Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Полсотни метров жизни: трубы безопасности
Post Icon

Полсотни метров жизни: трубы безопасности

Полсотни метров жизни: трубы безопасности

Полсотни метров жизни: Трубы безопасности

«Практически это первая подробность, которую устанавливают в кузов будущей раллийной автомобили», — показывая рукой на сплетение серебристых труб, говорит Жан-Клод Лефевр, директор по связям с общественностью подразделения Peugeot Спорт. Как раз тут создаются известные красные «львы» — Peugeot 307 WRC, всего 32 автомобили в год, любая ценой 550 тысяч евро. «Во второй половине семидесятых годов прошлого века, в то время, когда я принимал участие в ралли совместно со своим напарником Жан-Пьером Николя, сейчас директором Peugeot Спорт, каркасы безопасности еще не считались необходимыми. А на данный момент эти 50 метров труб обычно разделяют смерть и жизнь: при авариях они уже спасли несколько дюжина гонщиков».

Металлическая паутина

До 1993 года полный каркас безопасности кроме того на машинах «высшей лиги» (группы А) считался необязательным — достаточной была установка лишь основной дуги, изогнутой трубы, проходящей за спинками сидений экипажа. Ее британское наименование — safety rollbar — всецело отражает ее назначение: защищать экипаж при перевороте.

на данный момент основную дугу возможно встретить и на «гражданских» машинах, по большей части кабриолетах. Но, как поведал нам Александр Лесников из Школы мастерства вождения Driving Art, простые трехточечные ремни при перевороте не могут надежно удержать тело в кресле, так что польза от основной дуги в этом случае очень вызывающа большие сомнения.

Не считая основной дуги главными элементами каркаса безопасности являются боковые и передняя дуги. Все они, в соответствии с правилам FIA, должны быть изготовлены из цельных кусков холоднотянутой (бесшовной) нелегированной малоуглеродистой (максимум 0,3%) металлической трубы диаметром 50 мм и толщиной стенок 2 мм (или 45х2,5 мм). Остальные элементы каркаса смогут быть изготовлены из труб меньшего диаметра — 38х2,5 мм либо 40х2 мм.

В 1980-х годах делались попытки создать каркас не из стали, а из более легких материалов, к примеру титана и алюминия. Но оказалось, что и алюминиевый, и титановый каркасы под нагрузкой не гнутся, а просто ломаются. А в титановом каркасе нет особенного смысла еще и по обстоятельству большой цене: его изготовления будет по карману разве что богатым заводским командам, участвующим в чемпионате мира по ралли (к тому же для автомобилей WRC снаряженная масса ограничена правилами снизу и не может быть меньше 1230 кг).

Поваренная книга

Каркас для каждой модели разрабатывается лично. Занимаются этим как заводские команды, так и профильные компании (к примеру, Pro Drive либо Safety Devices), а установлен он бывает как самим разработчиком, так и в гараже команды, в случае если установщик гарантирует его надежность. «Сам каркас продается в виде инструкций и набора труб.

Во-первых, это сертификат изделия, в котором написано, из каких подробностей он состоит и в какой как раз последовательности его необходимо собирать. Во-вторых, это фирменная идентификационная табличка, которая правильно должна быть установлена на каркасе.

И, в-третьих, само собой разумеется, сам комплект уже согнутых и нарезанных труб», — говорит Геннадий Брославский, начальник школы Driving Art, чемпион России по ралли в группе N2. — Собирать каркас необходимо строго по прилагаемой схеме. В случае если последовательность операций нарушить, то в какой-то момент возможно столкнуться с обстановкой, в то время, когда очередную трубу мы просто не сможем поставить на отведенное ей место".

Трубы соединяются между собой посредством сварки. В соответствии с требованиями безопасности (ст. 253 приложения J) FIА, «предпочтительна электродуговая сварка в среде защитного газа.

Сварной шов обязан всецело опоясывать периметр трубы».

Соблюсти эти требования не редкость достаточно тяжело: каркас обязан проходить максимально близко к кузову и к крыше, где время от времени находятся соединения трех-четырех труб. Однако каркас ставится на машину без демонтажа крыши (действительно, в редких случаях это все же приходится делать).

Правильно допускается соединение каркаса с кузовом лишь в определенных местах. Он может крепиться болтами, но на данный момент, в связи с ужесточением требований для опытных соревнований, крепление осуществляется по большей части посредством сварки: трубы привариваются к кузову через «косынки» в нескольких разрешенных местах и к усиленным площадкам на полу.

Наряду с этим нужно учитывать тот факт, что иногда, при громадных количествах сварочных швов, металл может «». Исходя из этого, в случае если каркас вваривать неправильно, возможно практически стереть с лица земли кузов: его «». «А вдруг нет точности в геометрии — ни о какой точности в речи и пилотировании быть не имеет возможности», — говорит Александр Лесников.

Исходя из этого раллийные машины в большинстве случаев делаются «на кондукторе» — силовые точки кузова закрепляются на твёрдой станине (это и имеется кондуктор), и лишь затем вваривается каркас.

Две задачи

Каркас безопасности — это основной силовой элемент раллийного автомобиля (если не считать пола), кузов тут играется намного меньшую роль. По словам Геннадия Брославского, «в случае если кроме того кузов сделать картонным, но с хорошим каркасом, таковой автомобиль отправится». Это, само собой разумеется, преувеличение, но неспециализированный суть передан правильно: силовая клетка из труб, прикрепленная к чашкам подвески, увеличивает жесткость кузова многократно, и это существенно усиливает управляемость автомобили.

