Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Невидимые друзья водителя: доверено электронике
Post Icon

Невидимые друзья водителя: доверено электронике

Невидимые друзья водителя: доверено электронике

Невидимые приятели водителя: Доверено электронике

Современный автомобиль заметно отличается от автомобилей тридцатилетней давности. Он потребляет меньше топлива, его выброс чище, он комфортнее. Наконец, при аварии он надует подушки безопасности и снизит тяжесть ДТП.

Но, пожалуй, самое основное отличие — постоянное присутствие в салоне современного авто некоего невидимого приятеля. Электронный ангел-хранитель сделает все, дабы не допустить аварию.

На электронику сохраняй надежду, но сам не плошай. Такова религия водителя современного автомобиля. Законов физики электронные совокупности, конечно же, не отменяют, но способны не допустить последовательность аварий, каковые были бы неизбежны за рулем древнего тарантаса.

Заслуга электронных совокупностей содержится в том, что наряду с другими совокупностями они повышают активную безопасность автомобиля, другими словами совокупность его конструктивных и эксплуатационных особенностей, направленных на исключение предпосылок и предотвращение аварии ее происхождения. Электронные совокупности оказывают помощь водителю безопасно руководить автомобилем.

Тормози и руководи

Что вы делаете, в то время, когда видите неожиданно показавшееся препятствие перед вашим автомобилем? Тормозите. Не секрет, что возможность предотвращения аварии значительно чаще связана с действенным торможением, исходя из этого тормозные особенности автомобиля должны снабжать его стремительную остановку в произвольных дорожных обстановках.

А дабы это условие выполнялось, нужно, дабы сила, развиваемая тормозным механизмом, не превышала силы сцепления с дорогой, которая зависит от нагрузки на состояния и колесо дороги. В случае если колеса заблокируются, это может привести к заносу и перевоплотить автомобиль в неуправляемый боеприпас. Фундаментальный принцип работы всех современных систем активной безопасности — управляемое торможение с четким дозированием тормозного упрочнения на колеса.

Базой баз всего многообразия совокупностей активной безопасности есть антиблокировочная совокупность тормозов, либо ABS (АБС). «Устройство для предотвращения твёрдого торможения колес» германская компания Bosch запатентовала в далеком 1936 году. А начало современной истории ABS было положено в первой половине 60-ых годов двадцатого века, в то время, когда дипломированный инженер Хайнц Лайбер создал основные правила построения таких совокупностей.

С момента выхода на всемирный рынок совокупность всегда модернизировалась. Функциональная эффективность АБС из года в год возрастала при неуклонном понижении габаритов и массы. Так, в случае если масса первой совокупности 1978 года составляла 6,9 кг, то нынешнее 8-е поколение весит 1,6 кг.

Многие ошибочно считают, что основная заслуга АБС — сокращение тормозного пути. На самом же деле главное преимущество данной совокупности — возможность управляемого торможения.

При торможении упрочнение в тормозных механизмах изменяется ступенчато, благодаря чему колеса не блокируются и шофер может корректировать траекторию перемещения автомобиля в момент торможения. Тормозной же путь автомобиля, оснащенного АБС, если сравнивать с простой машиной или понижается, или возрастает — все зависит от дорожного покрытия.

Тормозные ассистенты

Следующим шагом увеличения эффективности торможения по окончании АБС стало создание совокупностей, уменьшающих время срабатывания тормозов, так называемых совокупностей помощи при торможении BA (Brake Assist), DBS (Dynamic Brake Control), BAS, PA, PABS. АБС делает торможение при всецело надавленной педали максимально действенным, но не имеет возможности сработать при легком нажатии на педаль.

Усилитель же тормозов снабжает аварийное торможение в том случае, в то время, когда шофер нажимает на педаль тормоза быстро, но не хватает очень сильно. Для этого совокупность измеряет, как скоро и с каким упрочнением шофер жмет педаль, по окончании чего при необходимости мгновенно повышает давление в тормозной совокупности до большого.

Автомобиль движется не в совершенных условиях. Дорога имеет продольные и поперечные уклоны, уровень качества поверхности может всегда изменяться, загрузка автомобиля также возможно разной.

Для учета всех этих факторов дополнительно к совокупности АБС устанавливаются совокупности распределения тормозных сил EBV, EBD (Electronic Brake Distribution). Принцип их действия пребывает в том, что тормозное упрочнение передается на каждое колесо лично и строго дозировано, а компьютер и электронные датчики оценивают состояние автомобиля в настоящем масштабе времени и предотвращают заносы корпуса, снабжая большую эффективность торможения при любых условиях перемещения.

Прогресс не следует на месте. Машины начинают оснащать совокупностями электронного управления торможением — ECB, Brake by Wire, EBS (Electronic Braking System). Не обращая внимания на отличие в заглавиях, мысль этих совокупностей пребывает в том, что педаль тормоза не имеет механической связи с тормозной совокупностью.

Ее перемещение преобразуется в электрический сигнал и подается к блоку управления. По окончании обработки информации, поступающей с датчиков, определяющих скорость, нагрузку, поперечное ускорение автомобиля, угол поворота рулевого колеса, компьютер дает команду аккуратным механизмам, регулирующим давление в контурах тормозной совокупности.

Чтобы шофер приобретал обратную сообщение от автомобиля, устанавливается электрогидравлический симулятор хода, что формирует сопротивление на педали тормоза. Для обеспечения экстренной остановки автомобиля, оснащенного совокупностью ECB, при выхода из строя главного источника питания употребляется дополнительный конденсаторный блок.

Нет паленой резине!

