Передняя вилка мотоцикла есть одной из основных подробностей любого байка и от неё зависит не только комфортная езда по отечественным «красивым» дорогам, но ещё и наровне с мотоциклетной рамой, мотоциклетная вилка есть главным компонентом любого байка, несущим ответственность за дизайн мотоцикла и красивый силуэт в целом. В данной статье, вычисленной больше на новичков, я попытаюсь обрисовать устройство фактически всех конструкций мотоциклетных вилок, начиная от самой распространённой телескопической, и заканчивая самыми экзотическими конструкциями, каковые на данный момент завоёвывают рынок благодаря актуальному на данный момент направлению в кастомайзинге, в стиле олдскул (ветхая школа).
Передняя вилка мотоцикла — различные конструкции.
Телескоп — как много в этом слове!
Начнём с самой распространённой конструкции передней вилки — телескопической. Вилки таковой конструкции в далеком прошлом уже устанавливают фактически на все современные серийные модели мотоциклов.
Первой такую конструкцию применила датская компания Nimbus ещё в 1919 году, на своём мотоцикле, продемонстрированном на фото слева.
Потом, в довоенные 30-е годы прошлого века компания БМВ начала ставить телескоп на собственных моделях мотоциклов BMW — R-35. Причём самые первые модели телескопических вилок были сухими, другими словами не имели гидравлической совокупности. Мало позднее уже была применена гидравлика, которая разрешила гасить колебания перьев поездки и вилки стали самые комфортными.
Конструкция несложного телескопа совсем не сложная и главные подробности — это подвижные трубы, каковые скользят во втулках, расположенных в неподвижных трубах (перьях). Наличие заменяемых по мере износа втулок, делает телескопическую вилку достаточно долговечной, та как втулки изнашиваются стремительнее самих труб и их возможно в любую секунду заменить новыми.
Об устройстве, ремонте и обслуживании несложной отечественной телескопической вилки я уже писал вот в данной статье, а о обслуживании более современной вилки перевёрнутого типа (и замене сальников на таковой вилке — см. фото чуть ниже) желающие смогут почитать вот тут. Ну а как и посредством чего грамотно выровнять погнутые перья телескопической вилки рекомендую почитать вот тут, сохраняю надежду многим понадобится.
Снятые с вилки ветхие сальник, пыльник, стопорное кольцо и шайба.
Предстоящим развитием телескопических вилок в 80-е годы прошлого века стала возможность наполнять их сжатым воздухом (к примеру на кросачах Чезет 80-х годов, либо на лицензионной вилке ИЖ планета 5). Это разрешило подстроить вилку под дорожные условия и нужный вес. Но самые совершенные конструкция для отбоя ходов и регулировок сжатия, начали появляться в 90-е годы прошлого века, на спортивных мотоциклах для шосейно-кольцевых гонок.
В те же годы инженеры не находились на месте и более толстые подвижные трубы стали устанавливать вверху, а не внизу и эти более толстые трубы вилки стали неподвижными — так и показался перевёртыш — современная телескопическая вилка перевёрнутого типа.
Установка более толстых и более твёрдых труб вверху в траверсах, разрешила сделать телескопическую вилку более твёрдой на скручивание, что значительно улучшило комфорт и управляемость байка на высоких скоростях.
Такая конструкция стала появляться не только на спортбайках, но и на современных кросачах и потом перешла на серийные дорожные мотоциклы и стритфайтеры. Позднее перевёртыш начал появляться кроме того на некоторых серийных чопперах либо круизёрах (Yamaha XV 1700 Warrior, Suzuki Desperado, Suzuki VTX, Triumph Rocket III и др.)
Устройство более современных телескопических вилок перевёрнутого типа, каковые устанавливают на современные спортбайки и кроссовые мотоциклы чуть более сложное и тут используется совокупность, благодаря которой возможно регулировать хода отбоя либо сжатия.
Это разрешает настроить переднюю вилку мотоцикла под дорожные условия и вес водителя, и разрешает настроить управляемость байка. К тому же на самых современных вилках показалось антиклевковое устройство, разрешающее устранить клевок мотоцикла при резком торможении.
Я не буду тут детально разбирать устройство таких вилок, и как трудятся их совокупности, в противном случае статья превратится в необъятное полотно (как нибудь выберу время и напишу отдельную статью). Кстати, детально о регулировках подвесок — передней и задней, дабы вернуть обычную управляемость современного мотоцикла, я написал вот в данной статье.
Казалось бы, что современная телескопическая вилка перевёрнутого типа — это идеал, к которому стремились мото-инженеры и все мотоциклисты мира и вилкам вторых конструкций суждено кануть в лету, и осталось прозябать им лишь в мотоциклетных музеях мира.
