Силовая установка автомобиля снабжает передачу крутящего момента на трансмиссию, соответствующего тем либо иным оборотам коленчатого вала. КПП же изменяет крутящий момент в громадную либо меньшую сторону методом трансформации передаточных чисел собственных шестерен. Но для введения в зацепление требуемых шестеренок, коробка должна быть отсоединена от силовой установки, другими словами, для зацепления первичный вал коробки не должен принимать от маховика вращение.
Дабы краткосрочно отключать КПП от силовой установки, между ними в конструкцию авто включено сцепление.
В задачу данного элемента конструкции входит временное отключение коробки передач от силового агрегата, для введения определенных шестеренок в зацепление, в то время, когда производиться переключение передач. Кроме этого сцепление снабжает плавное начало передачи вращения при начале перемещения с места.
За базу действия сцепления забрана сила трения между различными по структуре материалами.
У машин употребляется трение между нажимным элементами – диском и металлическими маховиком, и фрикционами, каковые выполнены в виде накладок на ведомом диске.
Содержание статьи
1 Конструкция и принцип работы сцепления 2 Показатели неисправности сцепления 3 Замена сцепления 3.0.1 Видео:Лада Калина — замена сцепления
Конструкция и принцип работы сцепления
Конструктивно сцепление автомобиля складывается из двух дисков – ведомого и ведущего, и привода.
Ведущий диск складывается из кожуха диска – корзины, которой он жестко прикреплен к маховику. В этого кожуха размещен нажимной диск, что собственной поверхностью прижимается к фрикционным накладкам ведомого диска. В корзины данный диск может перемещаться. В конструкцию ведущего диска входят кроме этого пружины, коими поджимается нажимной диск к фрикционным накладкам.
Чтобы нажимной диск переместить в корзины, тем самым убрать прижимание его к ведомому диску, необходимо преодолеть упрочнение пружин. У грузовых авто для этого употребляются рычаги. У легковых же авто конструкция пара другая, потому, что употребляется пружина диафрагменного типа. Сделана она в виде усеченного конуса с усеченной вершиной. Пружина наружной кромкой прикреплена к нажимному диску, а сам конус пара выступает из кожуха.
Ближе к центру у этого конуса выштампованы лепестки, каковые и делают роль рычагов для выжима. При вдавливании этих лепестков вовнутрь, конус изгибается и отводит нажимной диск вовнутрь корзины.
Ведомый диск сделан в виде железного диска, на что с двух сторон приклеены либо приклепаны фрикционы (накладки). По центру у него расположена ступичная втулка со шлицами, причем соединена она с стальной часть подвижно через фрикционные шайбы и демпферные пружинки.
Данной шлицевой ступицей он надевается на первичный вал коробки.При начале поджимания ведомого диска нажимным к маховику, в то время, когда осуществляется начало подключения мотора к коробке, эти пружины сжимаются, снабжая плавность включения.
Фрикционные же пружины необходимы в конструкции диска для гашения крутильных колебаний.
Привод сцепления — это совокупность рычагов, выжимной выключения подшипник и вилка сцепления.
Трудится это все так. При отпущенной педали сцепления пружина диафрагменного типа, потому, что на нее ничего не воздействует, прижимает нажимным диском ведомый к маховику – вращение передается неизменно.
При выжимании педали, упрочнение водителя передается при помощи совокупности рычагов на вилку.
Вилка начинает давить на выжимной подшипник, размещенный на первичном валу КПП. Подшипник перемещается по валу и жмет на диафрагменную пружину, та уходит вглубь кожуха и поджимает нажимной диск, он отходит, перестает прижимать ведомый передача и диск вращения заканчивается, другими словами двигатель отсоединяется от коробки передач.
Показатели неисправности сцепления
Конструкция сцепления наподобие и несложна, но все же оно может выйти из строя. Самыми распространенными проблемами со сцеплением, каковые смогут привести в потребности его замены и разборки, являются:
Пробуксовка. Появляется эта неприятность при неправильно отрегулированном сцеплении, в то время, когда вольный движение фактически отсутствует и подшипник поджимает диафрагменную пружину.
В этом случае кроме того при всецело отпущенной педали сцепление остается мало выжатым и происходит проскальзывание дисков между собой. Если не устранить эту проблему, это может привести к тому, что железная часть ведомого диска из-за большой температуры может покоробиться, накладки скоро износятся и подгорят, вероятно их разрушение, и появление небольших трещин на маховике; Сцепление «ведет». Также неприятность появляется при неправильной регулировке.
Но сводится она к весьма громадному свободному ходу. В этом случае сцепление полностью не отжимает нажимной диск, вращение передается кроме того при полном выжиме педали. Это очень сильно отражается на дисках, они смогут покоробиться либо потрескаться, и может вывести из строя коробку передач;
Ветхий диск сцепления, который нуждается в замене
Рывки при трогании. Это сигнализирует о вероятном разрушении накладок диска, выскакивании с посадочных мест демпферных пружин. Как вариант, вероятно откалывание лепестков мембранной пружины, почему нажимной диск идет с перекосом, и заедание при перемещении ступицы диска по шлицам вала.
Повышенный шум при работе говорит о проблемах с выжимным подшипником;
Замена сцепления
Потом для примера заберём обстановку с возникновением рывков при начале перемещения на автомобиле ВАЗ-2108.
Это показывает на вероятное разрушение накладок ведомого диска и потребуется замена и разборка сцепления.
Для исполнения работ пригодиться:
Смотровая яма; Комплекты ключей; Правка, сделанная из ветхого приводного вала; Новые элементы сцепления;
Чтобы добраться до сцепления, на данном авто необходимо будет снимать коробку передач. Снимается она вниз, исходя из этого и пригодится яма.
По окончании постановки авто на яму, возможно приступать к разборке.
Необходимо будет отсоединить от картера сцепления троса, от коробки передач – тягу рычага КПП. Снимается с авто и стартер, с коробки сливается масло.
После этого откручиваются и снимаются приводные валы, наряду с этим хотя бы с одной стороны необходимо засунуть ветхий внутренний ШРУС на место вытянутого, дабы не случилось смещения шестерен в коробке.
Потом откручивается все крепление картера сцепления к двигателю.
Дабы возможно было снять КПП, с левой стороны автомобиля снимаются нижние рычаги подвески.
Видео:Лада Калина — замена сцепления
Двигатель необходимо будет вывесить, потому, что нужно будет откручивать заднюю и левую его опоры.
Затем поддерживая коробку, между силовой установкой и картером сцепления загоняется отвертка и медлено ею КПП вместе с картером сцепления снимается со шпилек.
Сняв КПП, возьмём доступ к сцеплению.
Перед снятием корзины на место первичного вала КПП вставляется заблаговременно подготовленная правка.
Потом откручиваются болты крепления корзины сцепления и ведущий диск снимается с авто. Затем возможно снять и ведомый диск. Сняв их, не следует забывать и о выжимном подшипнике, что был снят вместе с КПП.
После этого производиться визуальная оценка состояния элементов сцепления.
При обнаружении хоть мельчайших повреждений конструкции частей сцепления в обязательном порядке производиться замена сцепления авто.
Установка нового сцепления производится в обратной последовательности. Принципиально важно не забыть применять правку, в противном случае отцентрировать положение ведомого диска без нее будет нереально и в будущем это выльется в неприятности с установкой коробки передач на место.
Установив сцепление, приступают к сборке авто обратно.