Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Мягкие лапы, острые когти: полигон
Post Icon

Мягкие лапы, острые когти: полигон

Мягкие лапы, острые когти: полигон

Мягкие лапы, острые когти: Полигон

    Испытательный полигон Nokian в Ивало, часть которого находится прямо на льду замерзшего озера Таммиярви, трудится с ноября по май и разрешает подробно изучить управляемость и динамику автомобиля на льду и снегу Эволюция шипа Круглый предок шестигранный шип Hakkapeliitta последнего поколения стал результатом долгой эволюции. Слева направо: шипы зимних шин Nokian Hakkapeliitta второго, четвертого, пятого и седьмого поколения При движении и разгоне с постоянной скоростью участок протектора с воздушными амортизаторами касается дороги перед шипом и принимает на себя первую нагрузку.
    С закрытыми воздушными камерами шашка протектора делается твёрдой и надежно удерживает шип в вертикальном положении. В то время, когда шип отрывается от дороги, камеры раскрываются и смягчившаяся шашка с легкостью рассеивает накопившуюся энергию сжатия Медвежий коготь: при торможении главную энергию принимает на себя усиленная шашка протектора с выступом, расположенная перед шипом. Она распределяет энергию деформации так, дабы шип постоянно оставался в вертикальном положении для лучшего сцепления с дорогой

«Шипованная шина похожа на подушку безопасности», — так вычисляет Тэппо Хуовилла, усовершенствования отдела продукции и руководитель разработки Nokian Tyres. Вправду, любителям «защищенной» муниципальный езды на шипах приходится фактически всю зиму терпеть низкочастотный шум на высокой скорости, слушать цоканье на торможении, осторожничать в поворотах на фактически сухом асфальте либо фирменной «похлебке от главы горадминистрации», а время от времени кроме того вывешивать на заднее стекло обидную букву «Ш», расписываясь в собственной неспособности замедляться в одном темпе с «нешипованными». И все это для пары дней настоящих заморозков, в то время, когда дорога без предупреждения преобразовывается в каток, и динамики и любители тишины выстраиваются в долгую очередь к страховым комиссарам.

Следуя аналогии Тэппо, возможно заявить, что тесты зимних шин Nokian Hakkapeliitta 7, каковые мы совершили на полигоне в финской Лапландии (Ивало), представляли собой целый краш-тест. На полностью ровном льду, в полной мере пригодном для тренировок фигуристов, мы на самых различных машинах делали экстренные торможения и переставки, отводили душу в крутых поворотах, изучили резины и поведение автомобилей с включенной и отключенной ESP.

Но к полигону нас привела в полной мере простая асфальтовая, местами сухая дорога. И на ней я смог оценить, например, что Volkswagen Golf — очень негромкий автомобиль для собственного класса. А пятидверная Honda Civic отличается необычно острой управляемостью как на льду, так и на сухом асфальте.

Все эти нюансы мне разрешила почувствовать шипованная шина Nokian Hakkapeliitta7. Дабы сделать по-настоящему комфортную и универсальную шипованную шину, инженерам Nokian было нужно применить последовательность технических ухищрений. По сложности конструкции современная шина не уступает многим вторым узлам автомобиля.

Без цоканья копыт

Шум, характерный для большинства шипованных шин, появляется при взаимодействии шипов с жёстким покрытием. Полая в шина — хороший резонатор, исходя из этого колебания шипа, передающиеся резине, отлично слышны.

Первый толчок шина приобретает, в то время, когда набегающий шип ударяется о дорожное полотно. Зацепившись за поверхность, шип пытается некое время сохранять собственный положение (для этого, фактически, он и рекомендован), колесо же вращается дальше.

Резина шашки протектора, расположенная сзади шипа, сжимается, накапливая энергию. В то время, когда шип, наконец, соскакивает с дороги, резина разжимается и шина приобретает замечательный «щелбан», а мы слышим то самое громкое «цоканье», которое на скорости преобразовывается в низкочастотный шум. Помимо этого, раскачка шипа и сопутствующая ей вибрация содействуют ослаблению крепления шипа в шине и в конечном итоге ведут к утрата шипа.

Под основанием каждого шипа Hakkapeliitta 7 находится амортизирующая подушка Eco Stud. Она демпфирует удары шипа о дорожное покрытие, снижая вибрации и шум. Помимо этого, Eco Stud снабжает оптимальное давление шипа на дорогу.