Как бы не так — зачахли бы более древние вилки в мото-музеях, если бы не кастомайзинг и актуальное в наше время направление — олдскул — ветхая школа кастомайзинга, которая завоевала собственной популярностью всю землю. И исходя из этого мы медлено переходим к более экзотическим моделям.
Передняя вилка мотоцикла спрингер (springer — мечта чоппериста).
Такие прекрасные штукенции (как сказал покойный Индеец Лари) показались достаточно давно, фактически на самых первых мотоциклах. Но однако первые кастомы и боберы с этими вилками начали делать на базе вилок от легендарного армейского «Валуя» (Харлей Девидсон WLA).
При доработке и хромировнии такая вилка украсит любой чоппер.
А популярные сейчас чопперы в стиле олдскул по большому счету немыслимы без спрингера. Конечно же имеется и другие хорошие и занимательные конструкции вилок, талантливые украсить кастом в стиле ветхой школы, но о них мало позднее.
Но самое основное преимущество спрингера, кроме его прекрасного внешнего вида, это возможность нормально трудиться под запредельными углами наклона вилки, при которых телескопическая вилка отказывается нормально трудиться, а вдруг и трудится, то направляющие втулки для перьев телескопа весьма скоро изнашиваются.
К тому же спрингер разрешает отказаться от угла в траверсах, что сделать достаточно сложно в гаражных условиях и без которого долгий телескоп не будет нормально рулиться. Детально об этом (и об углах наклона вилки) я уже писал в статье кастомайзинг мотоциклетных рам вот тут.
Кстати — спрингерная вилка для мотоцикла разрешает увеличить полёт мысли в творчестве, да и по большому счету разрешает поставить в кастомайзинге ручную работу на первое место, а это на данный момент ценится прежде всего. И сейчас появляются прекрасные спрингеры, к примеру сделанные с разработкой ковки, либо кручения и нагрева металла — смотрите фото слева. В общем для творческих кастомайзеров, любящих делать всё вручную и не как у всех, спрингер самое то.
Главное отличие спрингера от телескопа — это наличие третьей траверсы, в которую упираются пружины либо амортизатор. Ну и перья вилки более узкие и красивые, чем у телескопа.
К тому же конструкция спрингера весьма ремонто-пригодна и в ней фактически нечему изнашиваться, ну разве что втулки (либо игольчатые подшипники) в серьгах, каковые возможно выточить самостоятельно кроме того на самом мелком токарном станочке у себя в гараже (медные втулки — см. рисунок ниже, в полной мере возможно установить вместо игольчатых подшипников).
Гердер (Girder).
Гердер в переводе с английского — ферма. Эта передняя вилка мотоцикла параллелограммного типа (ещё одно наименование этих вилок трапеция — trapeze). Такие вилки устанавливались на большинстве серийных мотоциклов 20 — 30-х годов прошлого века (к примеру на отечественных отечественных М1 Москва либо ИЖ-350).
А в шестидесятые годы прошлого века эти вилки устанавливались на самодельных чопперах не реже вышеописанных спрингеров. Параллелограммные вилки, так же как и спрингеры, были бы на данный момент вымершим видом, если бы не олдскул мания, захватившая мир кастомайзинга в двадцатьпервом веке.
Многие американские (и не только) компании, создававшие такие вилки с 60-х годов прошлого столетия (к примеру компания Durfee) точно бы обанкротились, но благодаря моде на олдскул, компании, создававшие трапеции, опять на коне.
Параллелограмные вилки бывают как хорошие трубчатые, так и в виде штампованных из листового металла перьев-ферм (как на ИЖ-350).
Кстати, хорошие трубчатые гердеры также бывают уникальной формы.
К примеру как у вилок модели «Nanna» с перьями в форме лука, от американского кастомайзера Джесси Рука (см. фото). У него кроме того имеется одноперьевые параллелаграммные вилки под консольное крепление переднего колеса.
Кстати, кое-какие уверены в том, что гердеры возможно устанавливать якобы лишь на тихоходные чопперы, из-за маленькой жёсткости таких вилок.
Доказательством того, что это вывод ошибочно, помогает спортбайк, продемонстрированный на фото чуть ниже, и скоростной мотоцикл от того же Джесси Рука (см. фото) с оборотистым двигателем компании КТМ.
Гердер мотоцикла на фото ниже изготовлен из углепластика, а жёсткости и отточенной управляемости этого мотоцикла с таковой гердерной вилкой, позавидует любой серийный спортбайк с очевидным перевёртышем. Но главным козырем аппаратов с вилками гердерами конечно же есть эксклюзивный внешний вид.
