Гирокар— в серию?: Гибрид
- В С-1 По макету сложно делать выводы, как комфортно себя ощущает пассажир Технические параметры С-1 разрешают классифицировать его как мотоцикл Ford Gyron 1961 года — не гирокар, а полноразмерный демомакет. Стабилизатора в нем не было
председатель совета директоров Lit Motors Дэниел Ким постоянно любил транспорт. «Техника начинается по Дарвину, — говорит он. — Действует такой же естественный отбор, как и в живой природе. Сильный ест не сильный, одни разновидности выживают, другие исчезают».
Он объездил полмира, изучая транспортные средства, передвигаясь на «Синкансенах» и велорикшах, — чтобы выяснить, чего в технической «экосреде» не достаточно. В 2003 году Ким возвратился в Штаты и основал Lit Motors, задавшись целью выстроить совершенный Спорт Utility Vehicle.
Сложно сообщить, как у него получаются SUV’ы, но в 2011 году Ким показал миру C-1, названный «первым гироскопически стабилизируемым смартфоном на колесах». Действительно, слово «первый» — это преувеличение.
Что такое гирокар
Некогда мы писали об однорельсовых гировагонах Луи Бреннана («ПМ» №6’2009), где детально осветили принцип работы гиростабилизатора, среди них и установленного на легендарном гиромобиле графа Петра Петровича Шиловского, выстроенном на заводе Wolseley в 1914 году. Дабы не заставлять читателя поднимать архивы, коротко повторим ключевые принципы.
Гироскоп — это устройство, трудящееся по принципу юлы (правильнее, напротив, юла трудится по принципу гироскопа). В то время, когда маховик гироскопа вращается в некой плоскости, а мы пробуем переместить его в плоскости, перпендикулярной указанной, гироскоп будет «сопротивляться» упрочнению, восстанавливая исходное положение оси вращения.
Гироскоп, установленный на гирокаре Шиловского, применял для стабилизации 600-килограммовый маховик диаметром около метра. Были совершены испытания: пара взрослых мужчин так и не смогли опрокинуть гирокар — его устойчивость была существенно лучше устойчивости обычных четырехколесных автомобилей. Но с отключённым двигателем гирокар заваливался набок (для стоянки выдвигались боковые колесики) — и это было значительным техническим недочётом.
Колесо истории
Про гирокар Шиловского мы писали достаточно детально. Но между ним и конструкцией Кима имел место некоторый эволюционный последовательность. Гирокар Шиловского закончил собственный существование печальным образом.
По бюрократическому недосмотру во второй половине 40-ых годов XX века он был признан не имеющим ценности экспонатом, изъят из музея Wolseley и разрезан на металл. Но еще до того, во второй половине 20-ых годов XX века, был выстроен второй гирокар — в этом случае пионером гироскопической техники Луи Бреннаном.
В случае если над одноколейными железными дорогами австралиец трудился без шуток, то гирокар стал его поздней игрушкой. В то время Бреннану было уже 77 лет. Пожилой инженер желал заручиться денежной помощью армии, но в итоге был должен искать спонсоров на «гражданке», так как ни австралийские, ни британские, ни американские армейские уникальной идеей не заинтересовались и преимуществ в ней не заметили.
Под передними сиденьями гирокара Бреннана размешались два гироскопа, вращающихся навстречу друг другу; они раскручивались до 3500 об/мин от 24-вольтовых электромоторов. Бреннан исправил кое-какие недочеты Шиловского: шофер имел возможность отключить двигатель и уйти — поддерживающие ролики выдвигались машинально, и только позже двигатель самостоятельно прекращал работу.
По окончании разочарования в военных ведомствах Бреннан демонстрировал гирокар начальникам компаний «Остин», «Моррис», «Ровер», но никто не желал вкладывать средства в малопонятную разработку, не имеющую явственных преимуществ. В первой половине 30-ых годов двадцатого века Бреннан погиб под колесами автомобиля (не гирокара — в полной мере простого), а его машина была разобрана.
