При капитальном ремонте двигателя, в особенности по окончании шлифовки коленвала, многие не придают значения чистоте масляных каналов коленчатого вала, либо просто не знают как их грамотно прочистить. Эта операция крайне важна ещё и вследствие того что при шлифовке коленвала под ремонтный размер вкладышей, в масляные каналы попадает продукты и абразив обработки (железная пыль). В случае если затем шепетильно не промыть масляные каналы коленчатого вала, то при первом запуске двигателя, оставшаяся грязь может наделать большое количество бед, в лучшем случае легко намного сократит ресурс мотора. И целый дорогостоящий ремонт может оказаться напрасным. Исходя из этого тщательная промывка внутренних полостей коленвала крайне важна.
Как её верно сделать, мы и разглядим в данной статье.
Так же направляться знать, что масляные каналы коленвала, не считая собственной функции подводки масла к парам трения (вкладышам и шейкам коленвала), помогают ещё и для улавливания посредством центробежной силы частиц грязи (в особых полостях), каковые смогут пройти через фильтр (весьма небольшие частицы). До тех пор пока открыт редукционный клапан (о масляных клапанах рекомендую почитать тут), либо уровень качества масляного фильтра не весьма, частицы грязи попадая в каналы коленвала, посредством центробежной силы отбрасываются от центра вала к шатунным шейкам, в которых, как я сказал, имеются особые полости, закрытые технологическими заглушками (пробками).
Бывали случаи, что грязь всецело забивала масляные каналы, и от этого конечно пары трения начинали трудиться на сухую и скоро выходили из строя. В большинстве случаев такое случается, в то время, когда водители экономят на фирменных масляных фильтрах, беря их недороже на рынке.
И в случае если кроме того мотор и доживал до капиталки без поломок, то в коленчатом вале было найдено довольно много отложений. От этого, не считая риска перекрытия масляных каналов, ещё и нарушалась балансировка коленвала, поскольку грязь при достаточном отложении, весит десятки грамов и откладывается неравномерно. В итоге появляется вибрация двигателя, а ресурс коренных подшипников быстро уменьшается.
Из сказанного выше, важность очистки каналов коленвала думаю понятна, а вот как их верно вскрыть и очистить?
Сообщу для начала, что технологические заглушки бывают двух типов. Первые вкручены на резьбе (многократного применения) — к примеру в коленвалах мотоцикла Днепр либо автомобиля Волга, ветхих иномарок. Заглушки второго типа запрессовываются в шейку вала с натягом (одноразового применения) — к примеру в Жигулях либо большинстве иномарок.
Разглядим их по отдельности.
Откручиваем пробку коленвала шестигранником на 14.
Заглушки на резьбе (первого типа), перед тем как их выкручивать, необходимо подточить ямку от керна (комфортно бормашинкой, либо небольшим зубильцем), так как они по окончании закручивания на некоторых старых машинах и мотоциклах кернятся для верности. На Волге к примеру, кернение не употребляется, а они просто заворачиваются с определённым моментом — 4,0 — 4,2 кгс/м (но однако многие механики их также кернят). В случае если кернение имеется, то удалив его, откручиваем заглушку внутренним шестигранником на 14 (на Волге), наблюдаем фото 1, либо замечательной отвёрткой (на мотоцикле Днепр).
Очищаем полость шейки коленвала посредством отвёртки либо сверла.
На автомобиле Волга, к примеру, с каждой стороны шатунной шейки имеются по две заглушки (всего восемь). Выкрутив все, сперва отвёрткой (возможно сверлом — фото 3), а позже железным ёршиком очищаем полость шатунной шейки от грязи, а после этого для верности заливаем в том направлении какой нибудь растворитель (рекомендую ацетон либо фирменный размягчитель отложений Dreumex Solu-Cleaner) и даём откиснуть хорошенько пара часов. Затем выливаем всю черноту из полостей и после этого рекомендую применять моющее средство (возможно на водной базе), которым направляться промыть полости и каналы под давлением. Для этого возможно применять несложный самодельный «керхер», обрисованный мной вот в данной статье. По окончании промывки моющим средством, продуваем и в один момент сушим полости и каналы сжатым воздухом (компресором).