База конструкции гердеров — это две фермы (перья вилки), каковые подвешены (через четыре рычага) на осях, расположенных по бокам траверс вилки, а траверсы изготовлены как одно целое с подшипниковыми чашками, установленными в рулевой колонке.
А пружинный элемент (на современных гердерах возможно и гидравлика) расположен между траверсами.
Кстати, перья параллелограммных вилок некоторых эксклюзивных конструкций (к примеру от того же Джесси Рука) смогут быть подвешены на осях лишь на нижней траверсе, а вверху перья опираются в амортизатор, расположенный не вертикально, а практически горизонтально.
Тут кроме этого как и у спрингера имеются игольчатые подшипники (либо медные втулки), каковые при необходимости несложно выточить самостоятельно.
Но втулки (подшипники) расположены на осях рычагов не внизу как у спрингера, а вверху.
Движение сжатия таких вилок маленькой, если сравнивать с телескопом, но такие вилки не так очень сильно клюют при торможении. Но основной плюс параллелограммных конструкций вилок для мотоцикла (как и у спрингера) — это простота и эксклюзивный внешний вид.
Особенно в то время, когда вилка изготавливается на фрезерном станке из дюралюминиевой пластины.
Пример таковой конструкции продемонстрирован на фото слева. Тут полёт фантазии неограничен, а наличие фрезерного станка (особенно с ЧПУ) делает воплощение в металле любой творческой задумки в полной мере настоящим (к примеру как в видеоролике под данной статьёй).
Ресорная передняя вилка для мотоцикла.
Ну а эта конструкция показалась ещё на самых первых серийных мотоциклах, к примеру на BMW R32 1923 года выпуска (см. фото).
Мотоцикл BMW R32 1923 года выпуска с рессорной передней вилкой.
И кроме этого как и вышеописанные спрингеры и гердеры, рессорная вилка осталась бы жить лишь только в музеях мотостарины, если бы не тот же олдскул.
Как раз популярность ветхой школы кастомайзинга во всём мире снова возродила эти древние, и по собственному эксклюзивные конструкции. Особенно солидный вклад в популяризацию рессорных вилок внёс знаменитый кастомайзер Хэнк Янг.
Причём из его мастерской выходили неповторимые кастом-аппараты не только с передней рессорной вилкой, но и с рессорой в задней подвеске.
Конечно же рессорная вилка имеет весьма мелкий движение и не имеет совокупности депфирования (амортизатора) и не подходит для поездок по нехорошим дорогам, но как мы знаем, для большинства кастомов, функциональность не играется никакой роли — основное эксклюзивный внешний вид не как у всех, и чем непохожее на вторых кастом, тем он считается круче.
Этим возможно и разъясняется популярность и возрождение вилок ветхих конструкций.
К тому же поле для творческой деятельности не ограничено и на кастом чемпионатах возможно встретить вовсе уникальные конструкции (к примеру как на фото справа), каковые кроме того тяжело отнести к какому то конкретному виду.
Продолжая эту тему, нельзя не упомянуть про вилки гениальнейшего канадского кастомайзера Роджера Голдаммера, у которого в большинстве случаев, что ни кастом, то новая неповторимая конструкция передней вилки.
Только малая часть его работ продемонстрирована на фото слева. Не будем говорить о каких то уникальных конструкциях кастомов и их вилок (его работы неоднократно побеждали на кастом-чемпионатах), достаточно заявить, что Роджер перевоплотил очевидный телескоп в произведение искусства, создав и внедрив в производство неповторимые дугообразные траверсы (см. фото под номером 1) благодаря которым мотоцикл получает стремительные линии, а также в то время, когда байк стоит (см. фото 2), думается что он в движении.
Имеется у него и пара эксклюзивных гердеров, каковые изготавливались им из различных материалов (начиная от алюминия и заканчивая углепластиком с алюминиевыми вставками — см. фото 3), и вилки, каковые по большому счету тяжело отнести к какому то классу. Но однако неповторимые траверсы для телескопа от Роджера, разрешили сделать имя и завоевать прибыльную нишу в мире.
По большому счету тема кастомайзинга достаточно необъятная и на эту тему возможно сказать (либо писать) часами, но пора переходить к вторым конструкциям вилок.
Рычажная вилка для мотоцикла.
Такие вилки показались в 50 годах прошлого столетия на некоторых серийных мотоциклах, к примеру на мотоцикле BMW R50 1955 года выпуска, продемонстрированного на фото. Кстати, в 50-70-е годы прошлого века и отечественный коммунистический мотопром применял рычажные вилки на мотороллерах тульского производства (мотороллеры Тула, Тулица, Турист).