Существовал и еще один действующий гирокар — Gyro-X, показавшийся «в металле» во второй половине 60-ых годов XX века. Над ним трудилась весьма сильная команда: создал гироскоп признанный авторитет в данной области Томас Саммерс, а кузов нарисовал великий и страшный Алекс Тримулис, икона американского автодизайна.
Создатели планировали целое семейство гирокаров — от домашних машин до военных тягачей, а показать совокупность решили на примере спорткара. Их работа была продолжением созданного пятью годами ранее проекта гировагона изобретателей Гарри Феррейры, Луиса и Эрнеста Суинни.
Gyro-X был мелким и замечательно управляемым. Его аэродинамические качества были намного лучше, чем у мотоциклов и спортивных автомобилей того времени, а на крутых поворотах круглых треков он, не теряя скорости, поддерживал вертикальное положение.
В отличие от предшественников, Gyro-X имел весьма легкий маховик, всего 12 кг, но это компенсировалось скоростью его вращения (6000 об/мин). Инерции хватало на то, дабы поддерживать машину в вертикальном положении в течение чуть ли не получаса по окончании остановки двигателя.
Минусом была сложность пуска Gyro-X: для раскрутки гироскопа требовалось около трех мин.. В любом случае рекламную войну Саммерс и Тримулис проиграли. Демонстрации ни к чему не привели, и превосходная машина канула в Лету.
Больше трудившихся дорожных гирокаров в хорошем понимании термина не существовало. Действительно, в различное время оказались конструкции-«близкие» и имитаторы по духу совокупности.
К примеру, на многих снимках запечатлен Ford Gyron 1961 года — но это только полноразмерный макет, шоу-кар без гироскопа и двигателя. Стоит еще добавить, что эксперты американского университета National немного Engineering Center создали и показали гироробот-моноцикл Gyrover — в виде громадного колеса.
Теоретически его возможно применять, к примеру, для перемещения по лунной поверхности. В различное время было запатентовано, а иногда и произведено в виде макетов около двух десятков разных гирокаров, но «в металле» они воплощения не взяли.
Lit Motors
Преимущества гироскопической совокупности в какой-то мере «взаимокомпенсируются» ее недочётами. На железной дороге одним из наиболее значимых плюсов есть уменьшение собственной цене дорог — приблизительно вдвое.
Помимо этого, гиропоезд предъявляет намного меньшие требования к качеству дороги. Но для гирокаров строить особые дороги не требуется, и сэкономить на постройке не окажется. Соответственно, все собственные преимущества гирокар обязан показать независимо от дороги, так сообщить, самостоятельно.
Дэниел Ким заключил , что «дарвиновский отбор» несправедливо обошелся с гироскопическим транспортом, и что недочёты гирокаров не мешают сделать еще одну попытку. Соответственно, наиболее значимым причиной при разработке модели C-1 было большое применение преимуществ гироскопа.
Прежде всего, два колеса в линию разрешают сделать гирокар сколь угодно узким — как мотоцикл. Из трех предшественников Кима этим воспользовался лишь Алекс Тримулис при создании Gyro-X.
Ким же отправился еще дальше и спроектировал машину, ничем, не считая гироскопа, не отличающуюся от мотоцикла. Его Lit C-1 узкий, он может тихо преодолевать пробки, проезжая между полос.
Наряду с этим он очень сильно побеждает у мотоцикла в устойчивости и может преодолевать повороты на намного большей скорости практически без наклона кузова. Кстати, именно на прохождение поворотов Ким обратил особое внимание. Дабы избежать неточностей предшественников, он обеспечил маховикам дополнительную степень свободы, разместив их на подвижной подвесной раме, контролируемой электроникой.
Маховиков в C-1 два, они маленькие и имеют высокую скорость вращения (привет Тому Саммерсу). Действительно, правильные цифры Lit Motors до тех пор пока держит в секрете, что наводит на определенные сомнения. Оглашается лишь развиваемый суммарный крутящий момент — 1950 кг/м.
