Регулировка клапанов на скутере достаточно важная операция, которая может потребоваться по окончании определённого пробега. Так как не обращая внимания на то, что четырёхтактные моторы экономичны и надёжны, они требуют периодического обслуживания, при несвоевременном проведении которого, может потребоваться затратный ремонт. В данной статье мы разглядим, как грамотно отрегулировать клапана на двигателе скутера и что для этого потребуется.
Многие скутеристы начинают вспоминать о регулировке клапанов лишь тогда, в то время, когда из головки двигателя начинает исходить характерный громкий цокот. А кое-какие кроме того ездят с таковой неисправностью некое время. Но лучше до этого не доводить, а заняться регулировкой при первом появлении чуть слышимого цокота.
Тогда ощутимого износа клапанного механизма удастся избежать.
А по большому счету, в то время, когда направляться контролировать клапанные зазоры? Первый раз рекомендую их проверить по окончании первой тысячи километров, а следующие испытания возможно проводить по окончании каждых пройденных четырёх тысяч км. Но не редкость, что клапана начинают щёлкать и раньше, и очевидно ожидать до тех пор пока скутер пробежит регламентные четыре тысячи не следует. К тому же регулировка и проверка клапанов на скутере в обязательном порядке нужна по окончании замены цепи привода газораспределительного механизма либо по окончании разборки (либо снятия) головки двигателя.
Кое-какие начинающие скутеристы, при появлении стука клапанов, оттягивают регулировку, поскольку не уверены в собственных силах. Но чем больше они ездят с неотрегулированными клапанами, тем больше износ клапанного механизма, и хуже запуск двигателя. К тому же работа по регулировке и проверке клапанов совсем не сложная, а из дополнительного инструмента потребуется всего лишь комплект щупов, что стоит совсем дешево. Ну и потребуется самый распространённый обычный комплект накидных головок и рожковых ключей, конечно потребуется накидной ключ с квадратиком на 3,5 (для регулировочного винта).
Регулировка клапанов на скутере — практические рекомендации.
Перед тем как затевать регулировку и проверку, направляться дождаться полного остывания мотора (до температуры не выше 20°). А дабы не ожидать, то лучше проводить все работы с утра, перед поездкой, а не по окончании неё. Но в случае если уж вы решили отрегулировать клапана по окончании поездки, то дабы мотор стремительнее остыл, снимите седло и клапанную крышку головки двигателя.
В случае если же мотор вашего скутера ремонтировался, то очевидно сделать регулировку намного эргономичнее перед тем, как двигатель будет установлен на скутер.
Фактически все 50-кубовые двигателя как китайских, так и японских скутеров и мокиков (не считая реплик спортбайков) имеют достаточно несложную конструкцию ГРМ с всего одним распределительным валом в головке двигателя (SOHC). И клапанные зазоры в таковой конструкции, регулируют посредством винтов (с квадратной головкой), каковые вкручены в финиши коромысел и давят на торец стержней клапанов.
И именно это мелкое расстояние между торцом регулировочного винта и торцом стержня клапана, и есть тепловым зазором клапана.
Но распространены две главные конструкции моторов: одна из них употребляется на двигателях с коробками передач, устанавливаемых на мопеды (типа Альфа), минибайки, квадрики либо скутеретты (см. фото А слева), а вторая конструкция двигателя устанавливается на все скутеры с вариатором в трансмиссии (см. фото Б чуть ниже). Но механизм ГРМ у обоих конструкций моторов фактически однообразный, лишь размеры гаечных ключей мало отличаются, да и сами головки моторов мало хороши по внешнему виду.
К тому же на моторах с коробкой передач, для регулировки клапанов имеются особые круглые лючки на головке, каковые выкручиваются перед регулировкой. А на двигателях с вариатором лючков нет, а просто снимается клапанная крышка перед регулировкой.
1. Исходя из этого первой операцией перед регулировкой клапанов, будет откручивание винтов крепления крышки и снятие клапанной крышки, на вариаторном моторе (см. фото 1), либо выкручивание особой резьбовой пробки (а правильнее двух пробок для каждого клапана), на моторе с коробкой передач (см. фото 2).
2. Следующая операция — это выставление поршня двигателя в ВМТ финиша такта сжатия. В этом положении поршня оба клапана закрыты и должны иметь определённые зазоры между регулировочным винтом и стержнем клапана (а коромысла имеют маленькой вольный движение). Дабы установить поршень в необходимое положение (ВМТ), на звёздочке цепи ГРМ имеются особые метки, и ещё имеется ответные метки на головке цилиндра (на плоскости головки).
На моторах с коробкой передач, дабы заметить метки на звёздочки цепи, необходимо открыть особый лючок (см. фото 3). А дабы совместить метки на картере и звёздочке мотора, требуется провернуть коленчатый вал кикстартером, ну либо посредством накидной головки, одетой на гайку крепления якоря генератора (дабы надеть головку на гайку якоря, направляться выкрутить громадной отвёрткой особую пробку с резьбой, указанную красной стрелкой на фото 4 — это у моторов с КП).
