На самых современных автомобилях, в случае если стопсигналы перестают трудиться, то на панели устройств этих автомобилей вспыхивает контрольная лампа(сигнализатор), дающий предупреждение водителя о неисправности. И это крайне полезный девайс, поскольку поездки с неработающими стопсигналами неизменно страшны, в особенности в напряжённом мегаполисе. Но на большинстве более ветхих машин, в особенности отечественных, таковой нужной фишки нет. И многие водители этих автомобилей, в спешке, редко контролируют работу стопарей, поскольку это днем не комфортно, требуется либо ассистент, либо палка для упора педали тормоза.
Предлагаю установить индикатор на панель устройств и сделать несложную самодельную схему, которая постоянно будет оповещать водителя, в случае если стопы внезапно прекратят трудиться.
Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала.
VD1 — диод КД209, КД105 ; HL1 — контрольная лампочка (лучше диод); VD2 -диод КД202; HL2 и HL3 — штатные лампы стоп-сигнала; HL4 — дополнительные стопари, если они имеются.
Причём возможно применять аж 3 варианта осуществления данной идеи, и один из этих вариантов, разрешит кроме того осуществлять контроль работу ламп габаритов автомобиля. Для начала разглядим самый несложный вариант, изображённый на рисунке 1. На этом рисунке буквами HL2 и HL3 помечены лампы стопсигналов, а буквы Вк — это заводской включатель стопсигналов.
И в случае если установить где нибудь на панели устройств дополнительную лампу HL1 (контрольная лампа) и подключить её как на рисунке 1, то она будет загораться при поездке и включении зажигания, пока исправна хотя бы одна из ламп стопарей.
Нужно установить на панель не простую 12- вольтовую лампочку, а громадный светодиод, рассчитанный на 12 вольт и у которого патрон такой же как и у простой лампочки. на данный момент такие уже имеется в продаже, и прослужит он намного продолжительнее простой лампы, поскольку гореть ей будет необходимо неизменно, пока какая то лампа стопаря не сгорит.
А диод VD1 необходимо будет впаять чтобы напряжение +12 вольт не шло в цепь зажигания, при нажатии водителем тормозной педали при стоянке автомобили (в то время, когда зажигание отключено).
Диод возможно применять тут кроме того маломощный, к примеру КД-209, КД-105.
Ну а вдруг на вашей машине имеется заводская контрольная лампочка работы тормоза, то её направляться подключить как HL4 (на рис.1), причём через диод VD2. Если не применять данный диод, то тогда сигнализатор не сможет различить, что исправно — лампы стопарей либо контрольная лампа тормоза.
В качестве диода VD2, направляться применять диод, рассчитанный на ток не меньше пяти ампер, поскольку через него будет проходить ток сходу двух ламп, любая из которых по 21 ватт. Возможно применять в качестве диода VD2 диоды КД247, КД202, КД213.
На рисунке 1 продемонстрирована несложная и надёжная схема, но у неё имеется один минус: в случае если сгорит всего лишь одна из ламп стопаря, то эта схема не среагирует на это. Но на рисунке 2 продемонстрирована схема, у которой нет для того чтобы минуса.
Причём схема продемонстрированная на рисунке 2, будет ещё и осуществлять контроль исправность ламп габаритов автомобили. Но чтобы спаять такую схему, необходимо будет приобрести реле-прерыватель указателей поворотов, и подойдёт лишь РС950, реле других типов не подойдут.
Схема подключения контрольной лампы стоп-габаритов и сигнала
ВКт — штатный включатель стопсигнала, HL1 — контрольная лампа исправности стоп-сигнала 12 вольт; HL2 — контрольная лампа исправности габариттов 12 вольт; Вкг — штатный включатель габаритов; HLт — штатные лампы стопарей; HLг — штатные лампы габаритов.
Таковой реле прерыватель отличается от других тем, что у него имеется дополнительный вывод контрольной лампы прицепа, обозначаемый буквами КП.
Но возможно применять кроме того вышедший из строя РС950. В реле РС950 будет задействована лишь схема контроля тока. Реле контрольной лампы НL1 будет срабатывать, лишь в том случае, если нагрузкой вывода ЛТ будут две исправные лампы HLт по 21 ват любая. И тогда при нажиме на тормозную педаль, на панели загорится контрольная лампа HL1.
Сам принцип контроля ламп габаритов автомобили HLr тот же, но две обмотки реле тока контрольной лампочки HL2 тут будут подключены последовательно, по причине того, что неспециализированная мощность 4-х ламп всех габаритных фонарей, имеет 20 ватт и всего от одной обмотки реле не сработает. И при включении водителем габаритных огней, контрольная лампочка HL2 также загорится, оповещая водителя, что все лампы исправны.
Совокупность эта будет действующий при подключенном зажигании, в случае если клемму реле 12В подключить к клемме №15 замка зажигания. Но возможно клемму реле (12В) подключить и к клемме ЛБ, (на ней напруга имеется и при отключённом зажигании) и тогда эта совокупность будет трудиться кроме того при отключённом зажигании. Ну а клеммы реле, обозначенные буквами ПТ, П и знаком минус, не употребляются.
Схема подключения контрольной лампы стоп-сигнала с применением реле ИЖПР.
Вк — штатный включатель стоп-сигнала; HL- контрольная лампа 12 вольт; HLт — штатные лампы стоп-сигналов.
И последний, третий вариант, изображённый на рисунке 3. В данной схеме употребляется реле тока П-ИЖРП-4 от автомобилей ИЖ комби.
Тут также совокупность осуществляет контроль исправность каждой лампы HLт стопарей, и в случае если перегорит хотя бы одна из них, то контрольная лампочка HL не будет загораться на панели, при нажатии на тормозную педаль. В случае если же все лампы исправны, то при нажатии на тормоз, лампочка HL будет загораться, оповещая о исправности ламп стоп- сигналов.
Сохраняю надежду эта маленькая статья, окажет помощь внедрить в любую машину постоянный контроль за исправностью ламп стоп-сигналов, и будет нужной водителям, любящим всегда совершенствовать свой автомобиль; удач всем.