Отопитель салона имеется на любом автомобиле и он связан с совокупностью вентиляции кузова. вентиляции и Система отопления предназначена для вентиляции кузова автомобили посредством принудительной подачи свежего воздуха, а в холодное время совокупность предназначена для лобового стекла и обогрева салона (и стёкол передних дверей) тёплым воздухом. В данной статье мы разглядим как устроена отопления и система вентиляции, и разглядим главные неисправности отопителя салона и как от них избавиться собственными силами, не прибегая к услугам автосервиса.
На большинстве современных автомобилей вентиляции и система отопления именуется климатической установкой в которую входит и кондиционер.
Но о приведении и неисправностях в порядок кондиционера я написал в второй статье (статья находится вот тут). А в данной статье мы поболтаем об отопителе и его неисправностях.
На большинстве автомобилей имеется жидкостный отопитель, что на многих автомобилях имеет принцип работы и похожую конструкцию. Потом будет рассмотрен отопитель на примере отечественных машин ВАЗ (как хороших заднеприводных, так и переднеприводных).
И направляться учесть, что кроме того на современных иномарках совокупность отопления схожа по собственной конструкции с более ветхими отечественными автомобилями (те же ВАЗы), только она имеет дополнительные электронные компоненты, о которых также будет сообщено.
Но для начала желаю заявить, что совокупность отопления салона многих автомобилей несовершенна и водители зимний период вынуждены в лютые морозы закрывать главный радиатор посредством подходящей картонки, либо чехла, дабы хоть как то повысить температуру в совокупности охлаждения и в салоне. Но лучше модернизировать заводскую совокупность охлаждения как я обрисовал вот тут, и тогда вы забудете о том, что ваш отопитель салона греет плохо.
Ну а кто желает выяснить, как и посредством чего возможно значительно ускорить прогрев салона (и двигателя) автомобили в лютый холод, то рекомендую почитать вот эту статью.
Отопитель салона — устройство.
Заднеприводные автомобили. классики и Отопитель салона складывается из кожуха 21 (см. рисунок 1), кожуха и вентилятора 7 радиатора, над которым расположена крышка лючка 8, которая управляется посредством рукоятки 16 и троса 14.
Управление рукояткой через трос разрешает регулировать количество воздуха, что поступает в салон автомобиля через прорези капота 10 и через отопитель.
Отопитель салона ВАЗ 2105, 06 …
1 — воздухораспределительная крышка, 2 — элктро-моторчик вентилятора, 3 — крыльчатка вентилятора, 4 — краник отопителя, 5 — входной патрубок радиатора, 6 — выходной патрубок радиатора, 7 — кожух радиатора, 8 — крышка лючка, 9 — отражатель, 10 капот автомобиля, 11 — тяга краника, 12 — кронштейн рычагов управления, 13 — рукоятка управления краником, 14 — рукоятка управления крышкой лючка, 15 — рукоятка управления заслонками воздуховодов обогрева стёкол, 16 — тяга крышки лючка, 17 — воздуховод обогрева лобового стекла, 18 — тяга заслонки обогрева лобового стекла, 19 — радиатор отопителя салона, 20 — заслонка воздуховода обогрева лобового стекла, 21 — кожух вентилятора, 22 — воздуховод внутренней вентиляции, 23 — рычаг воздухораспределительной крышки.
Тёплая охлаждающая жидкость из совокупности охлаждения в радиатор 19 поступает через поток 5 и штуцер жидкости перекрывается либо регулируется краником 4, управляемым посредством рукоятки 13, которая размещена на приборной панели автомобиля.
Для более интенсивного нагнетания воздуха в салон автомобили (и для нагнетания тёплого воздуха в салон от радиатора отопителя) в кожухе 21 имеется вентилятор 3, поворачивающийся посредством электродвигателя 2. Электро-двигатель имеет особый резистор, при подключении которого обеспечивается малое вращение вентилятора.
Подключение резистора для сбавления оборотов вентилятора, и включение либо выключение электродвигателя отопителя, осуществляется посредством трёхпозиционного тумблера, что расположен на приборной панели.
А при открытой крышке 4 и закрытом кранике 8 воздушное пространство, не нагреваясь поступает в кожух 21 под напором, создаваемым за счёт перемещения автомобили на скорости. На маленьких скоростях проточную вентиляцию кузова возможно обеспечить включением вентилятора с закрытым краником в тёплое время года и с открытым краником в холодное время.
Из кожуха вентилятора нагнетаемый воздушное пространство подаётся вверх через два сопла воздуховода 17 на обогрев лобового стекла. А на обогрев стёкол передних дверей воздушное пространство нагнетается по воздуховодам, расположенным с левой и правой стороны приборной панели. Ну а по воздуховоду 22 воздушное пространство подаётся в салон к ногам пассажиров.
