Да будет свет.
Уже практически целый век машины освещают темень ночи лампами накаливания. И со временем совершенствовались лампы, улучшалась конструкция оптических элементов фар, прожектора и рассеивателя, но источником света неизменно служила вольфрамовая нить.
Как устроена простая лампа накаливания ? Колба изготавливается из силикатного стекла, а воздушное пространство из неё выкачан и в электродах зажата вольфрамовая спираль. В большинстве случаев недочётов у таких ламп хватает, поскольку вольфрам понемногу испаряется и оседает на внутренних стенках стеклянной колбы, и со временем стекло теряет прозрачность. К тому же неспешно спираль делается уже и соответственно растёт её сопротивление, в итоге она перегорает. Да и вольфрам нельзя раскалять до предела, поскольку без оглядки на собственную весьма большую температуру плавления, всё равняется спиральная нить расплавится.
Значит направляться сократить накал спирали, соответственно свечение лампы будет желтоватым. И дабы расширить яркость и силу света, приходится утолщать и удлинять нить спирали, но чем она дольше, тем тяжелее сфокусировать световой пучок фарой. Ну и наконец коэффициент нужного действия (КПД) у лампы накаливания до безобразия низок — всего около 3%!!! А главная часть электричества расходуется на тепло.
Инопланетяне обсмеются.
Но во второй половине двадцатого столетия произвели новое поколение ламп накаливания — Галоген. Колба у этих ламп заполняется газами из группы галогенов.
И главная изюминка этих ламп в том, что галоген возвращает частицы испарившегося вольфрама с стекла колбы на спираль. И благодаря данной особенности, спираль возможно разогреть до намного большей температуры, впредь до 2700 — 3000°С.
Исходя из этого светоотдача у галогеновых ламп вдвое больше, чем у простых спиральных ламп и достигает 22 — 25 лм/Вт (лм — это люмены). К примеру световой поток простой автомобильной 50-ватной лампы — 650 люменов, а 50-ватной галогенки — 1500 и более люменов. К тому же стекло галогенок не теряет прозрачность от продуктов испарения вольфрама, испарившийся вольфрам возвращается назад на спираль, и от этого срок работы галогенных ламп намного больше.
Колбу таких ламп изготавливают из жаропрочного кварцевого стекла, и точность сборки спирали имеет повышенные требования, исходя из этого и цена галогенных ламп выше цены на простую лампу многократно. И лампа накаливания (спиральная) достигла тут предела собственных возможностей. А снизить размеры источника света с одновременным повышением яркости свечения вероятно лишь кардинально новым методом.
Ну вот так и показались в начале 90-х годов на крутых автомобилях газоразрядные лампы. И у ламп для того чтобы типа, уже нет раскалённой вольфрамовой нити (спирали). Источник света в них — это маленькая сфера с различными газами и один из них ксенон. Сфера нагревается практически до солнечной температуры, другими словами более 4000°С.
И исходящий свет таковой броский, что думается голубым, не смотря на то, что он в действительности белый.
Газоразрядная 35-ватная лампа выдаёт световой поток в 3000 люменов и свет таковой лампы достаточно легко организовать в правильный световой пучок.
Ксеноновые лампы достаточно долговечны, не опасаются вибраций, но у них имеется последовательность недочётов. Их нельзя зажечь мгновенно, поскольку им требуется пара секунд для разогрева. К тому же нереально объединить в одной колбе два источника света (не считая самых современных и дорогих биксеноновых ламп), и исходя из этого необходимы раздельно два отражателя, один для ближнего, второй для дальнего света.
Ну и для поджига лампы нужен высоковольтный блок. Остаётся ещё их последний недочёт (для многих рядовых водителей) — это высокая цена.
Уникальная газоразрядная лампа к примеру от Филипса либо Осрам может стоить 100 — 150$, биксеноновая 300$, а электронный блок розжига 150$.
Да ещё и фары на некоторых ветхих автомобилях нужно будет заменить на новые, поскольку цоколь ксеноновых ламп нового типа, может не подойти к фаре ветхого типа.
Не смотря на то, что на данный момент уже показались ксеноновые лампы, (к примеру от корейских производителей) с цоколем с маркировкой N 4, N7, каковые нормально поднимутся в фары более ветхих автомобилей.
И уже завоевывает рынок биксенон, лампа которого делает функции и дальнего света и ближнего, посредством механического перекрытия пучка света (дабы перейти с ближнего на дальний). И совсем сравнительно не так давно показались биксеноновые лампы, каковые имеют две сферы в одной лампе (колбе), и в них нет подвижных элементов, талантливых изнашиваться.
Подробнее о таких лампах возможно почитать вот в данной статье.
Кое-какие Кулибины переделывают и цоколи и оптику, но на современной машине оптика вклеена, и несложнее заменить её на всецело новую, вычисленную на ксенон, чем извращаться над ветхой фарой. К примеру в Москве возможно отыскать более десятка компаний, каковые неизменно готовы фактически в любом автомобиле, кроме того Запорожце, переоборудовать простой свет в ксеноновый. А слово переоборудовать по моему звучит тут неуместно.
Этих компаний нисколько не смущает, что как правило на машине не будет дальнего света (в случае если само собой разумеется не установить более дорогие биксеноновые лампы). И наряду с этим само «переоборудование» удивляет собственной элементарной безграмотностью и простотой. Так как цоколь дорогой ксеноновой лампы бессердечно обдирают напильником, дабы лампа поднялась вовнутрь фары, и затем на глаз выставляют в фокус.