К слову, в какой-то мере Ким применял в C-1 принцип легендарных швейцарских гиробусов — автобусов, движущихся за счет энергии вращающегося маховика. Само собой разумеется, в перемещение С-1 приводится электродвигателем (правильнее, двумя мотор-колесами неспециализированной мощностью 40 кВт), но его маховики все-таки делают задачу накопления энергии, излишки которой отдают через посредство генератора в бортовую сеть автомобили.
С-1 задуман только как муниципальный автомобиль (либо, скорее, мотоцикл). Гирокар запланирован на одного человека, компактен, способен «продираться» через плотный трафик, эргономичен в управлении и, что особенно принципиально важно, не причиняет вреда окружающей среде.
Сзади водительского сидения предусмотрено дополнительное (достаточно узкое) пространство, где возможно положить какой-то багаж либо посадить товарища. Но, представленный разработчиками скетч наводит на идея, что пассажиру будет не слишком-то комфортно, не смотря на то, что мотоцикл и позиционируется как двухместный.
Согласно расчетам, одного заряда литиевых аккумуляторная батарей должно хватать приблизительно на 300 км пробега (правильнее, от 240 до 350), что для муниципальных условий даже больше чем нужно; зарядка занимает от 4 до 6 часов. Большая заявленная скорость концепт-кара — 190 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч — за 6 секунд.
Безопасность водителя гарантируется не только «непереворачиваемостью» C-1, вместе с тем системой подушек и обязательными ремнями безопасности. Что касается электронных «примочек», то создатели заявляют о возможности заводить C-1 со смартфона (да и по большому счету гирокар будет, выражаясь рекламными словами самого Дэниела, fully кожный покров with your phone!).
Климат-контроль и аудиосистема в наборе; кроме этого в С-1 будут наличествовать элементы «умного» автомобиля: анализ информации о погоде, пробках и т. д., выводы о скорости движения и наилучшем маршруте. Но, но, практически все современные машины такое могут.
У Lit Motors надежды и большие планы. Сейчас имеется полноразмерный макет гирокара, уже засветившийся в рекламном ролике, и совокупность стабилизации, испытанная на стенде и на модели в половину величины байка.
Параллельно разрабатывается еще одна модель мини-байка — Cargo Scooter, эргономичный мотороллер, к примеру, для курьера либо развозчика пиццы. Будут ли на нем устанавливаться гироскопы, еще не решено.
Весьма интересно то, что С-1 уже возможно предзаказать на сайте Lit Motors, покинув задаток $250. Для вождения гирокара пригодятся мотоциклетные права; на выбор предоставляется пара видов аккумуляторная батарей.
В общем, в разработку Lit Motors хочется верить. Пожалуй, это самый удобный с виду муниципальный мотоконцепт из всех, оказавшихся сейчас. И самый стабильный и надёжный.
Создатели утверждают, что с началом серийного производства стоить он будет не более $16 000, но мы-то знаем, что предварительные заявления частенько расходятся с делом (особенно в то время, когда вопрос касается поставок в Россию). Однако в представленном виде гирокар наконец-то может стать действительностью. Шиловский, Бреннан и Тримулис смогут дремать тихо.
минусы и Плюсы гирокаров
Преимущества:
1. Высокая устойчивость. Простой автомобиль может «лечь на бок», к примеру, при сильном заносе, для опрокидывания же гирокара необходимо приложить многократно более важные упрочнения. Это существенно повышает уровень безопасности.
2. Лучшие аэродинамические качества, меньшее сопротивление среды. Гирокар возможно делать сколь угодно узким (само собой разумеется, не в ущерб комфорту), варьируя конфигурации кузова в более широких пределах, нежели для четырехколесной автомобили. Это свойство кроме этого содействует созданию компактной автомобили для мегаполиса.
