Имеется двигатели, поршневые пальцы которых вольно «плавают» в медной втулке верхней головки шатуна (либо в игольчатом подшипнике шатуна, либо легко в жёстком покрытии верхней головки шатуна), но на некоторых двигателях, среди них и жигулёвских, поршневой палец запрессовывается в верхнюю головку шатуна, а свободная посадка получается в бобышках поршня. Для таких моторов я обрисую эргономичное и универсальное приспособление, которое весьма облегчит запрессовку поршневого пальца в шатун, и которое окажет помощь установить поршневой палец симметрично и сохранить подробности.
Несложный жигулёвский двигатель, может создать для начинающего ремонтника проблему, поскольку при ремонте для того чтобы двигателя (с неподвижным пальцем в верхней головке шатуна), верно установить поршневой палец не так то легко. Он запрессован в верхнюю головку шатуна с натягом в 0,01 — 0,042 мм. И данный натяг нужно проконтролировать по окончании запрессовки по осевому упрочнению, которое способно переместить подробности относительно друг друга, при приложении упрочнения не меньше 400 кгс, при температуре 20 градусов.
Контроль натяга нужен по причине того, что на данный момент в продаже большое количество левых подробностей. Но указанный контроль осуществить не так то легко, но его возможно и не делать, в случае если легко шепетильно промерить покупаемые подробности, и добиться при выборе пальца, дабы наружный диаметр пальца, был больше внутреннего диаметра верхней головки шатуна в пределах тех же 0,01 — 0,042 мм. Палец замеряем микрометром, а отверстие верхней головки шатуна нутромером.
Кстати, при соблюдении верного температурного режима нагрева головки шатуна и отверстия диаметра головки и точного пальца, палец в верхнюю головку шатуна и запрессовывать то не будет необходимо, а всего лишь засунуть с маленьким упрочнением.
Для этого верхнюю головку шатуна нагревают до 240 градусов. Но вот нагреть то не неприятность, а вот как установить палец строго симметрично относительно шатуна? (дабы и справа и слева головки шатуна, палец выступал на однообразное расстояние). Дабы свести к минимуму страшное воздействие вибрации от криво установленной подробности, а ведь палец несколько, их четыре, и в сумме может оказаться ощутимая вибрация.
А не редкость кроме того, что палец смещаясь от вибрации ещё больше в сторону, задирает поверхность цилиндра двигателя. Последствия, мягко говоря нежелательные. Так как же всё таки обеспечить симметрию пальца довольно верхней головки шатуна?
Для установки поршневых пальцев моторов Ваз 21011, 2105, 2106 с диаметром поршня 79 мм и двигателей Ваз 2101, 2103 с диаметром поршня 76 мм, пригодятся два различных фирменных приспособления. Эти приспособления в теории снабжают верное положение пальца в головке шатуна, и конечно в поршне.
Но вот практика обосновывает, что в магазинах имеется множество поршней, каковые отличаются расстоянием между бобышками от идеала Советского заводского поршня, да и пальцы также не блещут правильной долгой, которая указана в заводских мануалах и советских книжках. Возможно левые подвальные производители, знают формулировку «свободная посадка бобышек поршня относительно пальца» в буквальном смысле.
Приспособление для запрессовки поршневого пальца.
1 — оправка, 2 — регулировочная гайка, 3 — поршень, 4 — поршневой палец, 5 — направляющая втулка, 6 — шатун, 7 — винт.
Так вот, дабы не тратить деньги на два различных фирменных приспособления, и дабы верно устанавливать поршни и поршневые пальцы с учётом их настоящих размеров, предлагаю изготовить универсальное приспособление, продемонстрированное на рисунке.
Главное его отличие от покупных изделий, пребывает в том, что оно регулируемое. Продемонстрированный на рисунке размер А предварительно вычисляем, измерив длину пальца В и расстояние между бобышками поршня С. В большинстве случаев ширина головки шатуна находится в пределах 26,90 — 26,98 мм. Берём её равной 27 мм (пара соток не играет роли, (но возможно учесть и их) если сравнивать с неточностью в 1 мм заводского фирменного приспособления, которое я обрисую ниже) и сейчас вычисляем: А = 0,5( D-B-C + 27) мм, а буква D — это диаметр поршня 79 либо 76 мм.
К примеру заберём диаметр поршня D равный 79 мм, а В равный 67,3 мм, С равный 31,2 мм.
А = 0,5 (79 — 67,3 — 31,2 +27). В итоге возьмём А равный 3,75 мм. А вод фирменное заводское приспособление (его номер 02. 7853.9500) которое вычислено для заводского советского поршня, с правильными размерами и что фактически не отыскать в продаже, рассчитанно на размер А равный 4,7 мм.
В итоге получается неточность более 1 мм, и это без учёта настоящих размеров нестандартного левого поршня сегодняшнего дня. Сейчас совершим ошибку так же на всех четырёх поршнях по 1 мм, плюс вправо-влево из-за неправильных размеров левака, и в итоге получается вибрация, которая на оборотах более чем 2-3 тысяч, значительно сокращает ресурс жигулёвского двигателя. Преимущества самодельного приспособления, продемонстрированного на рисунке и которое возможно подстроить под любой поршень — очевидны.
Оправка приспособления.
Рекомендую при работе с приспособлением выполнять простые и несложные правила.
Прижимать поршень к верхней головке шатуна, направляться как продемонстрировано на рисунке. Тоесть размер А вычислен как раз для случая, что продемонстрирован на рисунке. Саму операцию делаем по возможности скоро, в противном случае шатун остывая может «прихватить» поршневой палец раньше, чем тот займёт собственное симметричное место. И тогда переместить палец, довольно прихваченного места, будет сложно, без повреждения подробностей. Так же направляться запомнить, что винт 7 перед тем как приступить к работам затягивать не нужно, по причине того, что в случае если палец нагреется от тепла шатуна, то он удлинится (от расширения металла от нагрева) и от этого винт 7 заклинит.
Подробности приспособления.
2 — регулировочная гайка, 5 — направляющая втулка, 7 — винт.
Нагревать сами шатуны, эргономичнее в особом приспособлении, но это тема следующей статьи.
Вот казалось бы самый простой жигулёвский двигатель, а при ремонте смогут появиться неприятности от незнания нюансов, но с приспособлением обрисованным в данной статье, я сохраняю надежду у новичков не появится больше неприятностей в независимой замене поршней либо в запрессовке поршневых пальцев. Удачи всем!