В нижней части кожуха вентилятора установлена крышка 1, распределяющая нагнетаемый воздушное пространство, которая управляется (раскрывается и закрывается) посредством рычага 23. А в верхней части кожуха имеется заслонка 20 воздуховода обогрева лобового стекла, которая управляется через трос 18 рукояткой 15.
Зимой краник отопителя открывает путь и водитель нагнетаемого воздуха будет прошлый, но в этом случае нагретая от совокупности охлаждения охлаждающая жидкость циркулирует уже и через радиатор отопителя, соответственно нагнетаемый воздушное пространство, проходя через соты тёплого радиатора отопителя, будет отбирать тепло и поступать в салон автомобиля уже тёплым.
Наряду с этим температура нагрева воздуха в салоне может регулироваться водителем посредством открытия в нужном положении краника 4. Так трудится несложный отопитель салона, что устанавливается на отечественных хороших Жигулях (и на многих иномарках 70-90х годов выпуска).
На вторых отечественных автомобилях отопитель салона устроен практически так же, за исключением некоторых мелочей.
К примеру на Москвичах 2140 отопитель имеет ещё и внутренний лючок, что разрешает поступать воздуху к радиатору отопителя (в то время, когда крышка наружного лючка закрыта) из салона кузова, а это активизирует нагрев воздуха в салоне автомобиля Москвич. Но отопитель этого Москвича не имеет воздуховодов, направляющих воздушное пространство на стёкла передних дверей.
Переднеприводные автомобили.
На более свежих моделях машин ВАЗ (к примеру на восьмёрках, девятках — ВАЗ 2108,09… и т.д.) отопление салона осуществляется воздухом, нагретым в радиаторе 5 (см. рисунок 2), что подключен к совокупности охлаждения параллельно главному радиатору.
Отопитель салона ВАЗ 2108 — 09…
1 — заслонка управления отопителем, 2 — патрубки подсоединения шлангов от совокупности охлаждения к радиатору печки, 3 — шланги подсоединения краника с совокупностью охлаждения, 4 — краник, 5 — радиатор, 6 — уплотнитель, 7 — электрический вентилятор, 8 — воздуховод обогрева лобового стекла, 9 и 10 — заслонки отопителя, 11 — заслонка центрального сопла, 12 — центральные сопла подачи воздуха, 13 — рукоятка подачи воздуха на лобовое стекло, 14 — рукоятка подачи воздуха в пассажиров и ноги водителя, 15 — рукоятка управления отопителем, 16 — тяга заслонки обогрева лобового стекла, 17 — тяга заслонки обогрева ног, 18 — тяга рукоятки управления отопителем, 19 — тяга управления краником, 20 — окно в кожухе отопителя, 21 — воздуховод.
Воздушное пространство снаружи автомобили поступает под капот перед лобовым стеклом, как и на вторых машинах. Воздушное пространство, нагнетаемый вентилятором 7 в кожухи отопителя, кроме этого может поступать в салон автомобили мимо радиатора отопителя, либо проходить через радиатор частично (или полностью).
Шофер может руководить отопителем салона посредством рукоятки 15, которая связана с заслонкой 1 посредством тяги 18. Кроме этого рукоятка 15 соединяется посредством тяги 19 и с рычагом краника 4 отопителя. Перемещение рукоятки 15 ведет к закрытию либо открытию заслонки 4 и краника 1.
Нагнетаемый воздушное пространство может поступать по воздуховоду 8 на обогрев лобового стекла автомобили, ну и поступать и в салон, через боковые и центральные сопла 12. Ещё по воздуховоду 21 и через окно 20 нагнетаемый воздушное пространство поступает к ногам переднего и задних пассажиров (ну и конечно к ногам водителя). А регулирование подачи этого воздуха производится посредством рукоятки 14, которая механически связана с заслонкой 10. Ну а обогрев лобового стекла шофер регулирует посредством рукоятки 13, механически связанной с заслонкой 9.
Электромотор вентилятора имеет три скорости вращения: малую среднюю и высокую. Малая и средняя скорость обеспечивается подключением дополнительных сопротивлений (резисторов). Ну а при отключении резисторов вал электро-моторчика вентилятора начинает вращаться на больших оборотах с частотой 4000 оборотов в 60 секунд.
На более свежих моделях ВАЗ (к примеру ВАЗ-2110, 2112) отопитель салона имеет кое-какие отличия, поскольку имеет салонный фильтр, микро-мото-редуктор что руководит заслонками, датчик положения вала микро-мото-редуктора, датчик температуры, расположенный на потолке рядом с плафоном освещения (так же имеется блок управления — блок САУО).