Остаётся очистить от грязи сами заглушки и их резьбу, посредством железной щётки, либо такой же насадки на дрель, болгарку. Последняя операция, это вкручивание чистых заглушек на собственные места, применяя динамометрический ключ, с моментом 4,0 — 4,2 кгс/м.
На мотоциклах Днепр, по окончании промывки каналов коленвала, в обязательном порядке не забудьте разобрать и промыть центрифугу, которая заменяет масляный фильтр. В ней в большинстве случаев хватает грязи. Данный же совет нужен и для обладателей Запорожцев, либо ветхих Фольксквагенов Жук.
Расшатываем пробку посредством пробойчика.
Заглушки второго типа запрессовываются в шейку вала и повторно не употребляются (употребляются новые и они бывают в продаже). Эти заглушки извлечь сложнее, чем заглушки первого типа, но в полной мере вероятно.
Для этого их нужно расшатать в собственном посадочном месте (фото 5). Ударяя молоточком через металлическую выволотку (металлический стержень) по краям заглушки (стучим поочерёдно, то по одному краю, то по противоположному), мало перекашиваем заглушку в собственном месте, и в то время, когда она расшатается, извлекаем её. Возможно перевернуть коленвал заглушкой вниз, и осторожно постукивая по шейке бронзовым молотком, получаем, дабы расшатанная заглушка выпала от ударов. В случае если появятся сложности с извлечением, то возможно мало нагреть шейку вала (но не очень сильно). Заглушки этого типа, в большинстве случаев устанавливают по одной на каждую шейку коленвала (всего четыре).
Очистка каналов и полостей производится так же как и на коленвале с заглушками первого типа. По окончании очистки, продувки и промывки, вставляем новые заглушки и оправкой лёгкими ударами молотка, запрессовываем новые заглушки до упора. Само собой разумеется в этом случае лучше применять особую оправку, на которую заглушка наряжается, а после этого уже заглушка вместе с оправкой вставляется в собственное посадочное место, и запрессовывается. Оправку возможно приобрести вместе с заглушками (не редкость в комплекте в продаже), а если не отыщете в магазине, то возможно и токарю заказать.
Инструмент для запрессовки новой заглушки коленвала. а — пробка, б — оправка для запрессовки пробки, в — оправка для развальцовки пробки, г — четырёхгранный керн, но возможно применять и простой.
В то время, когда запрессуете заглушки, их ещё необходимо будет развальцевать по краю (для верности). Для развальцовки также употребляется особая оправка с выступом (см.фото 8). Ну и в конце, как говорится для успокоения души, раскерниваем заглушки кернером в трёх либо четырёх местах.
И последний совет.
Перед приобретением новых заглушек, измерьте посадочные места заглушек в собственном коленвале (внутренний диаметр), а в то время, когда станете брать сами заглушки, то измерьте их наружный диаметр. Натяг при запрессовке обязан составлять 0,3 мм ( наружный диаметр заглушек, больше на 0,3 мм, чем внутренний диаметр посадочного отверстия в шейке вала). Свободная посадка тут недопустима.
По большому счету заглушки второго типа, лично мне не по душе. Возни с ними больше, как при извлечении ветхих, так и при запрессовке новых.
Другое дело заглушки первого типа, каковые на резьбе. И трудиться с ними легко, и надёжность их посадки высока. И искать в продаже новые не нужно, поскольку вкручиваются на место ветхие.
Считаю, что конструкторам, каковые придумали запрессовывать заглушки, вместо посадки на резьбе, возможно делать было нечего, вот и придумали лишний гемор.
Ну вот помой-му и все нюансы в этом деле. Сохраняю надежду эта статья окажет помощь новичкам, каковые решили сами сделать капитальный ремонт движка собственной автомобили либо мотоцикла.
Ну и самое основное, окажет помощь грамотно почистить масляные каналы коленвала, что как многие осознали, крайне важно для здоровья двигателя; удач всем!