Публичный транспорт: как трудится «автомобильный рой»
Мысль автоматизации публичного транспорта витает в воздухе уже давно. Первые проекты аналогичного замысла показались еще в1970-х годах. Сейчас же, к примеру, метро без машинистов функционирует в десятках городов мира — в Париже, Копенгагене, Дубаи, Нюрнберге и др.
Во многих аэропортах курсируют беспилотные монорельсовые шаттлы, а в английском Хитроу имеется совокупность ULTra, в рамках которой машинки-«жучки» движутся по эстакаде с покрытием на простых резиновых шинах. Но в город им выезжать, само собой разумеется, запрещено.
По большому счету, с перемещением в городе беспилотных машин существует множество неприятностей. Все-таки город — совокупность непредсказуемая, не хорошо укладывающаяся в рамки правил.
Человек способен мгновенно разбирать любую нестандартную обстановку — аварию, пробку, развод мостов либо легко перебегающего в неположенном месте пешехода. Задать же роботу порядок действий для всех вероятных раскладов легко нереально.
Но это не означает, что нужно сдаться. Мысль применения интеллектуального публичного транспорта (не обязательно беспилотного) так же, как и прежде актуальна — недаром на автосалонах систематично предлагаются концепции, разрешающие ее реализовать.
Автомобильный рой
самая интересная, не смотря на то, что и не автоматизированная совокупность публичного транспорта была представлена на Женевском салоне 2013 года швейцарцами из Rinspeed. Глава компании Франк Ридеркнехт постоянно отличался уникальной способностью и бурным воображением реализовывать в железе личные грезы (подробный материал онем возможно отыскать в «ПМ» №3’2011). Очередная мысль у Ридеркнехта появилась по окончании прочтения романа Франка Шетцинга, в русском переводе выходившего как «Свора», не смотря на то, что в оригинале имелся в виду как раз рой.
Швейцарец поразмыслил: из-за чего бы не заменить громоздкие автобусы на юркие и мелкие малолитражки, талантливые вместить максимум четырех человек, но бегающие много и, что основное, трудящиеся по личным вызовам, как такси. В итоге оказался концептуальный электромобиль Rinspeed MicroMAX.
Трудиться совокупность обязана следующим образом. К примеру, вам необходимо на работу. Вместо ожидания публичного транспорта либо стояния в пробках вы должны открыть на смартфоне особое приложение и указать собственный расположение, легко ткнув в карту города.
И всё, имеете возможность выходить из дома, через несколько мин. к вам подъедет забавная микролитражка. Быть может, в ней уже будут пассажиры, которым по дороге. Садимся — и отправились, по выделенной полосе, мимо пробок!
Казалось бы, сколько неприятностей! В городе десятки тысяч пассажиров, в один момент стремящихся куда-то переместиться, да и водителей для «жучков» потребуется в десятки раза больше, чем для автобусов. Но как раз в этом и кроется план Ридеркнехта.
Все неприятности примет решение рой.
Сущность в том, что все бессчётные Rinspeed MicroMAX соединены в облачную сеть по разработке urbanSWARM, созданной компанией Harman Innovation. Именно поэтому интеллектуальная совокупность в любой момент времени знает о состоянии дорог в любой точке, где трудятся другие члены «роя», рассчитывает скорости передвижения и оптимальные маршруты, избегая пробок, аварий, ремонтов дороги. В случае если приходит сигнал о новом запросе от потенциального пассажира, программа выбирает ближайшую машину с эргономичным маршрутом и корректирует его, дабы подхватить клиента.
«Жучки» разбирают пункты назначения и стараются брать пассажиров, дабы не делать крюков и сократить дорогу до точки — никаких фиксированных маршрутов нет. Наряду с этим остановиться возможно в любом месте.
По сути, это продвинутый вариант «карпула», совместного применения автомобиля для путешествий. Дабы пользоваться сетью, необходимо быть к ней подключенным, купив, к примеру, электронный абонемент.
Имеется и еще одна фишка: Rinspeed MicroMAX — это весьма эластичная в плане назначения машина. В совершенном мире Ридеркнехта за рулем «жучков» смогут пребывать простые граждане. Другими словами с вечера вы оставляете «жучок» прямо у вашего дома.
Его берет кто-то второй, едет, по дороге подхватывает эргономичных пассажиров. Время от времени шофер изменяется — один сошел, на его место сел кто-то из салона. Впринципе, это таковой автомобильный коммунизм, каким его видели революционеры-идеалисты.
в первых рядах был бы не Rinspeed, если бы принцип роя стал единственной инновацией в MicroMAX. Дабы сэкономить место в салоне (протяженность автомобили всего 3,7 м), инженеры создали необычные сидения для стояния, в случае если возможно так выразиться. высокий салон и Низкий пол разрешают человеку, опираясь на мягкую подпорку, комфортно расположиться фактически в вертикальном положении — это освобождает место для багажа совершает салон визуально больше.
В принципе, мысль Ридеркнехта может превосходно получить в маленьких городах Европы, скажем, до 40000 обитателей. Уже в более больших населенных пунктах Rinspeed MicroMAX вряд ли сумеют покрыть потребности большой части жителей, плюс к тому будут всегда подвергаться вандализму (независимо от уровня культуры страны в целом).
О беспилотной версии «роя» речи пока не идет: главной целью при разработке было расширение концепции car sharing, другими словами публичного автомобиля. Швейцарцам это удалось.
Большой жук
В противном случае подошли к решению вопроса о модернизации сети муниципального транспорта французы. Эксперты из группы дизайнерских и инженерных компаний — EXID Assistance Aux Projets, AAA-IngОnierie и Style & Design- представили на Женевском автосалоне концепт муниципального микроавтобуса Taxicol.