Похожие схемы отопителей, каковые были обрисованы выше, имеются кроме этого на многих иномарках, соответственно и неисправности у них те же, но о неисправностях ниже.
Выше мы разглядели устройство и принцип работы отечественных отопителей, пора перейти к их главным неисправностям.
Неисправности отопителя салона.
Всё лето мы не вспоминаем про отопитель, но при включении печки и первом похолодании, довольно часто обнаруживаются какие конкретно то неполадки.
Главные неисправности отопителя — это:
закисание краника отопителя, заедание заслонок, неприятности с циркуляцией охлаждающей жидкости, неприятности с радиатором печки, неприятности с насосом охлаждающей жидкости (помпой), неприятности с вентилятором отопителя, неприятности в электрике, неприятности с термостатом.
Закисание краника отопителя достаточно нередкая неприятность, поскольку летом им фактически не пользуются. Дабы этого не происходило, направляться кроме того летом иногда открывать и закрывать краник. В случае если же кран закис, его возможно попытаться создать не посредством тяги (так как тягу либо ручку возможно сломать), а конкретно в ручную, на время отсоединив тягу от краника.
Но если не окажется и новый краник пока не приобретён, а ехать нужно, то возможно по большому счету снять краник, а вместо него на патрубки одеть кусочек металлической (лучше нержавеющей) трубки подходящего диаметра.
Заедание заслонок также достаточно распространённая неприятность, в особенности в случае если машина хранится на улице.
В большинстве случаев заедание происходит от попадания мусора через решётку воздухозаборника, либо от коррозии тяги заслонки, либо от заедания тросиков. смазка и Зачистка подробностей в большинстве случаев приводит всё в заслонки и норму начинают нормально трудиться.
Неприятности с циркуляцией охлаждающей жидкости в большинстве случаев происходят не только от неисправностей насоса охлаждающей жидкости (помпы — о ней ниже), но в большинстве случаев происходят по окончании замены охлаждающей жидкости.
Так как по окончании замены тосола либо антифриза в большинстве случаев создаётся жидкость и воздушная пробка заполняет радиатор отопителя не всецело.
Дабы избавиться от воздушной пробки в радиаторе отопителя, многие водители рекомендуют заехать передней частью автомобили на какую то возвышенность и разрешить немного поработать двигателю автомобили, а затем долить охлаждающую жидкость.
Но лучше при заливке свежей охлаждающей жидкости снять выходной патрубок радиатора печки и попросить ассистента заливать жидкость в совокупность охлаждения , пока из выходного патрубка радиатора печки не потечёт тосол либо антифриз.
Это даст гарантию отсутствия воздушных пробок в радиаторе отопителя.
Неприятности с радиатором отопителя бывают в большинстве случаев на ветхих автомобилях, либо на машинах в совокупности охлаждения которых циркулировала вода, а не антифриз. Радиатор либо забивается накипью, либо корродирует в каком то месте и начинает течь, в особенности радиаторы более свежих автомобилей, изготовленные не из бронзы, а из алюминиевого сплава.
Что касается накипи и грязи, выяснить, что они имеется возможно на ощупь, в большинстве случаев входной патрубок тёплый, а выходной чуть тёплый либо по большому счету холодный (кстати такое возможно и от воздушной пробки).
Избавиться от накипи и грязи возможно посредством промывки и снятия радиатора отопителя, но лучше промыть всю совокупность охлаждения (об этом детально вот тут).Ну а вдруг радиатор течёт, то о его проверке и ремонте (пайке) детально возможно почитать вот в данной статье.
Неприятности с помпой. Неполадки с насосом охлаждающей жидкости (помпой) в большинстве случаев порождают неприятности не только с отопителем, но и всей совокупности охлаждения двигателя. Довольно часто появляется перегрев двигателя, а отопитель не работает нормально, поскольку циркуляция жидкости недостаточная. Обрисовать ремонт помпы кратко не окажется и желающие смогут кликнуть вот ко мне и почитать отдельную подробную статью.
Неприятности с вентилятором. Не редко отопитель салона не работает из-за неполадок его вентилятора, правильнее электродвигателя вентилятора. Другими словами радиатор печки тёплый, а тёплый воздушное пространство в салон не поступает из-за неисправного электродвигателя вентилятора.
Кстати электродвигатель вентилятора отопителя может трудиться, но трудиться с таким шумом, что его и включать то не захочется.
Как от всего этого избавиться и на долгое время забыть о проблемах с вентилятором отопителя (особенно отечественных автомобилей) я детально обрисовал вот в данной статье.
