Система охлаждения – одна из важнейших составляющих современного двигателя внутреннего сгорания. Почти все автомобили имеют комбинированное охлаждение. Это означает то, что отвод тепла от цилиндров производится при помощи жидкости, которая поступает в радиатор, обдуваемый встречным потоком воздуха.
Если температура слишком высокая, то в работу включается электрический вентилятор, принудительно охлаждающий радиатор воздухом. Поэтому и название системы не жидкостная, а комбинированная. Но есть один нюанс – большую часть работы по поддержанию рабочей температуры выполняет антифриз (или тосол). Поэтому жидкость в системе требуется своевременно заменять, не дожидаясь момента, когда все присадки, необходимые для нормальной работы, испарятся.
Содержание
1 Как часто менять охлаждающую жидкость 2 Как правильно слить охлаждающую жидкость 3 Проведение промывки 4 Заправка системы охлаждающей жидкостью
Как часто менять охлаждающую жидкость
Чтобы полностью слить антифриз из двигателя нужно открутить пробку на блоке
Производится замена охлаждающей жидкости примерно один раз в три года. При условии, что пробег у автомобиля небольшой. В противном случае замену следует делать каждые 60 тыс. км. пробега.
Если продолжать использовать жидкость, которая отработала свой ресурс, то есть риск навредить всей системе. Стоит отметить, что пришедший в негодность антифриз имеет низкий резерв щелочности. А именно по этому параметру определяется количество и качество присадок.
И чем ниже он, тем пагубнее жидкость влияет на систему.
Но замена может проводиться и внепланово. Узлы и агрегаты не вечны и они выходят из строя.
Чаще всего трескаются от старости патрубки, заклинивает термостат, разбивается подшипник помпы. Реже дают течь радиаторы или расширительный бачок, а также прокладка в ГБЦ. Все эти поломки приводят к тому, что антифриз постепенно уходит. И если при повреждении радиатора печки он будет выливаться на коврик под ногами, то при повреждении прокладки в ГБЦ антифриз уйдет в цилиндры.
Оттуда может попасть как в систему выхлопа отработанных газов, так и в систему смазки.
Как правильно слить охлаждающую жидкость
Слив антифриза через сливное отверстие радиатора
В идеале охлаждающая жидкость должна иметь едва прозрачный однородный синий или зеленый цвет (бывает также красный и оранжевый). Если у вас в бачке жидкость коричневатого цвета, возможно с примесью ржавчины, то немедленно сливайте ее и проводите очистку всей системы.
Подготовьте заранее емкость, в которую сольете отработку. Выливать на землю не рекомендуется. На современных автомобилях используется герметичная система охлаждения. Производится замена антифриза через горловину в расширительном бачке. В некоторых автомобилях заливная горловина находится на радиаторе.
Никогда слив тосола не проводите на горячем двигателе, выждите некоторое время, дав ему остыть. Иначе можно обвариться кипятком. Обязательно нужно открывать кран печки (если он есть). Предусмотрено два сливных отверстия:
на блоке двигателя; на радиаторе.
Сначала устанавливаете под радиатор емкость и руками выкручиваете заглушку. В случае если система герметичная, вам придется проводить регулировку напора крышкой на расширительном бачке. Как только опустошили радиатор, устанавливаете емкость под вторым сливным отверстием.
Выкручиваете заглушку и избавляетесь от всех остатков. Если нет отверстий для слива, то можно просто снять с радиатора охлаждения нижний патрубок. Теперь настало время для очистки системы.
Проведение промывки
Для промывки системы охлаждение лучше всего использовать специальные средства
Процедуру эту проводить обязательно, чтобы избавиться от накипи, перед тем как заменить антифриз в системе. Самым простым считается способ, в котором используется вода.
Конечно, она должна быть чистой, а в идеале дистиллированной. Главное условие – это малое количество солей. Суть процедуры заключается в том, что вода заливается вместо антифриза и двигатель работает с ней минут десять.
Затем сливаете эту воду и заливаете чистую. Необходимо повторить процедуру 2-3 раза, чтобы был положительный эффект. При наличии ржавчины и накипи можно добавить немного уксуса.
Но уксус может навредить резиновым деталям, поэтому с ним нужно быть аккуратным. Намного эффективнее и безопаснее специальные жидкости, которые можно купить в любом магазине. Заливаете ее вместо антифриза и заводите двигатель. 10-15 минут дайте проработать и можно глушить.
Перед процедурой обязательно прочитайте инструкцию, ведь в ней указано, какое время жидкость для промывки должна находиться в системе. Далее сливаете отработку и заливаете новую жидкость, повторяя всю процедуру.
Заправка системы охлаждающей жидкостью
Новую охлаждающую жидкость чаще всего заливают прямо в расширительный бачок
На данном этапе никаких сложностей не должно возникнуть, так как процедура очень простая.
Не забудьте только во все сливные отверстия закрутить заглушки. А если снимали патрубки, то установите их на место. Кран печки должен быть открытым, а патрубок с блока дросселя снят. Начинайте медленно заливать тосол в заливную горловину. Остановитесь только тогда, когда из трубки, идущей к дроссельной заслонке, пойдет ОЖ.
Теперь можно шланг этот установить на свое место и продолжить заправку. Уровень в бачке держите между отметками Min и Max.
Теперь настало время избавиться от воздушных пробок, так как заменить охлаждающую жидкость без этого не получится. Для владельцев герметичной системы с этим проблем не будет, так как ОЖ находится под давлением и пробки уходят сами.
Достаточно только дать двигателю прогреться до рабочей температуры. В негерметичной системе придется обжимать ладонью патрубки, прокачивая жидкость и заставляя пробки (если таковые имеются) подниматься вверх. Можете даже поставить свой автомобиль в горку, чтобы передняя его часть была выше задней.
Пара минут работы в таком положении и никаких пробок воздуха не будет.