Под газом: Вспрысни закись себе вцилиндры
- Заветный красный тумблер светло синий балон с закисью тяжело с чем-то спутать Чем несовершенней двигатель, тем громадную мощность возможно взять при помощи нитроса Развлечение для самых мелких — заряженный закисью азота самокат. красный и Одно — нажатие тумблера Ferrari на светофоре остается на большом растоянии сзади
Нынешнюю неистовую популярность этому устройству обеспечил фильм «Форсаж» (в американском варианте — «The Fast and the Furious»), вышедший в прошлом году и собравший все вероятные призы за сцены автомобильных гонок. В решающий момент киногерои нажимали особенную кнопку и машина как будто бы приобретала пинок под зад.
Заветная кнопка включала совокупность впрыска закиси азота в топливовоздушную смесь. Сложное наименование народ скоро заменил кратким американским «нитрос». «Для чего люди ставят на Porsche нитрос? — задает риторический вопрос президент столичного Porsche-клуба Евгений Пономаренко. — Вот, предположим, жизнь удалась, и вы время от времени выбираетесь в город на своем Porsche.
А вас на одном и том же месте кто-то, у кого жизнь удалась больше, обставляет на корпус. Больше не нужно, именно на корпус. И все, сон пропал.
Выхода три.
Возможно больше ни при каких обстоятельствах не ездить по МКАД и Кутузовскому (лишь тут в Москве возможно разогнаться до 290 км/ч).
Этим сон не вернешь. Возможно поменять машину. Но самый несложный и недорогой метод — установить нитрос.
В необходимый момент нажимаешь на тумблер, напоминающий летный, педаль газа в пол, и вот в конце Кутузовского уже ты на корпус в первых рядах. Сейчас соперник не спит. Но такова жизнь — тихо дремать может лишь один».
Евгений знает, что говорит, — члены Porsche-клуба устанавливали нитросы задолго перед тем, как все остальные определили о них из нашумевшего «Форсажа».
Химическое оружие
Открытие результата повышения мощности двигателя при добавлении в смесь закиси азота в собственности германским авиационным инженерам. В начале Второй мировой тысячи германских высотных разведчиков и истребителей взяли совокупность GM-1, впрыскивающую в топливную смесь закись азота.
Совокупность компенсировала утрату мощности двигателей в разряженной высотной атмосфере. Не последнюю роль закись азота сыграла в известной тактике германских асов — пикирование на ничего не подозревающие самолеты соперника со стороны Солнца.
Помогала GM-1 и отрываться от истребителей соперника. Вместе с трофейными самолетами GM-1 попадала и к союзникам.
Советских инженеров совокупность не заинтересовала: одних смущала масса устройства (262 кг), вторые вычисляли ее химическим оружием (тут сыграли собственную роль таинственные баллоны с газом и кислородные маски пилотов высотных истребителей). Но английские Королевские воздушные силы восприняли вражескую разработку очертя голову.
Американцы же ограничились лишь опытами: заокеанская авиационная индустрия была увлечена замечательными нагнетателями. Создав разработку, германские инженеры сами и поставили точку в ее авиационном применении, запустив в серию в конце войны турбореактивные самолеты. Летчикам закись азота стала не нужна.
По окончании войны бывшие армейские инженеры пробовали применить конверсионную разработку в автомобильном спорте. Но начались неприятности с законом: в некоторых европейских государствах закись азота была занесена в реестр боевых отравляющих средств.
Дело в том, что эта смесь, именуемая время от времени «смешащим газом» и в далеком прошлом употребляющаяся в медицине для наркоза, при определенной концентрации может приводить к летальному исходу. Кстати, эксперты, разбиравшие операцию по освобождению заложников в строении мюзикла «Норд-Ост», именовали закись азота в числе газов, каковые, быть может, использовал в том месте отряд специального назначения.
Распространению закиси за пределы спортивных автострад тогда помешали и устрашающие слухи о взрывающихся протечках и баллонах газа в салон, из-за которых ничего не подозревающие водители словно бы бы засыпали в самый разгар ускорения. Все изменилось в начале 70-х.
На фоне изобретенных тогда отравляющих двоичных газов закись азота начала казаться вправду легко радостным газом, и запреты на ее применение почти во всех государствах были сняты. Не смотря на то, что, нужно сообщить, в Германии использование закиси азота на дорогах неспециализированного пользования не разрещаеться до сих пор.
Германским изобретением заинтересовались два бывших американских автогонщика Майк Термос и Дейл Вазнаян. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века интерес друзей оформился в сейчас легендарную компанию Nitrous Oxide Systems, сокращение которой (NOS) стала для совокупностей впрыска закиси азота таким же нарицательным именем, как Xerox для копиров.
на данный момент если вы откроете багажник «нитросного» автомобиля, то с возможностью в 90% заметите в нем фирменный ярко-светло синий баллон с надписью NOS. Ну а в Российской Федерации других систем нет.