Ненужно пробовать продавить шипом сухой асфальт — от таких попыток твердосплавная вставка шипа скоро сточится и придет в полную негодность. В случае если же поверхность, к примеру лед, способна принять шип, давления Eco Stud будет именно достаточно.

Участок протектора, что касается дороги перед шипом, содержит воздушные амортизаторы — три полости в форме капли с отверстиями, выходящими наружу. В то время, когда шашка протектора касается почвы, отверстия закрываются и воздушная камера делается упругой, образуя надежную опору для шипа. Участок протектора с воздушными амортизаторами отрывается от почвы раньше шипа.

Отверстия раскрываются, воздушное пространство приобретает возможность вольно выходить из камер, и протектор делается мягким. Соскакивая с дороги, шип ударяется в мягкую область, и энергия сжатой резины рассеивается воздушным амортизатором, вместо того дабы передаться на резонирующие борта.

Когти наголо!

Но хватит наслаждаться тишиной, пора испытать возможности шины в экстремальных условиях. Утапливаем педаль в пол, и шестигранные шипы Nokian Hakkapeliitta 7 вгрызаются в лед, информируя автомобилю уверенный разгон. Твердосплавная вставка шипа имеет форму ромба.

Широкая сторона ромба обращена по ходу перемещения, дабы обеспечить большую площадь сцепления шипов с дорожным покрытием на протяжении разгона и торможения. Действенную площадь сотрудничества шипов со льдом увеличивает и восьмирядная ошиповка шины.

Линии ошиповки образуют на протекторе восемь продольных линий. Правильное позиционирование шипов на шине разрешает увеличить территорию контакта, не увеличивая количество шипов, соответственно, и массу колеса.

На торможении и разгоне направление и сила тяги, в большинстве случаев, прекрасно контролируются водителем, исходя из этого приоритетное значение имеет площадь сотрудничества шипов со льдом: чем она больше, тем больше тяги возможно преобразовать в ускорение. В поворотах обстановка, в большинстве случаев, поддается контролю куда хуже, исходя из этого приоритет отдается надежности сцепления с дорогой в целях скорейшего прекращения скольжения.

При поперечном скольжении шипы обращены к дороге маленькой стороной ромба. Ее малая площадь снабжает повышенное давление на поверхность и более надежное сцепление шипа со льдом. Наряду с этим благодаря шестигранной форме шипа все его грани, кроме того с «острой стороны», образуют между собой тупые углы, исходя из этого шестиугольный шип в меньшей степени подвержен износу и стачиванию, чем квадратный, как на Hakkapeliitta 5.

На торможении в дело вступает «медвежий коготь» — особый усиленный выступ на шашке протектора, удерживающей шип. Его форма вычислена так, что, касаясь дорожного полотна перед шипом, он удерживает шип совершенно верно в вертикальном положении в условиях быстро возрастающей нагрузки.

Наружная часть протектора Hakkapeliitta 7 выполнена из довольно мягкой резины, талантливой повторять профиль дороги для лучшего контакта. Якорь шипа удерживается в более жёсткой резине и имеет площадь бoльшую, чем площадь рабочей части шипа.

Дополнительную опору формирует увеличенное количество нитей металлического корда, проходящих недалеко от якоря. Все эти меры призваны радикально снизить возможность выпадения шипа из протектора. Стоит ли сказать, что ошиповка Hakkapeliitta 7 может производиться лишь в заводских условиях на фирмах Nokian.

Резиновое зелье

И все же, в случае если шипы выполняют роль «подушки безопасности», главную работу по удержанию автомобиля на дороге берут на себя протектор и резина. В резине шин Nokian вместо классического усиливающего компонента — технического углерода (его довольно часто именуют «сажей») — употребляется диоксид кремния (в автомобильной отрасли его именуют «силикой»).

Силика более экологична в производстве и снабжает меньшее сопротивление качению, а следовательно, экономию топлива и лучшую динамику. К недочётам силики возможно отнести меньшую эластичность (соответственно, меньшую стойкость к истиранию).

Экспертам Nokian удалось сделать резину износостойкой и прочной на разрыв, добавив в смесь рапсовое масло. В качестве вулканизирующего агента применили силан — соединение кремния с водородом.