Так же у моторов с КП мопедов Альффа, Дельта и им аналогичных, имеется ещё одна пробка (которая указана на фото 4 жёлтой стрелкой), при выкручивании которой возможно заметить букву Т, которая при совмещении с риской, также подтверждает тот факт, что поршень находится в ВМТ.
А дабы провернуть коленвал на моторе с вариатором не кикстартером, а накидной головкой, то для этого возможно снять кожух вентилятора. Ну а дабы коленвал было легко прокручивать, нужно выкрутить из головки свечу зажигания.
Совместив метки на картере и звёздочке (см. фото 3 — это на моторе с КП) либо совместив метки, указанные красными стрелками с плоскостью разъёма головки и её крышки (см. фото 5 — это на моторе с вариатором), возможно затевать регулировку клапанов скутера.
3. Правильное измерение зазоров. В то время, когда звёздочки выставлены по меткам, то возможно взяться рукой за кончики коромысла и пошатывая их возможно ощутить их вольный движение — это и имеется тепловой зазор, что чувствуется на холодном двигателе, а на тёплом моторе данный зазор исчезает (от теплового расширения металла). Так вот — необходимо сейчас измерить данный зазор на обоих клапанах посредством щупа.
В случае если зазор будет меньше нужного, то при нагреве двигателя регулировочный винт будет через чур упираться в стержень клапана и не давать клапану всецело закрыться. э то приведёт к утрата компрессии (и мощности мотора) и к подгоранию сёдел и тарелок клапанов.
А вдруг же зазор между стержнем клапана и винтом будет больше нужного, то кроме того при нагреве мотора данный зазор полностью не провалится сквозь землю и торец регулировочного винта будет стучать по стержню клапана, и механизм будет интенсивно изнашиваться. К тому же мощность мотора также упадёт, поскольку клапан будет на громадных оборотах раскрываться-закрываться с опаздыванием.
Исходя из этого и необходимо добиться правильного теплового зазора, что показывает завод изготовитель двигателя (в соответствии с тепловому расширению подробностей головки). На большинства скутерных полтинников клапанные зазоры составляют 0,05 мм (на некоторых более крупнокубатурных двигателях зазор выпускного клапана возможно чуть больше, исходя из этого уточните правильные зазоры в мануале вашего мотора). И в случае если на вашем моторе зазоры не 0,05 мм, то их направляться отрегулировать.
Дабы совершенно верно измерить зазор посредством щупа, засуньте щуп, толщиной 0,05 мм между регулировочным винтом и торцом клапана, вкрученным в коромысло.
В случае если щуп, толщиной 0,05 мм входит между торцом стержня и регулировочным винтом клапана с маленьким трением (см. фото 7), а щуп толщиной 0,06 мм. засунуть не удаётся, значит зазор между винтом и клапаном равен 0,05 мм, что и требуется. Другими словами тепловой зазор считается равным толщине щупа, засунутого с маленьким трением.
В случае если щуп, толщиной 0,05 мм вставляется вольно (и возможно засунуть более толстый щуп), то зазор больше допустимого. Ну а вдруг щуп толщиной 0,05 мм нереально засунуть меду регулировочным винтом и торцом клапана, (а более узкий щуп возможно засунуть), то зазор меньше допустимого. В этих обстоятельствах зазор направляться регулировать.
4. Для регулировки зазора, удерживая квадратную головку регулировочного винта посредством квадратного ключа на 3,5, ослабьте контргайку винта ключом на 9 (см. фото 8). Дальше рекомендую новичкам заострить внимание, и засунув щуп толщиной 0,05 мм (возможно его мало изогнуть, в особенности на моторах с КП) между торцом клапана и винтом, неизменно мало двигайте щуп и наряду с этим крутите регулировочный винт, пока он легко не защемит щуп.
Другими словами крутите регулировочный винт (см фото 9), до тех пор пока щуп не начнёт двигаться с лёгким упрочнением (трением).
Потом бережно извлеките щуп и удерживая регулировочный винт квадратным ключом от проворота, зафиксируйте винт контргайкой (другими словами затяните контргайку — см фото 8). По окончании затяжки контргайки, удостоверьтесь в надежности отрегулированный зазор посредством щупа толщиной 0,05 мм. Если он двигается с лёгким упрочнением, то зазор выставлен верно.
Кстати, кое-какие ремонтники затягивают контргайку не вынимая щупа и не удерживая ключом регулировочный винт, как продемонстрировано на фото 6 выше.
Так запрещено, поскольку кроме того, что вы испортите щуп (и вынуть его будет тяжело), так ещё и зазор уплывёт от нормы.
Отрегулировав зазор и верно затянув контргайку, повторите совершенно верно такую же регулировку и проверку зазора на втором клапане вашего двигателя. По окончании регулировки зазоров обоих клапанов (впускного и выпускного) остаётся вернуть клапанную крышку на собственное место (либо закрутить резьбовую пробку на моторе с КП), другими словами вернуть все подробности на собственное место.
И если вы произвели регулировку клапанов на скутере верно, как было обрисовано выше в данной статье, то мощность мотора восстановится, стук клапанов пропадёт и механизм ГРМ не будет изнашиваться, а мотор прослужит продолжительно и без поломок, удач всем.