поскольку потребуется станок для шлифовки и расточки отверстий постелей за одну установку, конечно потребуется оборудование для напыления шеек распредвала.
Так как отверстия постелей будут расточены и диаметр их увеличится, соответственно необходимо будет расширить напылением диаметр шеек распредвала, а после этого шлифануть их, дабы в итоге добиться требуемого зазора между поверхностями постелей и шейками. Так как ремонтные распредвалы с увеличенным диаметром шеек отыскать в продаже не так легко (к тому же новый распредвал имеет не малую цену), кое-какие компании их делают, но лишь только для некоторых моделей двигателей.
Для шлифовки и расточки используется особый горизонтально- расточной станок, продемонстрированный на фото слева. Станок складывается из прочной станины и закреплённых на ней двух твёрдых кронштейнов с закреплёнными в них люнетами, а в люнетах крепятся базисные втулки, в каковые устанавливается борштанга.
На борштанге крепится режущий инструмент, трудящийся в режиме полужидкого трения, а вращение штанги приводится от электродвигателя, обороты которого регулируются посредством частотного преобразователя. Станок универсален и позволяет без проблем поменять борштанги для правильной обработки отверстий различных диаметров.
Кое-какие мастера обходятся без станка, и восстанавливают отверстия вручную, посредством особой развёртки — это продемонстрировано в видеоролике под статьёй. Но всё таки станок разрешает добиться более качественного и стремительного ремонта.
Так как в станке весьма совершенно верно выставлена борштанга относительно поверхности плоскости головки (снабжает правильную параллельность нижней поверхности и штанги головки, а это принципиально важно). Конечно обеспечивается правильный вылет резцов из борштанги, а вибрация при обработке сведена к нулю.
Сперва производится расточка отверстий постелей с припуском на окончательную обработку, а окончательная обработка — это алмазная шлифовка (алмазное развёртывание) поверхностей постелей, дабы достигнуть хорошей шероховатости поверхностей постелей.
По окончании растачивания отверстий постелей (как на фото слева), они уже имеют идеально круглую геометрию и избавляются от разных недостатков типа рисок, царапин либо задиров.
Потом отверстия шлифуются и их диаметры замеряются, а потом, исходя из этих диаметров возможно сейчас сделать вывод, на какое количество расширить посредством напыления диаметры шеек распредвала, а после этого шлифануть их.
При напылении, особое оборудование разрешает напылять шейки не нагревая их и сам распредвал выше 100 градусов, а это крайне важно, поскольку в случае если перегреть распредвал, то его обязательно поведёт и подробность будет сломана (кривой вал).
Напыление очевидно создают на чуть больший диаметр, другими словами с припуском на предстоящую шлифовку шеек. По окончании напыления, твёрдость напыленного слоя получается в полной мере приличной, в пределах 45- 50 НRC, другими словами не меньше чем у шеек заводского вала. Помимо этого, по окончании шлифовки шейки распредвала не только подгоняются под требуемый диаметр, но ещё становятся идеально круглыми (так как шейки также смогут износиться в виде овала).
В итоге, по окончании шлифовки, как на фото слева, диаметр шеек распредвала обязан оказаться на 0,069 — 0,11 мм меньше расточенных и шлифованных отверстий постелей распредвала.
Ремонт по восстановлению распредвала и его постелей можно считать законченным. Остаётся все восстановленные подробности шепетильно продуть и промыть от продуктов обработки и возможно собирать головку и устанавливать её на двигатель.
Кому весьма интересно, как отремонтировать треснутую либо перегретую головку двигателя, рекомендую почитать вот эту статью, а как расширить ресурс распределительного вала посредством его несложной доработки, возможно почитать вот тут.
Вот помой-му и всё.
Сохраняю надежду эта статья будет нужна начинающим ремонтникам. И не смотря на то, что обрисованный тут ремонт в простом гараже не сделаешь, поскольку необходимо инструмент и соответствующее оборудование, но сейчас многие смогут проконтролировать ремонтников в сервисе, конечно смогут выбрать грамотную мастерскую по ремонту постелей распредвала, удач всем.