Ралли умных: Ежегодная буря впустыне
31 декабря 2005 года стартует 28-й автомобильный марафон «Дакар-2006», ранее именовавшийся «Ралли Париж — Дакар». Сложнейшая гонка пройдет по территории семи государств — Португалии, Испании, Марокко, Мавритании, Мали, Сенегала и Гвинеи. Финиш рейда запланирован на 16 января 2006 года на берегу Розового озера (Сенегал).
Восьмикратный чемпион России по ралли-рейдам, серебряный призер Кубка мира 1999 года Сергей Линьков определяет данный сложный и страшный вид спорта как спортивное путешествие для весьма взрослых, зрелых спортсменов. Умелый раллист, лидер и основатель гоночной команды RRG помог «Популярной механике» разобраться, что такое ралли-рейды, чем они отличаются от хорошего ралли в его современном понимании и из-за чего эти сложные соревнования вызывают столь громадный внимание участников и зрителей.
Ралли большого масштаба
Маршрут ралли-рейда, в большинстве случаев, проходит по территории нескольких государств, марафон может продолжаться от одного дня до 14 дней, его расстояние может составлять от 820 км (минимум по интернациональным правилам) до 14 000 км и более. Как и в хорошем ралли, марафоны делятся на спецучастки (СУ).
Наряду с этим в рейдах существуют так именуемые КВ и КП. Пунктами КВ (контроля времени) начинаются и заканчиваются спецучастки, судьи замеряют время их прохождения.
КП (по-английски — checkpoint) на русском принято расшифровывать как контроль прохождения. Наличие КП — это своеобразная черта ралли-рейдов, позванная громадной длиной спецучастков (пара сотен километров).
В одного СУ экипаж обязан пройти пара КП, продемонстрировав тем самым, что четко направляться маршруту. Не обращая внимания на большие расстояния между финишем и стартом СУ, участникам не разрещаеться отклоняться от автострады, обозначенной маршрутными документами.
Ширина коридора может составлять от 500 м до десяти километров. Соблюдение маршрута возможно установлено судьями согласно данным GPS (все навигаторы предоставляются организатором), нарушителям угрожает пенализация впредь до дисквалификации.
Расстояние между финишем одного спецучастка и началом следующего экипажи проходят своим ходом, оно именуется «лиазон» (от французского liaison — соединение, сообщение). Лиазон может составлять от ста метров до нескольких сотен километров.
В отличие от хорошего ралли, где протяженность спецучастка определяется расстоянием в километрах, в рейдах расстояние СУ ограничивается временем. Дело в том, что в ралли-рейдах запрещены ночные старты.
Финишировать спортсмены смогут и ночью, но старт организаторы смогут дать лишь с рассветом. Исходя из этого протяженность спецучастка ограничена 1000 км — считается, что это большое расстояние, которое возможно пройти за световой сутки.
Граница эта условна: к примеру, в случае если за СУ в 1000 км направляться лиазон в 300 км, то экипажу нужно будет преодолеть 1300 км за день. В полной мере быть может, что в зону сервиса (полноценный сервис в рейдах дешёв любой вечер) участник прибудет глубокой ночью, а уже утром нужно будет стартовать снова.
В многодневных ралли-рейдах существует правило: любой 6-й сутки ралли должен быть днем отдыха. Заезды в данный сутки не проводятся. Существуют и однодневные марафоны, они именуются бахи.
Хорошие бахи — баха Португалия, Италия, Испания.
Масштабность ралли-марафонов касается не только расстояний, но и распутья. Участникам «внедорожного ралли», как время от времени именуют ралли рейды, приходится преодолевать броды, пребывав в воде по самую крышу, справляться с фактически триальными ямами, подъёмами и спусками, откапывать многотонные машины, зарывшиеся в песок в пустыне.
По большей части в ралли-рейдах выступают на грузовиках и джипах. Не считая них на старт марафонов выходят багги, мотоциклы, ATV (квадроциклы).
Ралли-рейдам присваиваются категории сложности, от 1 до 4. До недавнего времени существовало два суперсложных ралли 4-й категории — «Париж — Мастер» и «Дакар-ралли». на данный момент остался один «Дакар».
