В данной статье мы разглядим устройство, неисправности и техобслуживание карданной передачи, которая устанавливается на всех заднеприводных машинах. Карданная передача помогает для передачи крутящего момента между агрегатами, оси валов которых не совпадают и смогут поменять собственное положение при перемещении автомобиля.
Карданная передача складывается из одного либо двух валов, конечно карданных шарниров, и может иметь промежуточную опору. Карданным шарниром именуется сочленение, благодаря которому вращение от двигателя передаётся с одного вала на другой, при изменяющемся угле наклона между этими валами.
На большинстве машин, карданная передача снабжает передачу крутящего момента от коробки передач на основную передачу заднего ведущего моста (ну а задний мост передаёт крутящий момент уже на задние колёса).
Конструкция карданной передачи на большинстве заднеприводных машин весьма схожа и может различаться незначительно, исходя из этого разглядев ниже в данной статье устройство карданной передачи хороших Жигулей, возможно будет смело обслуживать либо ремонтировать передачи и других заднеприводных автомобилей, среди них и иномарок.
Рис.(1) Карданная передача а — автомобиля Москвич, б — заднеприводного автомобиля Жигули.
1 — удлинитель картера коробки передач, 2 — ведомый вал коробки передач, 3 и 5 — грязезащитный чехол, 4 — сальник, 6 — скользящая вилка, 7 — балансировочные грузики, 8 — труба карданного вала, 9 — вилка карданного шарнира, 10 — вилка с фланцем, 11 — фланец ведущей шестерни основной передачи, 12 — картер основной передачи, 13 — предохранительный клапан, 14 — карданные шарниры, 15 — задний карданный вал, 16 — промежуточная упругая опора, 17 — передний карданный вал, 18 — кронштейн безопасности, 19 — эластичная муфта, 20 — болт, соединяющий упругую муфту с фланцем ведомого вала коробки передач, 21 — фланец коробки передач, 22 — резиновый элемент муфты, 23 — вкладыш муфты, 24 — болт, соединяющий упругую муфту с фланцем переднего карданного вала, 25 — фланец переднего карданного вала, 26 — обойма сальника, 27 — гайка, 28 — уплотнитель, 29 — пробка отверстия для смазки шлицевого соединения (вкрутить маслёнку).
Разглядим подробнее устройство карданной передачи отечественной классики на рисунке (1). Она складывается из переднего 17 и заднего 15 карданных валов, промежуточной упругой опоры 16, двух эластичной муфты 14 и карданных шарниров 19. Сама промежуточная опора 16 заднего финиша переднего вала упругая и с шариковым подшипником крепится к поперечине кузова автомобиля. А подшипник опоры закрытого типа, с заложенной на заводе смазкой, рассчитанной на целый смазки и период эксплуатации при обслуживании не требует.
Эластичная муфта снабжает продольное перемещение карданного вала 17 в шлицах фланца 25. А карданные шарниры заднего карданного вала складываются из двух вилок 9 и 10, а в этих вилок на игольчатых подшипниках установлена крестовина. Игольчатые подшипники имеют сальниковые уплотнения и забиты смазкой, исходя из этого также не требуют обслуживания.
Карданная передача многих машин имеет всего один карданный вал (как на рис.(1)а) и два карданных шарнира по обоим его финишам (и соответственно две крестовины). Передний карданный шарнир снабжает как угловое так и продольное перемещение карданного вала.
Продольное перемещение вала является следствием шлицевого соединения вилки 6 с ведомым валом 2 коробки передач (всё о коробке передач читаем тут).
Неисправности карданной передачи.
Карданная передача может иметь такие неисправности как: стук в передаче при трогании автомобиля с места либо резком разгоне, повышенная вибрация карданных валов на протяжении их вращения, шум при перемещении автомобили, утечка масла либо смазки через уплотнения.
Стук при резком разгоне либо при трогании автомобиля с места не редкость из-за ослабления болтов крепления фланцев карданных шарниров либо болтов крепления промежуточной опоры к поперечине кузова, конечно из-за износа шлицев удлинителя (скользящей вилки), разрушения крестовины либо её игольчатых подшипников. Для устранения перечисленных выше неисправностей, слабые болты нужно затянуть (рекомендую применять фиксатор резьбы), а изношенные подробности конечно заменить новыми.
Повышенная вибрация может появиться из-за деформации карданного вала (к примеру при наезде дном на пенёк либо камень), конечно из-за нарушения балансировки, износа либо разрушения подшипника промежуточной опоры. Нарушение балансировки в большинстве случаев происходит при сборке карданной передачи не умелым механиком. Так как подробности карданной передачи сбалансированы на заводе при помощи особых грузиков 7 (см.рисунок 1), исходя из этого перед разборкой принципиально важно нанести на разборные подробности соответствующие метки, дабы после этого при сборке собрать все подробности так как было с завода.
Так же необходимо следить, дабы вилки на карданном валу были в одной плоскости. Ну а вдруг вибрация происходит из-за разрушения подшипника промежуточной опоры, то конечно его необходимо заменить новым.
Шум в движении автомобиля может происходить от нарушения соосности валов из-за износа карданных шарниров и подшипников. При износа карданных шарниров, их направляться поменять вместе с сальниками и крестовинами.
Новые игольчатые подшипники крестовин, рекомендую проверить на наличии в них смазки, время от времени её не закладывают либо закладывают мало. Смазывать подшипники перед установкой рекомендую пластичной смазкой 158 либо Фиол-2У, ну уж в случае если нет таковой, то тогда Литол-24.
Утечка масла через заглушку скользящей вилки 6 на некоторых машинах (к примеру Москвичах), устраняется путём уплотнения её соединения с вилкой посредством качественного герметика (к примеру Виктор-Ренз). На многих более современных машинах, эта неисправность устраняется заменой сальника. Снова же на Москвичах, при подтёках смазки через сальники крестовин вала, перед тем как поменять сальники, нужно выкрутить и проверить работу предохранительного клапана 13 (см.рисунок).
Снятие карданного вала с автомобиля.
Техобслуживание карданной передачи не сложное. Через 10 тысяч км рекомендую подтянуть болты либо гайки крепления фланцев промежуточной опоры и карданных шарниров карданного вала. Приблизительно через 50 тысяч км рекомендую выкрутить болт 29, закрутить вместо него пресс-маслёнку и смазать посредством шприца шлицевое соединение переднего карданного вала (со стороны эластичной муфты). Это разрешит шлицевому соединению не изнашиваться последующие 50 тысяч км.
Ну и раз вы уже залезли под машину, то удостоверьтесь в надежности подёргав за карданный вал руками, нет ли стуков и люфтов в подшипниках крестовин либо промежуточной опоры.
Вот в принципе и всё, что я желал поведать в данной статье про карданную передачу автомобиля и её неисправности, и сохраняю надежду статья окажет помощь начинающим механикам легко устранить каждые неисправности этого узла. Но, для лёгкого ремонта и грамотного, по замене подшипников крестовины карданного шарнира, весьма рекомендую почитать вот эту статью.
Удач всем!