Силан разрешил надежно соединить громадные количества силики и натурального каучука. Оказавшаяся резиновая смесь стала называться криосилан.

Зимней шине не обойтись без ламелей — участков протектора с нередкой небольшой насечкой. Образующиеся в следствии узкие пластинки резины мягко обволакивают рельеф скользких дорожных покрытий, существенно увеличивая действенную площадь контакта.

Но на более жёстких и цепких покрытиях ламели, в большинстве случаев, проигрывают: узкие пластинки смещаются относительно друг друга, и мягкий ламелированный участок протектора не осилит с возросшей нагрузкой. В шинах Hakkapeliitta 7 применена разработка 3D-ламелирования.

Кроме того что зубчатая нарезка ламелей снабжает их сцепление между собой при боковых нагрузках. Поверхности, которыми пластинки соприкасаются между собой, имеют выпуклые и вогнутые участки, благодаря чему под нагрузкой они сцепляются и действуют как единое целое.

Для Hakkapeliitta 7 был создан новый симметричный направленный рисунок протектора, что действенно отводит влагу при перемещении по снегу либо шуге (снежно-грязевой каше). Для сопротивления аквапланированию плечевые территории протектора сделали скошенными.

Если сравнивать с Hakkapeliitta прошлого поколения в тех же самых типоразмерах протектор «семерки» окажется уже, а пятно контакта — более вытянутым по ходу перемещения. Возможно сказать о том, что в новой модели сделан выговор на остроте и точности управления на скользких покрытиях.

Центральные шашки протектора объединены в единое центральное ребро. Таковой «узкий слик» посередине колеса усиливает поведение шины на жёстком и сухом покрытии: снижает сопротивление качению и шум, обостряет реакции на управляющие действия.

Математика прогресса

Эксперты Nokian претендуют на то, что Hakkapeliitta 7 выводит управляемость, безопасность и комфорт зимних шин на принципиально новый уровень. И они не нашли лучшего метода проиллюстрировать собственную позицию, чем выпустить первую в мире шипованную покрышку для Porsche с индексом скорости H (210 км/ч).

Porsche 911, принадлежащие фирменной школе увеличения водительского мастерства, мы собственными глазами видели на полигоне в Ивало. К сожалению, испытать эти спорткары на собственной шкуре нам не довелось, и главным генератором адреналина для журналистов из России стал Audi RS4 с пилотом-раллистом за рулем. Сами же мы изучали Hakkapeliitta 7 за баранкой чуть более скромных машин, сродни тем, на которых нам и предстоит проездить всю зиму по жёстким русским дорогам.

Ближе к вечеру Тэппо Хуовилла наконец услышал вопрос, которого ожидал целый сутки: из-за чего новая шина Hakkapeliitta взяла индекс 7, в то время как прошлая модель была «пятеркой»? Тэппо хитро улыбнулся в усы — так как для этого все и затевалось.

Оказывается, для разработки нового поколения Hakkapeliitta эксперты Nokian сходу разделились на две команды. Первая занималась эволюционной доработкой Hakkapeliitta 5. Эта шина сходу взяла индекс 6. Вторая несколько взялась за разработку принципиально новой шины с нуля.

Результаты первых же тестов продемонстрировали, что революционный путь был радикально лучше эволюционного. На сравнительных опробованиях с Hakkapeliitta 5 «семерка» продемонстрировала сокращение тормозного пути на 4% и уменьшение времени прохождения референсной автострады на 8%. Исходя из этого начиная с этого сезона во всем мире будет продаваться новая Hakkapeliitta с индексом 7.

На очереди в утиль

Кроме того самая продвинутая шина не сможет надежно держать дорогу, будучи в изношенном состоянии. Отслеживать степень износа шины особенно принципиально важно, если она имеет многослойную структуру, другими словами поверхностная часть протектора сделана из более мягкой резины, нежели база, как на Hakkapeliitta 7. Nokian предлагает обладателю цифровой индикатор износа протектора, по которому возможно не только установить факт износа, но и выяснить его темпы, приблизительно спрогнозировав момент грядущей замены шин.

Канавки в форме цифр прорезаны в протекторе на различную глубину. Громаднейшую глубину имеет символ снежинки. В случае если снежинка провалилась сквозь землю с протектора — значит, шине пора в утиль.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№85, ноябрь 2009).

Операция "мягкие лапки"


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: ,

Комментирование закрыто.