С первого взора он, в случае если честно, напоминает простую русского маршрутку, легко более аккуратную и красивую. Но в прячется совсем другая начинка.
Фишка в том, что Taxicol — это модульный автобус. При необходимости 22-местные автомобили смогут трудиться по отдельности или посредством электромагнитных сцепок вырабатывать автопоезда длиной до пяти модулей, так подстраиваясь под потребности конкретного населенного пунк-та либо района.
Наряду с этим, в отличие от Rinspeed MicroMAX, французский автобус способен передвигаться без водителя по выделенным полосам. На маршрутах, проходящих через неспециализированную часть дорожной сети, все-таки требуется человеческое вмешательство.
- Induct Navia (Франция) Navia не рекомендован для перевозок пассажиров в мегалополисе — прежде всего из-за компактности и низкой скорости. Но это совершенное транспортное средство в закрытых территорий (аэропортов, бизнес-центров, фабрик, университетских кампусов, поликлиник) или в рамках исторических муниципальных центров.
Как и швейцарский собрат, Taxicol- это электромобиль, не смотря на то, что энергия электродвигателя расходуется весьма «робко». Большая часть функций — открывание дверей, освещение, обогрев салона, кондиционирование, мультимедийные элементы- трудится от электричества, приобретаемого благодаря солнечным батареям на крышах модулей. Так, по сути эта машина — аналог трамвая для мест и тех улиц, где прокладка трамвайной сети или не имеет экономического смысла, или легко неосуществима.
Безотносительная автономность
Сможет ли муниципальный транспорт получить полноценную автономность, какую получили рельсовые транспортные средства? Это непростой вопрос. За год до презентации Taxicol, на Женевском автосалоне 2012 года, на него постарались ответить сотрудники компании Induct, представив концепт-кар Navia.
- Rinspeed MicroMAX (Швейцария) В Rinspeed MicroMAX (он же на первом снимке в статье) имеется встроенная кофемашина, холодильник для прохладительных напитков, тачскрины для развлечений, подставки под планшеты и, само собой разумеется, wi-fi. В передней части автомобиля установлен динамик, имитирующий работу двигателя — для безопасности пешеходов.
В принципе, Navia — это не совсем муниципальный транспорт, а скорее шаттл для закрытых территорий. В память его электронного «мозга» закладывается карта района.
Пользователь просто входит в автомобиль, выбирает на тачскрине точку, куда ему необходимо отправиться, и нажимает на «ввод». В случае если же машиной пользуются сходу пара человек, то Navia обслуживает их попеременно, как лифт.
Весьма интересно второе. В Induct разрабатывали машину как раз для беспилотного перемещения в городских условиях без всяких выделенных полос.
Первостепенная задача, в принципе, выполнена: на опробованиях Navia исправно ездила по узким улицам города Круасси-сюр-Сен, азатем и по более большим населенным пунктам. Разработчики гордятся тем, что их машина самостоятельно ориентируется в муниципальный среде и совсем надёжна, — действительно, было нужно поступиться скоростью. Большая рабочая скорость Navia — всего 20 км/ч.
Бортовые устройства автомобиля (но, 8-местную машину возможно назвать и микроавтобусом) разрешают разбирать окружающую обстановку и карту дороги, а после этого сводить эти знания воедино. Для определения собственного расположения Navia применяет GPS и разные сенсоры, гироскопы и акселерометры, разрешающие вычислить положение автомобили, пройденный и грядущий участки пути, расстояние.
- Taxicol (Франция) Внутренняя поверхность салона Taxicol является системой дисплеев, каковые отображают всю нужную пассажиру данные, а при необходимости способны делать функцию развлекательного центра.
Для мониторинга локальной дорожной обстановке употребляются четыре лидара с чувствительностью луча до 180 м и точностью около 1 см. Полученная благодаря им информация мгновенно обрабатывается, по окончании чего курс автомобиля либо его скорость корректируются.
В один момент с лидарами трудятся и две простые камеры. Они наблюдают вперед под мало различными углами, подобно людским глазам, и такая совокупность разрешает организовать что-то наподобие 3D-карты пространства перед автомобилем (разработка создана компанией Induct и носит название SLAM MOT).
Как и Rinspeed MicroMAX, Navia имеет достаточно эластичную совокупность эксплуатации. Она может трудиться как маршрутный автобус, а возможно позванной в конкретную точку посредством приложения. Примечательно, что машина «самообучаема»: если она едет по незнакомому маршруту, она машинально фиксирует его стационарные составляющие (дома, деревья, светофоры) и в следующий раз будет более «умелой» в прохождении той же дороги.
Создателям удалось добиться должной степени автономности; сейчас их задача — перейти от стадии концепта к настоящему внедрению собственного детища в судьбу. Так или иначе, тенденция налицо.
Практически за два года был представлен множество проектов, объединенных схожей идеей — создать компактный и независимый муниципальный транспорт, не зависящий от расписания либо маршрута. Окружение, в рамках которого таковой транспорт существует, нетрудно отыскать и сейчас. К примеру, въезд в центр Лондона для частного автотранспорта много стоит, ипотому в центре мало автомобилей, по большей части такси.
Это обосновывает, что «автомобильный рой» может трудиться и в отдельных территориях громадных городов, не говоря уже о более небольших населенных пунктах. В 2014 году точно покажутся еще проекты — но мы уже ожидаем, в то время, когда кто-нибудь все-таки претворит мечту в действительность.