Но все же главная задача каркаса безопасности — это защита экипажа. Металлическая клетка снабжает «жизненное пространство» кроме того при весьма важных авариях: в соответствии с требованиям FIA, каркас безопасности в сборе обязан выдерживать вертикальную нагрузку, в 7,5 раз превышающую вес автомобили с экипажем, приложенную к вершине основной дуги под маленьким углом. Но все же бывают случаи, в то время, когда этого не хватает: к примеру, в прошлом году на ралли Германия Subaru Impreza WRC, ударившись бортом о каменный блок, перевернулась еще пара раз.

К счастью, навигатор Филип Миллз все же успел легко наклонить голову, исходя из этого удар, пришедшийся на правый передний угол крыши и вмявший вовнутрь каркас безопасности, не причинил ему большой ущерб. Уже на следующее утро он был выписан из поликлиники: доктора нашли лишь ушибы и лёгкие сотрясения.

Подобный удар — один из самых тяжелых для каркаса безопасности. Но усилить данный угол уже фактически нереально — два года назад необходимой стала косая распорка, из верхнего переднего угла крыши к нижнему переднему углу двери (по прямой), и рабочего пространства для штурмана и пилота сейчас остается крайне мало (не говоря уже о посадке в кресло!).

Еще более страшен боковой удар — скажем, столкновение с деревом либо столбом при скольжении боком. А вот во фронтальном направлении силовая клетка развита намного меньше, по причине того, что тут имеется и без того хорошая защита — перед чашками передней подвески, где, фактически, и начинается каркас, расположена деформируемая территория, поглощающая энергию удара (не смотря на то, что раллисты, по словам Геннадия Брославского, все же стараются избегать фронтальных ударов, пробуя тормозить кузовом либо кроме того переворотом).

По окончании любой аварии каркас безопасности проверяется. И , если его геометрия и целостность нарушена, машина снимается с соревнований. Но, как говорят раллисты, в случае если каркас поврежден, это, в большинстве случаев, свидетельствует, что машина вряд ли сохранилась так, дабы продолжить гонку.

Гражданские варианты

Глядя на то, что осталось (фактически, практически ничего) от автомобили Ford Focus WRC по окончании аварии на ралли Аргентина, и на пилота Маркко Мартина, отделавшегося контузией, начинаешь испытывать уважение к данной трубчатой конструкции. Из-за чего бы не ставить каркасы безопасности в простые серийные машины?

Первая (не смотря на то, что и не основная) обстоятельство — очевидно, цена. По меркам раллийных бюджетов каркас — не самая дорогая подробность: самые сложные конструкции обходятся от 4 до 7 тысяч евро, а простые смогут стоить и $1000.

Вторая и главная причина в том, что раллийные автомобили не более надёжны для простых водителей — легко они разрешают избежать одних травматичеcких факторов в пользу вторых. Да, жизненное пространство сохраняется, но в спортивном автомобиле нет подушек безопасности, а неэластичные многоточечные ремни подвергают пилота при авариях большим перегрузкам (при вышеупомянутой аварии Subaru Impreza — 27g!). И, наконец, даже если вы все же решитесь установить в собственный автомобиль каркас безопасности (и многоточечные ремни), пройти технический осмотр в Российской Федерации на таковой машине будет очень затруднительно — для этого необходимо взять сертификат НАМИ.

Высказываем признательность Никите Гудкову (издание «Автомобильный спорт») и Алексею Меньшову за помощь при подготовке статьи.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№33, июль 2005).

Выбрать трубы для отопления дома.


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

  • Безопасность при ремонте автомобиля

    Безопасность при ремонте автомобиля Техника безопасности при техобслуживании автомобиля. За последние 10-15 лет машины стали технически…

  • Обгон с риском для жизни

    Обгон с риском для жизни Львиная часть всех ДТП в городе происходит по обстоятельству нарушения правил проезда перекрестков. На автостраде иные законы – в том месте правит…

  • На 18 мин. дальше от судьбы. репортаж…

    На 18 мин. дальше от судьбы. Репортаж о том, как пожарный МАЗ щемился через запаркованные вами дворы 18 мин.. Как раз столько МАЗ спасателей вечером…

  • Безопасность перемещения — дело техники

    Безопасность перемещения — дело техники Пропорционально вхождению в нашу жизнь все новых и новых изобретенных машин растет и значимость для того чтобы…

  • Безопасность в формуле 1. как разработки защищают пилотов f1

    Безопасность в Формуле 1. Как разработки защищают пилотов F1 Как развилась безопасность гоночных болидов Formula 1 за 60-летний период Формула 1 самая…

  • Основное – ваша безопасность!

    Основное – ваша безопасность! Психологи утверждают, что в даме заложен более замечательный инстинкт самосохранения, чем в мужчинах. И это радует, в особенности…

  • Кабриолет как стиль судьбы

    Кабриолет как стиль судьбы Всего лишь 3 года назад я первый раз в жизни прокатился на кабриолете… это был Audi Cabriolet 92 года, в не весьма хорошем…

Метки: ,

Комментирование закрыто.