Неприятности с электрикой. Кстати электродвигатель отопителя возможно и в полной мере исправный, но он может не трудиться из-за неприятностей в электрической части. Для начала направляться отыскать и проверить исправность предохранителя, несущего ответственность за электродвигатель отопителя (и отыскать и проверить предохранитель, несущий ответственность за микро-мото-редуктор на более свежих ВАЗах).
В случае если замененный предохранитель снова сгорел, значит неприятность в проводах, приходящих к электродвигателю, каковые где то перетёрлись и касаются массы (кузова автомобили).
Очевидно всю проводку направляться проверить на целостность, а вдруг где-то весьма тяжело добраться до штатных проводов, то несложнее протянуть новые. Кстати, проверить из-за чего электродвигатель не работает возможно подсоединив к нему напрямую провода от батареи автомобили. В случае если моторчик наряду с этим получит, то неприятность в штатной проводке, тумблере либо в резисторах.
Для начала зачищаем до блеска штатные клеммы на электродвигателе и тумблере включения вентилятора, не редкость неприятность всего то в их окислении. Потом направляться добраться до резисторов электродвигателя, каковые додают сопротивления и снижают обороты электродвигателя.
Довольно часто они сгорают и их направляться заменить новыми резисторами (при сгорании может не трудиться одна либо две скорости моторчика печки). В случае если их нет в продаже, то штатные резисторы возможно заменить направляться проволокой, впаяв её вместо сгоревшего резистора.
Лишь направляться отрезать проволоку таковой длины (отрезаем по чуть чуть), дабы скрученная из неё спираль была для того чтобы же сопротивления, как и штатный резистор (контролируем мультиметром, включенным в режим замера сопротивления — омметра).
К примеру первую скорость электродвигателя вентилятора на ВАЗ2112 снабжает последовательное включение двух резисторов, один из которых имеет сопротивление 0,82 Ома, а второй 0,23 Ома. Вторая скорость вентилятора обеспечивается включением одного резистора сопротивлением 0,23 Ома. Ну а третья скорость обеспечивается включением электродвигателя на прямую (без резисторов).
Проверить исправность тумблера, несущего ответственность за включение электро-моторчика печки ещё легче, хватает клеммы тумблера (либо снятые с тумблера провода) последовательно замкнуть между собой. В случае если моторчик получит, значит тумблер (выключатель) неисправен и его направляться заменить.
Неприятности с печкой из-за электрики на более свежих ВАЗах (2110 либо 2112 и т.д.), и на иномарках смогут быть из-за неисправного блока САУО, и из-за вышедшего из строя датчика температуры салона, что расположен на потолке, рядом с плафоном освещения. Также будут быть неприятности с заслонками из-за неполадок микро-мото-редуктора. Все эти комплектующие возможно проверить (особенно водителям не разбирающимся в электрике) лишь заменой подробностей на заведомо исправные (к примеру замену мото-редуктора заслонки наблюдаем в видеоролике чуть ниже).
Салонный фильтр. Ну и самая несложная неисправность на этих автомобилях (и на иномарках) — это в то время, когда вентилятор отопителя не хорошо нагнетает воздушное пространство в салон.
Такая неприятность появляется из-за забивания пылью салонного фильтра, что расположен на входе перед кожухом вентилятора. Замена салонного фильтра новым легко решает эту проблему.
Неприятности с термостатом. Ну и ещё одна неприятность, которая может нарушить обычную работу как отопителя салона, так и всей совокупности охлаждения — это неприятности с термостатом.
Термостат либо не закрывается вовсе (заклинил в открытом положении) и прогрев салона и мотора весьма медленный, и помпа всегда гоняет антифриз по громадному кругу.
Либо напротив термостат (правильнее термоэлемент) заклинивает в закрытом положении и помпа гоняет охлаждающую жидкость лишь по малому кругу, наряду с этим его патрубки и радиатор (особенно нижний- при прогретом исправном термостате и моторе нижний патрубок радиатора должен быть такой же тёплый как и верхний) холодные, и радиатор печки также, а двигатель автомобиля перегревается.
Как проверить термостат (правильнее термоэлемент) дома я уже писал вот в данной статье, и не смотря на то, что в том месте обрисовано о проверке элементов совокупности охлаждения импортного мотоцикла, все проверки на современной машине делаются подобно. Ну а вдруг стало известно, что ваш термостат неисправный, то как заменить его собственными руками новички смогут почитать вот в данной статье.
Напоследок хотелось бы сообщить вот что: конечно же печка различных марок машин может пара различаться по конструкции и обрисовать все нюансы в одной статье невозможно. Но все эти отличия не столь значительны и устройство большинства отопителей салона подобно, соответственно и неисправности также, каковые совсем несложно устранить собственными руками, удач всем.