Вилка рычажная мотоцикла BMW R50 (1955 года выпуска).
И вилка отечественных Уралов и Днепров.
Главное преимущество таковой конструкции — это комфорт. Я и сам ездил на мотороллерах и был в восхищении от их плавности хода, машинка как будто бы плывёт по волнам (кстати, я затем приобрёл и реставрирую мотороллер Турист).
Но как утверждают многие мотоциклисты, ездившие на байках с рычажной вилкой, такие вилки на через чур большой скорости начинают рыскать (особенно в случае если ещё и втулки подизношены) и управляемость мотоцикла с таковой вилкой мягко говоря требует сброса газа.
Возможно как раз исходя из этого отечественный отечественный мотопром устанавливает приблизительно с 90-х годов рычажные вилки лишь на мотоциклы с боковым прицепом (на кое-какие модели колясочников), другими словами на отечественные мотоциклы колясочники и тяжёлые Уралы Днепр. Пример таковой вилки продемонстрирован на фото в правом углу.
Но модель мотоцикла BMW R50 предназначалась заводом и как наши мотороллеры и одиночка также.
Современные вилки для мотоцикла уникальной конструкции.
Мотоциклетная вилка и по большому счету передняя подвеска мотоцикла неизменно не давала мото-инженерам спокойствия и много лет совершенствовалась. В итоге на самых последних концептуальных мотоциклах вилка как таковая провалилась сквозь землю, превратившись в переднюю подвеску подобную автомобильной.
Многие концептуальные конструкции передней мотоциклетной подвески являются замечательные рычаги, которые связаны с передним колесом посредством шаровых опор, а с рулём мотоцикла переднее колесо связано совокупностью тяг и рычагов. И главное обслуживание направляться у таких подвесок приблизительно такой же, как и у машин — это замена изношенных шаровых опор и рулевых тяг.
Современных уникальных конструкций передней подвески много, и обрисовать все невозможно в одной статье. Но это и не требуется, поскольку тема статьи — передняя вилка мотоцикла и я не буду отвлекаться от слова вилка, обрисовывая современные подвески концептуальных байков.
Лучше обрисую парочку уникальных конструкций самых современных вилок — как раз вилок, а не передних подвесок. Причём тех вилок, каковые устанавливают на серийные мотоциклы, а не концептуальные.
Вилка БМВ объединяющая телескопическую и рычажную совокупность
В разработках самых современных и уникальных вилок для серийных байков лидирует всё тот же концерн БМВ, что постоянно славился очень способными инженерами, как в авто, так и в мото-индустрии. Им удалось создать для собственных современных мотоциклов и внедрить в серийное производство известные вилки Telelever и Paralever.
Пример их работы — вилка, продемонстрированная на фото слева, которая объединяет в себе две совокупности — телескопическую и рычажную.
Начнём с того, что у мотоцикла (модель BMW R1200C) по сути отсутствует мотоциклетная рама, а её функцию делает двигатель. Замечательный А-образный рычаг собственной вершиной (через шаровую опору) опирается на нижнюю траверсу телескопической вилки, а двумя вторыми финишами рычаг через втулки крепится к двигателю.
В середину рычага упирается амортизатор, что своим верхним финишем закреплён в передний подрамник. Ну а верхняя траверса так же как на простых телескопах удерживает неподвижные перья вилки.
Ещё одна уникальная конструкция вилки от концерна БМВ продемонстрирована на фото справа.
По сути это наподобие как Гердер (параллелограмная вилка) но крепится она не через оси траверс, а через шаровые опоры, закреплённые в вершинах замечательных рычагов.
Ну а сообщение вилки с рулём происходит через шарнирную рулевую тягу. Перья вилки выполнены массивными на вид, но лёгкими (так как легкосплавные) и весьма твёрдыми, так же как и рычаги, и жёсткость таковой вилки ощутимо превышает кроме того современные вилки перевёрнутого типа.
Вилка современного мотоцикла — стритфайтера
Целью всех инженеров и их современных разработок есть исключение клевка при торможении и конечно же увеличение жёсткости конструкции, и в итоге достижение отточенной управляемости байка.
Самые современные мото-вилки становится довольно проблематично отнести к какому то виду, и вместе с новыми конструкциями появляются и новые заглавия. Все новые разработки, конечно же нереально обрисовать в одной статье, но с главными видами вилок для мотоцикла сохраняю надежду я ознакомил начинающих мотоциклистов, удач всем на дороге!