Гидроусилитель руля (ГУР) считается крайне полезной опцией любой современной автомобили, главная задача которого — это значительное уменьшение упрочнения при повороте водителем рулевого колеса. От этого возрастает удобство управления машиной (особенно при парковке), значительно уменьшается утомляемость водителя, поскольку не требуется прилагать громадное упрочнение для поворота руля (особенно на громадных автомобилях). В данной статье мы разглядим принцип работы гидравлического усилителя, на что обратить внимание при его проверке, при приобретении автомобиля с ним, его техобслуживание и как продолжить ресурс ГУРа.
Не считая собственной главной функции — облегчения поворота руля, гидравлический (либо электрический) усилитель руля повышает манёвренность автомобиля, поскольку он разрешает уменьшить прилагаемое упрочнение к рулевому колесу, соответственно передаточное отношение зубчатой передачи рулевого механизма возможно уменьшить. От этого количество полных оборотов руля (от упора до упора) значительно уменьшается, соответственно увеличивается манёвренность автомобили.
Помимо этого ГУР разрешает смягчить вибрацию на руле от неровностей дороги, снижая этим утомляемость водителей (особенно дам), да и при неожиданном проколе колеса либо разрыве шины, усилитель окажет помощь удержать руль в прямолинейном направлении.
А также в случае если ГУР в то время, когда нибудь и выйдет из строя, то управляемость автомобиля сохранится, и возможно будет доехать к себе либо до автосервиса своим ходом (не смотря на то, что и крутить руль будет тяжелее).
Любому водителю полезно знать из чего состоит гидроусилитель, дабы было легче его обслуживать и распознать неисправность того либо иного узла. А дабы отсрочить неисправности ГУРа и его гидравлического насоса, направляться систематично поменять рабочую жидкость свежей, с промежутком замены, рекомендованным заводом изготовителем.
Подробнее о замене жидкости в ГУРе возможно почитать вот тут.
Из чего состоит гидроусилитель руля.
Гидроусилитель руля имеет несколько узлов, любой из которых серьёзен:
гидравлический насос — главная функция которого, это прокачка (циркуляция) особого масла по совокупности и создание нужного давления этого масла. Насосы бывают, роторные, поршневые, пластинчатые (у последнего, которого ещё именуют шиберным, при хорошем КПД меньше чувствительность к износу). Насос крепится в большинстве случаев на моторе и привод его шкива осуществляется клиновым ремнём от шкива коленвала двигателя.
При вращении шкива насоса, он создаёт нужное давление масла (приблизительно 50 — 100 бар), которое поступает по трубопроводам в золотниковый распределитель. Распределитель — его задача отслеживать упрочнение на рулевом колесе и дозируя давление масла, направлять его в нужную полость гидроцилиндра (за поршнем либо перед ним) и тем самым помогать поворачивать управляемые колёса автомобили. Дабы отследить упрочнение на рулевом колесе (баранке) применяют следящее устройство — чаще применяют торсион. Торсион при повороте баранки закручивается в ту либо иную сторону, и чем посильнее поворот руля, тем посильнее закручивается торсион.
В то время, когда автомобиль едет строго прямо, то торсион не закручен и сейчас перекрыты дозирующие каналы распределителя, а сливные каналы открыты, и масло обратно в масляный бачок. В то время, когда торсион закручивается в какую то сторону, то золотник распределителя перемещается и открывает соответствующие каналы (и перекрывает сливные каналы) и направляет масло под давлением в аккуратные механизмы, причём с нужной стороны поршня. Главным аккуратным механизмом есть поршень и гидроцилиндр в нём.
Гидроцилиндр — его задача преобразовать давление масла в поступательное перемещение поршня, что от давления на него масла (с тои либо другой стороны поршня — это зависит от того, куда необходимо развернуть и какой канал открыт) давит на шток, а шток через совокупность рычагов поворачивает колёса автомобили. Гидроцилиндр в большинстве случаев установлен в рулевом механизме.
По большому счету размещение аккуратных механизмов и перемещение их от давления масла на поршень, зависит от устройства рулевого управления. К примеру в более ветхой червячной совокупности, давление масла подаётся за поршень либо перед ним (в зависимости куда необходимо развернуть — вправо либо влево) и оказывает помощь перемещаться поршню на протяжении рулевого вала.
В реечном рулевом механизме масло подаётся под давлением в цилиндр связанный с зубчатой рейкой, с тои либо второй стороны поршня, а поршень оказывает помощь перемещаться зубчатой рейке вправо либо влево.
В то время, когда рулевое колесо развёрнуто до упора (вправо либо влево), то сейчас раскрываются особые предохранительные клапаны, каковые тут же сбрасывают давление масла. Этим предотвращается поломка подробностей аккуратных механизмов гидроусилителя, и выдавливания уплотнений.