Переводчики преданий
В хорошем ралли экипажам разрешается пара раз проехать по автостраде на стандартной машине в целях ознакомления. Под диктовку пилота навигатор пишет стенограмму, на базе которой любой экипаж образовывает для себя подробную легенду.
В ралли-рейдах предварительное знакомство с автострадой не разрещаеться. Правила «Дакара» не разрешают участникам марафона кроме того оказаться в стране проведения гонки за два месяца до старта. Все экипажи приобретают легенду от организатора.
Легенда марафона является книгой толщиной с томик «Громадной советской энциклопедии». В ней находится таблица, любая строка которой содержит данные о так называемой «привязке» маршрута.
Графы легенды содержат номер привязки, расстояние от старта этапа, расстояние от прошлой привязки, описание ориентира (к примеру, дерево, дом, старая бочка), картину с конфигурацией поворота, сложность поворота (в большинстве случаев, от одного до пяти). Строчки содержат кроме этого данные о ямах, трамплинах, сужениях и пр. К примеру, слова навигатора «яма 4» означают, что впереди яма, в которую полностью помещается автомобиль, а «яма 5» — это столь же глубокая, но еще и долгая яма.
Легенда рейда не столь подробна, как в хорошем ралли. В случае если в WRC навигатор проговаривает любой из поворотов, расстояние между которыми измеряется в десятках метров, то расстояние между рейдовыми привязками может составлять до двадцати километров.
В гонках по пустынной местности ориентирами помогают точки GPS. В большинстве случаев, в них находятся КП.
Как и в хорошем ралли, в рейдах автомобили оснащаются маршрутным компьютером, что привыкли именовать TERRA-TRIP, по заглавию первых моделей. Основная функция TERRA-TRIP — правильный отсчет расстояния от старта и от прошлой привязки.
На каждой привязке навигатор обнуляет один из дисплеев компьютера кнопкой, начиная отсчет до следующего ориентира. Ответственная изюминка рейдового компьютера — свойство обратного отсчета расстояния.
Она разрешает возвратиться к прошлой привязке при «блуда» (это совсем не то, о чем вы поразмыслили — так раллисты именуют отклонение от маршрута). Увидев, что пейзаж за окном не соответствует информации в легенде, экипаж запускает обратный отсчет и движется той же дорогой в обратном направлении. Ноль на TERRA-TRIP будет означать возврат к последней пройденной точке маршрута.
Для ралли-рейдов блуд в 100 км считается простым делом. Бывает и больше: к примеру, на протяжении одного из марафонов в Средней Азии один из экипажей вместо Туркменбаши (Туркмения) прибыл в Бишкек (Киргизия), наряду с этим его отклонение от маршрута составило 2500 км!
Основная задача навигатора в ралли-рейдах — навигация, ориентирование на местности. Помимо этого, в течение первых часов гонки он обязан попытаться осознать логику организаторов, составлявших легенду, разобраться, как в конечном итоге сложен «пятый» поворот и несложен «первый».
Верное познание легенды, составленной вторым человеком, разрешает экипажу не терять время на избыточной осторожности и не совершить ошибку в вправду непростой ситуации. В редких случаях при проведении круговых этапов навигатор успевает записать стенограмму в течение первого круга, дабы последующие круги по собственной легенде экипаж имел возможность пройти стремительнее. Применение карт в ралли-рейдах не разрещаеться.
Рейдовый навигатор — это весьма редкая и полезная специализация. Вправду хороших экспертов возможно пересчитать по пальцам.
Тише едешь — дальше будешь
Пилоты, выступающие в рейдах и в хорошем ралли, тренируются совместно и обладают одними и теми же приемами экстремального вождения. В обеих дисциплинах автомобили способны мчаться по распутью со скоростью до 250 км/ч, проходить повороты в глубоком заносе, преодолевать впадины и трамплины.
Но рейдистам все это приходится проделывать на машинах с высоким центром тяжести и весом от 2 до 15 тысячь киллограм. В случае если для пилота раллийной легковушки ценой неточности в повороте может стать неконтролируемое вращение либо вылет с дороги, то в рейдах простое дело — «уши», другими словами переворот через крышу.
В рейдах серьёзна атака, пилот пробует пройти любой поворот стремительнее, чем соперники, отыграв драгоценные секунды. Но не меньше ответственнее стабильность: победив по паре секунд у соперников в каждом повороте, возможно разом лишиться преимущества, уронив машину с обрыва.