3. Так как устойчивость гирокара в меньшей степени зависит от количества и расположения его колес и тем более формы кузова, дизайнерские изыски при разработке аналогичных автомобилей не ограничены фактически ничем, не считая необходимости где-то разместить гироскоп, двигатель и пассажиров.
4. Возможность применения маховиков не только для поддержания равновесия, но и для выработки дополнительной энергии, к примеру, для бортовых совокупностей автомобиля.
Недочёты:
1. Более сложная конструкция. Необходимость поддерживать равновесие требует целого комплекта дополнительных устройств, приборов и механизмов- гироскопа, стабилизатора, выдвижных поддерживающих роликов для долгой стоянки и т. д. Причем большинство дополнительных устройств не «украшения», а крайне важные узлы, отказ которых может привести к полному выходу автомобиля из строя. Причем на ходу.
2. Исходя из первого пункта, намного более большая цена. Сейчас данный фактор может стать решающим для окончательного отказа от идеи гирокара.
3. «Узкая специализация» гирокаров. На их базе не имеет смысла строить домашние машины, грузопассажирские транспортные средства либо внедорожники. Гироскопическая совокупность имеет суть лишь на компактных автомобилях для города либо, к примеру, на автомобилях и спортивных мотоциклах.
Терминология
В русской терминологии гирокары частенько путают с гиробусами (либо «махомобилями»). В случае если направляться определению, то гирокар — это гиростабилизированная машина, другими словами маховик гироскопа помогает только для поддержания равновесия.
Гиробус — это транспортное средство с маховичным двигателем (гироскопа как такового на гиробусе нет вовсе): движется за счет энергии, накапливаемой маховиком. Схожесть терминов разъясняется историческими событиями.
Гирокары показались существенно раньше гиробусов и была названи в соответствии с логическими правилами словообразования (gyro — от «гироскоп», car — автомобиль). Первым же транспортным средством, на котором отрабатывалась концепция маховичного двигателя, стал автобус, а не автомобиль , причем разработка велась не в английской стране (в Швейцарии). Исходя из этого вместо логичного «flywheel car» («махокар») концепт стал называться «гиробус».
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№114, апрель 2012).
Взор в концепты — и будущее новинки Женевского автосалона
Записи по принципу Рандом:
- 651: Легендарный коммунистический автобус
- Lamborghini немного открыла завесу тайны над парижской новинкой
- Поглотители ударов: для битья
- Какими будут машины в2020 году?
- 50-Килограммовый гибрид идругие машины будущего
- Под газом: вспрысни закись себе вцилиндры
самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:
-
Гибридный ванкель: роторный гибрид
Гибридный Ванкель: Роторный гибрид Колыбель инноваций Новый технический центр Audi обошелся компании в ¤120 млн. Он собрал под одной крышей все…
-
Вождение вслепую: Гибрид Схема датчиков контроля окружающей обстановки Ford Focus на данный момент Новый Ford Focus способен осуществлять контроль окружающее пространство во…
-
Гибрид kia niro взял украинские ценники
Гибрид Kia Niro взял украинские ценники В Украине заявлены первые цены субкомпаткного кроссовера Kia Niro. Начиная с 19 декабря официальные дилеры…
-
50-Килограммовый гибрид идругие машины будущего
50-килограммовый гибрид идругие машины будущего Электромобиль Link Go французской компании AKKA Technologies воплощает все отечественные представления о…
-
Люкс сприставкой эко: Гибрид Коэффициент лобового сопротивления Lexus CT 200H образовывает всего 0,28 — хороший показатель для компактного хетчбэка. Форма…
-
Hyundai встроила электромотор в трансмиссию гибридов
Hyundai встроила электромотор в трансмиссию гибридов Южнокорейская компания Hyundai Motor представила на Интернациональной конференции по силовым агрегатам…
-
Тест-драйв гибрида porsche 918 spyder
Тест-драйв гибрида Porsche 918 Spyder Киловатты на вес золота Концепт-кар Porsche 918, выстроенный на базе гоночного RS Spyder, был представлен публике…