Потом саму лампу приклеивают навечно эпоксидкой либо холодной сваркой (немцы бы возможно заметив это, перекрестились бы). Так как неточность всего на несколько миллиметров приведёт к расфокусировке пучка света и в итоге ослеплению водителя встречной автомобили броским светом!!! В итоге ещё и неизвестно какое количество времени протянет переделанная фара. Верное переоборудование современной иномарки может обойтись в 1000 — 1500 $. И многие водители не могут на такие жертвы. Но как говорится красота требует… большое количество чего.
Бывают ещё уникалы (по большей части юные любители колхозного тюнинга), устанавливающие на собственные автомобили подобие ксенона- голубые светофильтры на фарах. Для них светло синий свет фар это сильно, так же как и тёмные стёкла на стопарях. Проку от таких светофильтров никакого. Свет фар слабеет, рассеивается и бьёт в глаза встречных водителей.
И выкрашенные галогенные лампы накаливания в светло синий цвет, такая же глупость. Ничего общего у них с газоразрядными лампами нет. Для компенсации утрат света на светофильтре, такие лампы делают более замечательными — от 100 до 200 ват. Их долгая нить не попадает в фокус фары, и в итоге световое пятно получается размазанным.
И ещё — контакты, провода и предохранители, каковые не вычислены на таковой повышенный ток плавятся, и в итоге сгорают. Пожар на таких автомобилях простое явление. Да и ездить по чёрным улицам с таким светом достаточно утомительно, поскольку светят такие фары куда угодно, не считая дороги.
А многим, более адекватным водителям, в особенности отечественных машин, хочется настоящий ксенон и по приемлемой цене. Что возможно дать совет?
Имеется в продаже таковой и вычислен он для отечественных машин.
Радует то, что обычный ксеноновый свет и дешево (если сравнивать с зарубежными компаниями) смогут изготовить и у нас в Российской Федерации. Смотрите на фото упаковку от компании Альянс -96 из Санкт Питербурга. В данный набор входит две лампы, два высоковольтных блока отечественной разработки, крепёжные подробности, паспорт и весьма подробная инструкция по установке.
Основное преимущество этого набора, это то что лампы с их цоколями не требуют доработки (не требуется ехать к местному Кулибину), и легко входят в штатное гнездо отечественного автомобиля простой галогенной лампочки.
К тому же электроды и колба изготовленны на компании Филипс, а это значит, что ювелирная точность установки газоразрядной лампы гарантирована.
Пусковой ток данной совокупности запланирован на электрооборудование отечественных машин и не превышает 8А. К неспециализированному сведению увижу, что у иномарок пусковой ток образовывает порядка 14 — 15 Ампер, при запуске розжига газоразрядной лампы. А высоковольтных проводов у отечественной совокупности два.
На один подаётся + 12,5 киловольт при пуске, а на втором висит минус 12,5 киловольт. К сведению, у импортных ламп подаётся +25 киловольт при пуске и почва (минус).
Как мы знаем, что нагрузка на изоляцию провода возрастает при увеличении напряжения по квадратичному закону физики. Исходя из этого провода имеют изоляцию с запасом, а сам блок розжига залит силиконом, и как уверяет Питерский завод производитель, способен трудиться и при погружении вашей автомобили в воду.
А это значит, что водителю не требуется заморачиваться в отыскивании сухого места для его установки.
Легко монтируем в том направлении, где имеется свободное место по капотом. Ну и последнее — цена полного набора из двух ламп образовывает 400$. Я думаю она стоит адаптации и своего качества под отечественные автомобили, без всяких переделок посредством напильника. Уж в случае если вам хочется иметь на своём любимом автомобиле хороший свет, то пускай он будет настоящим и качественным.
Ну и ещё, для хорошей светоотдачи, полезно вернуть потускневшему пластиковому стеклу вашей автомобили первозданную прозрачность, посредством полировки фары. Как её верно сделать и посредством чего, рекомендую почитать об этом вот тут.
И в заключении желаю успокоить тех водителей, каковые не смогут себе позволить качественный и верный ксенон. Какая задача на данный момент стоит у инженеров всей земли? Утереть шнобель инопланетным цивилизациям в любой области техники, и это случится, поскольку мы многого не знаем, а в действительности электроника в собственном развитии на данный момент прыгает семимильными скачками.
И любой час появляется что то новое и более идеальное.
А ксенон — это уже старая разработка, которая изжила себя и понадобится нам в скором времени, разве что лишь в фонарике для освещения автомобили при поломке в дороге, да да и то не отправится, достаточно некомпактна.
на данный момент уже существуют ещё более продвинутые разработки полупроводникового жёсткого тела, другими словами малюсенькие светодиоды, излучающие свет нисколько не хуже ксеноновых газоразрядных ламп.
И для их свечения не нужен высоковольтный блок розжига, да и включаются такие фары мгновенно. Подробнее о них возможно почитать в данной маленькой статье.
А как отрегулировать верное направление света фары, дабы не ослеплять встречных водителей, возможно почитать вот в данной статье.
Так что не торопитесь с приобретением ксенона, поскольку не так долго осталось ждать покажутся в продаже светодиодные блоки, каковые светят не хуже ксенона. Да и по большому счету, сохраняю надежду не так долго осталось ждать наступит время, в то время, когда от маленькой пальчиковой батарейки возможно будет осветить всю землю. Не напрасно же шахтёры нашли в забойной шахте мелкую пальчиковую батарейку какой то цивилизации, на энергии которой современная подлодка, может сделать пара кругов около отечественного родного земного шарика.
Поживём заметим, а до тех пор пока приходится ограничиваться простыми фарами с галогеновыми и ксеноновыми лампами.