Исходя из этого в рейдах неизменно имеется время для неточностей и для их исправления. Для многодневных марафонов характерна немыслимая интрига: отрывы между соседними местами на финише смогут составлять десятки а также много часов. Действительно, сейчас включаются штрафы, пенализации, опоздания на старт спецучастка.
Пилот обязан в течение многих часов ни на 60 секунд не терять концентрации — в условиях невыносимой тряски и жары, без перерывов на еду а также туалет (в важных марафонах пилоты применяют памперсы).
Рискнем высказать предположение, что в ралли-рейдах стратегия время от времени выясняется ответственнее качества пилотирования. Лишний паузу на отдых и еду, верное распределение сил, сочетание умеренной скорости и атак может оказать помощь избежать важных неточностей. По словам Сергея Линькова, прийти вторым в Кубке мира ему очень сильно помогли ежевечерний отдых в удобном моторхоуме и шашлык прямо на спецучастке.
Пейзаж за окном
К машинам, выступающим в ралли-рейдах, предъявляются схожие с хорошим ралли требования в плане безопасности, такие как каркас безопасности либо совокупность пожаротушения. Участники рейда арендуют у организатора радиостанцию, GPS-набор и «навигатор для выживания» (survival kit), в который входит катастрофический маячок.
В экстренных случаях, в то время, когда экипаж не в состоянии самостоятельно совладать с техническими проблемами, найти дорогу, самостоятельно продолжить перемещение, он может активировать маячок, и на помощь прибудет вертолет. Для рейдовых машин в обязательном порядке наличие поилок с запасом воды не меньше 2 л на человека в сутки, 300-литровый бензобак со особым заполнением, мешающим перевороту автомобиля и расплескиванию топлива.
Но ралли-рейды далеко не так требовательны к машинам, как, например, WRC. Марафоны — это в первую очередь гонка экипажей. В рейдах редко побеждают юные пилоты — их амбициозные атаки довольно часто приводят к сходам и упадку сил с дистанции.
Ралли-рейды — это спорт для умных пилотов, каковые смогут позволить себе в разгар гонки остановиться, выйти из автомобиля и не торопясь запечатлеть на память прекрасный пейзаж.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№35, сентябрь 2005).
Part 3 — Dracula Audiobook by Bram Stoker (Chs 09-12)
Записи по принципу Рандом:
- «С-300» и«с-400»…
- Момент под раздачу: привод приводу рознь
- Беспилотный камаз наблюдает надорогу…
- Тест драйв harley-davidson
- 10 Самых крутых элитных бронеавтомобилей
- 10 Концептов, каковые были хуже серийных предположений
самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:
-
Один руль надвоих: вперед наблюдающий
Один руль надвоих: Вперед наблюдающий Направляясь в следующий раз в парк аттракционов, заберите с собой любимую книгу. Скажем, томик стихов Пушкина либо…
-
Peugeot возвратится в ралли дакар на заднем приводе
Peugeot возвратится в ралли Дакар на заднем приводе автокомпании и Французские спортсмены покоряют новые вершины. Оседлав ралли WRC, подъём на…
-
Мировой чемпионат по ралли: дайте лоэбу золотую метлу!
Мировой чемпионат по ралли: дайте Лоэбу золотую метлу! По окончании «Ралли Италии-2011», которое сейчас проходит по грунтовым дорогам острова Сардиния,…
-
Ралли Подмосковье Classic 5 сентября в Музее техники на Ильинском шоссе Ралли Клуб Классических Машин (РККА) при помощи НПФ ГАЗФОНД и Ингосстрах…
-
В ралли-рейде «африка» выступит гонщица из россии
В ралли-рейде «Африка» выступит гонщица из России На старт марафона «Африка»-2015 в первый раз выйдет русский спортсменка. Мотогонщица Анастасия Нифонтова…
-
Дни скорости: самая-самая гонка
Дни скорости: Самая-самая гонка Команда Audi, победитель Ле Манна 2005 года, в текущем году стала первым автопроизводителем, представившем на легендарном…
-
BMW M1 в ралли В заметке о Porsche 911 SC RS ничего не было сообщено о том, какие конкретно события предшествовали появлению в кокпите раллийного «Порше» упомянутых…