Имеются ещё дополнительные механизмы, осуществляющие контроль лёгкость поворота колёс, другими словами силу трения шины с поверхностью дороги при повороте колёс. Так как на сухом асфальте развернуть руль тяжелее, чем на снегу либо льду.
И вот эти дополнительные механизмы, разрешают водителю ощутить эту отличие в трении покрышек колёс, на различном покрытии, дабы не утратить эмоции поверхности дороги. Это принципиально важно для надёжного перемещения.
Дополнительные механизмы — это совокупность реактивных шайб (cм. рисунок ниже), разных плунжерных пар либо камер, каковые зависят от конструкции ГУРа, и у различных автомобилей они смогут различаться. Принцип работы этих механизмов не так уж сложен: чем лучше сцепление покрышек с дорогой и тяжелее поворачивать руль, тем выше давление в распределителе и в гидроцилиндре.
И наряду с этим реактивная шайба (их возможно пара) уже с увеличенным упрочнением пробует вернуть золотник обратно и открыть сливной канал.
Наряду с этим давление масла падает и поворот руля делается тяжелее, чем на скользком покрытии. Так шофер ощущает изменяющееся упрочнение на руле, которое зависит от сцепления колёс с дорогой, что разрешает ощущать дорогу так же как и на автомобилях без гидроусилителя.
Дополнительные механизмы ГУРа делают ещё одну нужную функцию. К примеру вы движетесь на высокой скорости, и какое то из колёс автомобили наезжает на холмик на дороге (либо камень). Неожиданное препятствие воздействует на колесо и пробует его развернуть, что на скорости нежелательно.
Упрочнение от стремящегося развернуть в сторону колеса, передается по рулевой тяге к корпусу распределителя, что также смещается в сторону (относительно золотника) и мгновенно перекрывает сливной канал, так повышая давление масла. Масло начинает поступать и давить на поршень в противоположном направлении, не позволяя повернуться колесу от действия камня, либо иного препятствия.
Всё срабатывает скоро и на автомате, и без того как движение золотника весьма мелкий (в пределах одного миллиметра), то колесо автомобили фактически не поменяет собственного перемещения, а вдруг и поменяет на мизерное расстояние, то мгновенно возвратится в начальное положение. Увод автомобиля в сторону от прямолинейного перемещения исключён.
Бачок для масла в большинстве случаев установлен прямо на насосе (но может находиться раздельно и соединяться шлангами) и является ёмкостью для хранения масла и слива его обратно. В бачке установлен фильтр очистки масла, что необходимо иногда чистить. либо поменять (зависит от конструкции). В крышке бачка расположен щуп, благодаря которому возможно иногда осуществлять контроль нужный уровень масла в бачке (по меткам на щупе). Трубопроводы подачи масла — они снабжают перемещение масла (циркуляцию) по гидравлической совокупности ГУРа и бывают большого давления (металлические трубки), каковые соединяют гидроцилиндр с распределителем и насосом, и трубопроводы низкого давления (резиновые шланги) каковые соединяют бачок и распределитель, для слива масла обратно.
Шланги низкого давления ещё смогут соединять бачок с маслом и сам насос (в случае если бачок установлен раздельно от насоса). Ну и ещё одна серьёзная подробность гидроусилителя самых современных машин — это электронный блок управления. Главная задача для того чтобы блока, это отслеживание скорости перемещения автомобили (в большинстве случаев связан с электронным спидометром) и не позволить водителю через чур быстро вильнуть рулём на громадной скорости.
Это значительно повышает безопасность перемещения. Электроника мгновенно даёт команду аккуратным механизмам (в случае если постараться быстро дёрнуть руль) и те со своей стороны трудятся подобно той совокупности, которую я обрисовал выше, на примере попадания камня под колесо (см. работа дополнительных механизмов).
Своевременное техобслуживание ГУРа и верная эксплуатация — разрешит расширить его ресурс.
Самое простой и первое воздействие водителя — это проверка посредством щупа и доливка масла, той маркировки, какую рекомендует завод изготовитель. В случае если уровень масла через чур скоро понижается, значит направляться найти и устранить место утечки (об этом в разделе ремонт).
В противном случае нужный уровень масла легко прозевать и от этого насос, да и другие узлы выйдут из строя. Смотреть за натяжкой ремня, ликвидировать его проскальзывание и при наличии трещин, потёртостей, расслоений, вовремя заменять новым. Раз в два года поменять масло в совокупности (и фильтр), а если оно помутнело либо поменяло собственный цвет, то раньше.
