Вот пособирал мало занимательного материала, о гонках в СССР . В далекой империи СССР, сейчас уже в истории, были сделаны попытки выйти на интернациональную арену автоспорта. Но так все в империи и за морозилось.
История автогонок в СССР началась задолго до американского стрит и дрэг-рейсинга. Ее создателям тогда было не до мемуаров – они детально не писали об неповторимых автомобилях, не вели летопись собственных поражений и побед. Да и возраст… Одному из основных действующих лиц данной истории – Борису Николаевичу Курбатову в наше время исполнилось 90.
Он из тех «заводил», кто стоял у истоков команды ЗИСа.
Первым гоночным автомобилем Курбатова был громоздкий ЗИС-101. В конце 1930-х на «сто первых», наравне с серийными «эмками» и немногочисленными спортивными автомобилями на их базе, выступали в так называемых линейных гонках. Для этого выбирали участок шоссе в пара десятков километров, в конце его спортсмены разворачивались и спешили назад к линии «старт-финиш».
Под Москвой гонялись по Минскому шоссе, делая петлю недалеко от Кубинки.
Автомобильный спорт в 1930-е был популярен в СССР практически как авиация. Гонки вычисляли частью военной подготовки, исходя из этого их поощряло управление страны, пропагандировали газеты, издания. И конечно же, директор ЗИСа И. Лихачев был весьма обижен, в то время, когда заводской экипаж с водителем Курбатовым сошел с дистанции из-за расплавившихся вкладышей. Вот тогда-то на заводе и начали более-менее без шуток готовить автомобили к соревнованиям.
Действительно, единственный экземпляр родстера на базе ЗИС-101 (ЗР, 2003, № 11) на гонки так и не вышел. А доводку стандартного ЗИС-101А свели, по сути, к дополнительному масляному радиатору. Назвать такую машину гоночной возможно только условно.
Но скоро заводу, да и всей стране, стало не до спорта.
По окончании войны на линейные гонки выходил громадный кабриолет ЗИС-110В. Его отличали от серийного дополнительный бензобак да кожух, закрывающий салон от спинки переднего сиденья до багажника. Сейчас тяжело представить, как Курбатов с механиком (его присутствия в машине потребовали тогдашние правила) мчались на тяжелом, неповоротливом ЗИСе по Минскому шоссе от Москвы до… Минска и обратно. Желающих принимать участие в таких соревнованиях было мало – часто случались аварии с тяжелыми травмами.
Но на столичном заводе все-таки собралась несколько «отчаянных» во главе с Сергеем Васильевичем Глазуновым, возглавившим лабораторию спортивных машин.
В 1951-м начинал ЗИС-112 с авангардным кузовом дизайнера Валентина Росткова. Его вдохновил известный прототип «Бьюик-Ле Сейбр» (в Соединенных Штатах его именовали «автомобиль-мечта»). Футуристический двухместный ЗИС с железным съемным колпаком над единственной фарой и салоном, венчающей круглую облицовку радиатора, окрасили в белый и светло синий цвета.
Они и стали классическими для заводской команды.
Сперва ЗИС-112 (на заводе машину именовали «одноглазка» либо «циклоп») оснастили серийным 140-сильным восьмицилиндровым мотором ЗИС-110. После этого конструкторы под управлением Василия Федоровича Родионова создали экспериментальный двигатель с верхними впускными клапанами и нижними выпускными. Мотор развивал 180 л. с., а автомобиль около 200 км/ч.
Громадный, длиной практически 6 м, ЗИС-112 выходил на старт линейных гонок на Минском шоссе. Совсем не так долго осталось ждать конструкторам и гонщикам стало очевидным: эта машина кроме того для таких соревнований не подходит. По инициативе Курбатова ЗИС-112 укоротили на 600 мм.
изменением и Снижением массы основной пары удалось поднять «максималку» до 210 км/ч. Но и эта версия гонщиков не устраивала. Особенно по окончании 1955 года, в то время, когда чемпионаты СССР начали проводить на кольцевой автостраде в Минске.
Кольцо, действительно, было очень необычным: два шоссе соединили поперечными дорогами, создав круг длиной 42 км – чуть ли не самый долгий «автодром» в мире! Однако тут требовались более маневренные автомобили, нежели на автострадах линейных гонок.
В 1956-м выстроили автомобиль, что условно именовали ЗИЛ-112/2 (в середине 1956-го эра ЗИСов завершилась). К трубчатому каркасу крепили панели кузова из бумажных сот и стеклоткани, пропитанных клеем БФ. Подвески забрали у серийного ЗИС-110, мотор мощностью 170 л. с. – от него же, но форсированный, с четырьмя карбюраторами. На данной машине в 1956-м Борис Курбатов стал медным призером чемпионата СССР.
В том же первенстве принимал участие и еще один необыкновенный автомобиль – ЗИЛ-112/3. Начинка его была такой же, как у версии 112/2, а дизайн… Нельзя исключать, что кузов забрали от «Кадиллака» и переделали. Но, передней частью он похож и на модель «Москва» – прототип будущего ЗИЛ-111, показавшийся именно в 1956-м.
К следующему сезону москвичи подготовили два новых автомобиля со стеклопластиковыми кузовами. Снаружи они практически не отличались, не смотря на то, что кое-какие узлы были различными, да и базы также: 2900 и 3040 мм. На эти 112-е ставили двигателина основе V-образного восьмицилиндрового ЗИЛ-111 – мощностью 200–220 л. с., с четырьмя а также восемью (!) карбюраторами.
Коробки передач применяли от ЗИС-110: «автомат», показавшийся на 111-м, для гонок не годился.