Торможение — один из главных режимов перемещения транспортного средства, воздействующий на его безопасность. Но перед тем как тормозить, машина обязана безопасно и скоро разогнаться и двигаться по дорогам с дорожным покрытием и разным рельефом. Для помощи водителю на автомобиль устанавливаются совокупности, стабилизирующие траекторию перемещения при старте, разгоне, перемещении в поворотах.

Антипробуксовочные совокупности, в зависимости от производителя, имеют разные заглавия: у Audi — ASR (Anti-Slip Regulation), у Volvo — STC (Stability And Traction Control), у Toyota — TRC (Traction Control). При пробуксовке ведущих колес в момент ускорения совокупность машинально снижает крутящий момент двигателя и подтормаживает сорвавшееся в пробуксовку колесо, содействуя восстановлению тягового упрочнения. Действуя совместно с совокупностями ABS и EBD, она облегчает и ускорение, и торможение.

Антипробуксовочная совокупность в большинстве случаев может отключаться, что разрешает любителям спортивного стиля вождения трогаться с пробуксовкой. Имеется люди, которым прямо-таки нужно ощущать запах паленой резины собственного автомобиля.

Оптимальная физика

Совокупности, о которых отправится обращение дальше, редко отключаются. И это прекрасно, потому, что курсовая устойчивость делает надёжным управление автомобилем на высокой скорости на дорогах с типом покрытия и различным рельефом.

Совокупности курсовой устойчивости, узнаваемые под следующими заглавиями: VSC (Vehicle Stability Control), ESP (Electronic Stability Program), DSTC (Dynamic Stability And Traction Control), — воздействуют как на дроссельную заслонку двигателя, так и на тормозную совокупность. Посредством датчиков совокупность улавливает занос из-за резкого поворота руля либо недостаточного контакта со скользкой дорогой. Изменяя крутящий момент двигателя и подтормаживая одно из колес, она выводит автомобиль из заноса и оказывает помощь водителю стабилизировать траекторию перемещения.

Совокупности динамической стабилизации до тех пор пока являются самые эффективными. Они кроме того способны компенсировать неточности водителя, нейтрализуя занос, в то время, когда контроль над автомобилем уже потерян. Но, в случае если радиус поворота через чур мелок либо скорость в повороте превышает все разумные границы, кроме того самая идеальная совокупность стабилизации не окажет помощь.

На вершине эволюции

Но, в текущем году в разработке совокупностей активной безопасности сделан еще один серьёзный ход вперед. На суд общественности был представлен новый люксовый седан Lexus GS-430, оснащенный интегрированной совокупностью контроля перемещения автомобиля VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management).

VDIM включает в себя все существующие совокупности активной безопасности. Она приобретает сигналы от огромного количества датчиков и по окончании их обработки выявит намерения водителя и активирует нужные совокупности безопасности, делая автомобиль устойчивым и более отзывчивым на управляющее воздействие водителя.

Наряду с этим управляющее действие от VDIM идет как на тормозную совокупность, так и на рулевое управление. Это и имеется основное преимущество новейшей совокупности. Очень значительно то, что VDIM трудится на предупреждение критической обстановке.

Но, прогресс и дальше не будет находиться на месте. На рынок выходят машины, имеющие в собственном арсенале интуитивные парктроники, радары ближнего действия (см. «ПМ» №1, 2006), совокупности, помогающие двигаться в условиях низкой освещенности… Да большое количество еще чего.

Но, садясь за руль кроме того самого что ни на имеется ультрасовременного автомобиля, неизменно нужно не забывать, что невидимые приятели водителя не всемогущи. , пока за рулем не будут сидеть роботы, в деле безопасности антропогенный фактор останется определяющим.

Спаси и сохрани

Термины «активная и пассивная безопасность» недавно вошли в повседневный лексикон. Активная безопасность подразумевает комплекс мер, каковые направлены на предотвращение аварии.

Громадную роль в увеличении уровня активной безопасности играется наличие электронных совокупностей, но основное, дабы автомобиль был технически исправен. На самом деле разные ABS и EPS повышают активную безопасность не так существенно, в то время как неисправные тормоза, исходившие собственный срок амортизаторы, истершиеся шины, неработающие фары либо легко забрызганные грязью боковые зеркала заднего вида смогут куда важнее понизить ее уровень.

В случае если активная безопасность призвана выручать водителя от аварий, то пассивная — сохранять ему жизнь. Она является комплексом мер, направленных на минимизацию последствий аварии.

Базу пассивной безопасности составляют «клетка безопасности» и деформируемые энергопоглощающие территории, подушки и ремни безопасности. Наряду с этим в случае если для обеспечения должного уровня активной безопасности огромную роль играется техническая исправность автомобиля, то в деле пассивной безопасности главным элементом есть факт, пристегнуты пассажиры и водитель ремнями безопасности либо нет.

Внедорожная безопасность

У внедорожников кроме обрисованных в статье электронных совокупностей активной безопасности возможно встретить кроме этого несколько своеобразных разработок. Совокупность помощи при спуске по склону DAC (Downhill Assist Control) призвана не допустить неконтролируемый спуск джипа с крутого склона.

Если она обнаруживает, что скорость автомобиля больше скорости вращения колес, то машинально изменяет тормозное упрочнение на отдельных колесах и так поддерживает скорость в диапазоне 5−7 км/ч — совершенном для управляемого спуска с крутого склона. Если вы заезжаете в гору на внедорожнике с автоматической коробкой передач, при переносе ноги с педали тормоза на педаль газа машина может откатываться назад.

Дабы этого не происходило, на автомобили устанавливается совокупность помощи при подъеме по склону HAC (Hill-Start Assist Control). Она машинально удерживает автомобиль тормозами в течение приблизительно 5 секунд.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№41, март 2006).

Новейшие совокупности безопасности автомобиля


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: ,

Комментирование закрыто.