Кстати, в случае если сами совокупности к нам прилетают из-за океана, то газ в них употребляется отечественный, отечественный. Закись запрещена к перевозке воздушным транспортом, исходя из этого новенькие заправленные баллоны перед отправкой разряжают. Неприятностей с их заправкой, в Москве по крайней мере, в далеком прошлом уже нет: всего за $20 любой установщик зарядит совокупность высококлассной медицинской закисью, которую делает единственный в отечественной стране завод.
Пожиратели дорог
Первый клиент Porsche-клуба сам дотянулся газ для нитроса, но спутал закись азота с фактически азотом. Заряженную машину полтора часа гоняли по автодрому, измеряли динамику, настройки двигателя, пока не разобрались, в чем дело. на данный момент, само собой разумеется, опыта у установщиков прибавилось.
Значительно чаще в Российской Федерации ставят самые простые «сухие» совокупности — впрыск закиси перед дроссельной заслонкой. Они подходят для всех типов двигателей, включая кроме того экзотические роторные.
С целью безопасности совокупность настраивается так, что закись начинает поступать в цилиндры лишь тогда, в то время, когда педаль газа выжата, что именуется, «в пол» («кикдаун»). Эффект получается как при включении турбонаддува: дополнительные 50 л.с. дают замечательное ускорение без колёс и пробуксовки сцепления.
Действительно, двигатель с таковой совокупностью «подхватывает» не сходу, а с задержкой в секунду-полторы. Опасаться ускоренного износа двигателя, считает Пономаренко, не следует: «Будь то простой мотор либо кроме того турбированный, у него все равно имеется дополнительный запас прочности, и десяток-второй секунд с закисью азота для него проходят бесследно».
Что касается более важных совокупностей, то их в Российской Федерации практически нет. «Опыта мало, опасаются сжечь мотор», — говорит президент столичного Porsche-клуба. Но один, по крайней мере, Porsche 911 с совокупностью яркого впрыска смеси закиси с горючим в любой цилиндр где-то по Москве носится.
Данной машине добавили по 40 л.с. на цилиндр, а их в 911-й модели шесть. Инерции в таковой совокупности нет по большому счету. «Я таких ощущений в жизни ни разу не испытывал, ни на одном кроме того самом навороченном турбированном Porsche, — вспоминает глава клуба. — На любых оборотах жмешь газ, и машина тут же чудовищно ускоряется, вдавливая тебя в кресло. Жалко, что продолжительнее 2−3 секунд так не проедешь: каждая подходящая дорога в Москве заканчивается».
Возможно, исходя из этого обладатели «радостных» двигателей применяют нитрос не так и довольно часто. Не смотря на то, что Пономаренко говорит, что в августе некоторый обладатель заряженного «Мустанга» раз в неделю заезжал заправить смесью 10-литровый баллон в собственном автомобиле. «Мы рекомендуем ставить сходу 20-литровые, — говорит Евгений. — Они именно поперек багажника поднимаются».
Как трудится закись азота
- Простейшее устройство для впрыска закиси — карбюраторная проставка
Единственный метод повышения мощности двигателя — сжигание в цилиндрах большего количества горючей смеси. Добиться этого возможно, к примеру, при помощи механических нагнетателей, турбонаддува либо повышения рабочего количества двигателя.
Но самый недорогой метод — добавление в топливовоздушную смесь закиси азота (N2O), которую время от времени именуют нитросом (сокращенно от британского Nitrous Oxide). При температуре более 3000 закись начинает разлагаться на кислород и азот (2N2O ==> 2N2 + O2).
Фактически, автолюбителей интересует второй компонент — дополнительный кислород разрешает сжигать большее количество горючего. К тому же закись азота при распылении существенно понижает температуру топливовоздушной смеси, увеличивая ее плотность. А чем выше плотность смеси, тем больше ее возможно подать в цилиндры.
Типы устройств
Нитросы бывают «сухие» и «влажные», карбюраторные и яркого впрыска. По понятным обстоятельствам в мире громаднейшее распространение взяли карбюраторные совокупности.
Между карбюратором и двигателем ставятся особые проставки с жиклерами, распыляющие закись азота в топливовоздушную смесь. Устройство весьма примитивно и разрешает добавить двигателю около 50 л.с. мощности.
В случае если распыляется лишь закись, то совокупность именуется «сухой»; в случае если еще и дополнительное горючее, то «мокрой». Последняя более действенна.
Инжекторные, либо совокупности яркого впрыска, трудятся по схожему принципу. Действительно, особая форсунка впрыскивает газ прямо во впускной коллектор. Такие совокупности значительно дороже карбюраторных и также бывают «мокрыми» и «сухими».
Большую же прибавку — 300 л.с. и выше — дают совокупности яркого впрыска в зону перед впускными клапанами, в то время, когда на любой цилиндр приходится по личной форсунке. Такие совокупности бывают лишь «влажные». Их установка требует важной переработки либо замены некоторых деталей двигателя — от установки кованых поршней до спортивных шатунов и усиленного коленвала.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№3, январь 2003).