Эти автомобили (условно – ЗИЛ-112/4 и 112/5) принесли заводской команде много призов. В 1957-м Владимир Петров стал медным призером СССР в группе Г. В 1960-м Борис Курбатов (ему, кстати, было уже 46 лет) победил первенство страны, а в 1961-м завоевал «серебро». Кстати, борьба на гоночных автострадах в те годы была нешуточная: фабрики (от ЗИЛа до МАЗа!), автохозяйства, спортивные клубы и просто механики-энтузиасты строили и совершенствовали самые различные гоночные автомобили – неказистые полукустарные и продуманные, выполненные профессионально, каковые не стыдно было поставить рядом с иными импортными аналогами.
Таков и ЗИС-112С, показавшийся в начале 1960-х. Красивый стеклопластиковый кузов напоминал «Феррари» финиша 50-х. Передняя подвеска – «волговская», задняя – уникальная свободная, пружинная.
Тормоза – дисковые, собственной конструкции, причем задние (для уменьшения неподрессоренных весов) – у основной передачи. Двигатель V8 количеством практически 6 л с двумя четырехкамерными карбюраторами развивал 240 л. с. Коробка передач так же, как и прежде была от ЗИС-110, с облегченным алюминиевым картером. На таковой машине, талантливой достигнуть 260 км/ч, Виктор Галкин занял в 1963-м третье место в всесоюзном первенстве.
Самой скоростной стала версия с 270-сильным двигателем количеством 6,95 л. На ней Геннадий Жарков стал чемпионом в 1965-м.
И вдобавок раньше, в 1962-м, по инициативе начальника спортлаборатории Глазунова несколько зиловцев выехала в Астраханскую область на озеро Баскунчак, собираясь побить всесоюзный рекорд скорости. Один из 112-х (автомобилей версии 112С было всего две) взял особый облегченный поддон и кузов, закрывающий агрегаты для улучшения аэродинамики. Как назло, в славящейся сухим климатом области в тот год прошли сильные дожди, заметно повредившие землю.
Автомобиль получалось разогнать только до 200–230 км/ч, больше не выдерживали шины.
Вторую попытку – сейчас планировали рекорд средней скорости в 24-часовом заезде – предприняли на только что открытом Дмитровском полигоне. Кстати, 14-километровое кольцо скоростной дороги, где и планировали побить рекорд, обкатывали именно на 112-м – самом стремительном отечественном автомобиле тех лет. Но подготовка затянулась: над автострадой закружились снежинки, а над спортивной лабораторией сгустились облака.
партком и Руководство ЗИЛа посчитали создание спортивных автомобилей делом ненужным, отрывающим средства и специалистов от главных задач одного из «флагманов советской индустрии».
Два ЗИС-112С еще довольно продолжительное время пылились на заводе. Их ожидала та же участь, что и все прошлые спортивные, во многом эпохальные для отечественного автомобилестроения машины: по кускам на свалку. Остались только любительские фотографии да обрывочные воспоминания тех, кто строил эти машины и гонялся на них.
Но один ЗИЛ-112С чудесным образом спасли. Он стоит в первом в СССР общедоступном, незаводском специальном автомобильном музее, сейчас зарубежном – рижском. Действительно, машину зачем-то перекрасили в красный цвет. Но это не самое ужасное.
Основное, что данный 112-й – один из немногих осколков отечественной автомобильной истории – все-таки дожил до наших дней. А зиловский бело-светло синий окрас возможно и вернуть…
P.s. Благодарю за удачи и внимание на дорогах.
P.s.s. Продолжение судьбы Audi 80 B4 2.0E AВК В пути…, смотрите в новых сериях моего БЖ !Будет весьма интересно…^__^
Фильмы 50-х годов
Увлекательные записи
- Про кота без всяких шуток
- оКино — Кошмары (строго 18+)
- Выдержки из истории развития отечественного автопрома.
- Tesla Model 3: предзаказ и презентация
- сказания и Мифы про совокупность EVAP
- Стабилизиционая Fiesta: летом Ford выпустит на отечественный рынок собственную самую дешёвую модель
- Каталог публикаций блога.
самые интересные статьи, подобранные как раз для Вас:
-
Занимательные находки: Renault 16 1966-го года
Полгода назад я говорил вам о редкой леворульной Мазда 1200 1970 года выпуска, которую реализовывали в Ижевске. То была одна из многих новых иномарок, каковые организовано закупались Советским…
-
Ренессанс французского дизайна
Ренессанс (renaissance — «восстановление») в истории всемирный культуры — это целая эра, характеризовавшаяся необычным возвратом к прежним традициям, на базе которых было создано новое…
-
Мопед не мой, я объяву! © народное Правильнее, удачно забежал к себе домой. Туфля не мой, я до тех пор пока что не олигарх (: Итак, начнём. Пожалуй, ни один коммунистический автомобиль не оброс…
-
Тест-драйв M3 E30 для "Авторамблера"
Сравнительно не так давно выкатывали мою М-ку на съемки для отечественного автоклуба Ветерок (кстати, у нас новый лого). А заодно разрешил протестировать тачку молодому изданию “Авторамблер”. Ниже маленький отрывок…
-
Полировка пластиковых фар собственными руками – возвращение прежней яркости
Светотехника нового автомобиля замечательно делает собственные функции: освещает дорогу на десятки метров вперед, сигнализирует об повороте и остановке, но со временем яркость падает и нужна…
-
Ремонт крыла автомобиля цена сао
Совершим ремонт крыла автомобиля. В случае если повреждения незначительны, вернуть внешний вид переднего либо заднего крыла возможно восстановительной Кузовной ремонт крыла автомобиля. К ремонту…