При минусовой температуре окружающего воздуха, не делайте сходу резких перемещений рулём, пока масло и система не прогреется (насосу необходимо поработать мин. пять, а в сильный холод может и больше). Старайтесь не задерживать руль в крайних положениях, кроме того на пара секунд ( нужно не более 4 секунд, в противном случае перегреете масло и систему). При неработающем насосе, не нужно ездить продолжительно, а лишь только добраться до места ремонта и по возможности как возможно стремительнее вернуть работоспособность насоса.
В противном случае вы угробите другие детали и распределитель рулевой совокупности, каковые не вычислены на эксплуатацию с неработающим насосом.
Как проверить гидроусилитель руля при приобретении автомобиля.
Крайне важно ещё при покупке автомобиля удостовериться в обычном состоянии ГУРа. По большому счету то светло и новичку, что при нормально трудящемся усилителе руля, и при трудящемся двигателе автомобиля, упрочнение на рулевом колесе должно быть ощутимо легче, чем при заглушенном моторе. Но однако также главного правила, имеется ещё кое-какие нюансы, каковые принципиально важно учесть при проверке ГУРа любой автомобили.
Для начала рекомендую открыть капот автомобиля и пристально осмотреть его привод и насос, конечно рулевой механизм, на наличие утечки масла. Особенно пристально осмотрите места выхода любых валов (к примеру в том месте где насажен шкив на вал насоса) — в этих местах довольно часто выходят из строя масло и сальники выходит наружу (потёков масла быть не должно).
Ещё полезно (при неработающем двигателе) взяться руками за шкив насоса и постараться покачать его руками из стороны в сторону. Кроме того минимального люфта быть не должно, в противном случае в недалеком будущем необходимо будет заморачиваться с заменой подшипников.
Открутив крышку бачка, обратите внимание на необходимый уровень масла (по меткам на щупе). В случае если уровень занижен, то наверняка где то вероятна утечка масла. Потом капните со щупа масло на страницу белой бумаги — масло должно быть полностью прозрачным и без показателей грязи либо продуктов износа.
Обратите внимание и на верный цвет масла (в большинстве случаев красный либо жёлтый) масло не должно быть коричневого, серого, а тем более тёмного оттенка. Не чистый цвет масла говорит о перегреве совокупности, а наличие грязи, примесей либо продуктов износа, говорит о износе подробностей ремонт — и гидравлики неизбежен.
Потом осмотрите ремень на наличие трещин, разрывов, расслоений, потёртостей. И не смотря на то, что изношенный ремень стоит дешево и его не тяжело заменить новым, но он может очень многое поведать. К примеру наличие потёртостей говорит о его пробуксовке, а наличие трещин подтверждает тот факт, что автомобиль имеет не небольшой возраст.
Не смотря на то, что ремень может потрескаться кроме того в то время, когда машина продолжительно стоит в гараже, исходя из этого пробег по трещинам выяснить невозможно (как выяснить настоящий пробег автомобили читаем вот тут).
Сделав диагностику как написано выше, сейчас возможно завести двигатель и проверить работу гидравлической совокупности ГУРа. Начните крутить баранку вправо влево до упора, наряду с этим не должно чувствоваться никаких рывков, стуков либо заеданий, и не должно быть слышно кроме того лёгкого шума, а ремень не должен пробуксовывать (кроме того при крайнем положении баранки).
При вращении руля, если вы почувствуете, что он начинает легко вращаться лишь при увеличении оборотов двигателя автомобили, а при малых (холостых) оборотах вращение руля делается тяжелее, то наверняка изношены подробности гидравлического насоса.
В случае если в машине имеется кондиционер, то включите его и повторите диагностику рулём.
При трудящемся кондиционере (климат контроле), при любом положении руля так же не должно исходить никаких посторонних звуков, а руль обязан легко и без заеданий вращаться от упора до упора. Если вы почувствуете кроме того лёгкие заедания руля, толчки, стуки, то наверняка потребуется ремонт ли замена ГУРа, а это не дёшево (особенно на дорогих иномарках), исходя из этого от таковой автомобили направляться отказаться и поискать другую.
Ремонт гидроусилителя.
Ремонт гидроусилителя в большинстве случаев удачен на иномарках, поскольку импортный новый ГУР достаточно дорогое наслаждение. Для отечественных автомобилей, значительно чаще несложнее заменить его новым, чем заморачиваться с ремонтом, не смотря на то, что смотря какая подробность полетела.
По большому счету ремонт ГУРа на различных моделях отличается, в зависимости от модели и конструкции, и обрисовать его в одной статье не так то легко. К тому же смогут быть такие поломки, каковые требуют квалифицированного персонала, и качественного инструмента. Исходя из этого водителям и начинающим ремонтникам не следует заморачиваться с ремонтом. Хотя здесь также вопрос спорный.
Люди, каковые владеют нужными слесарными навыками (так именуемые «люди с руками») в полной мере способны разобрать тот же насос самостоятельно и произвести таковой очевидный ремонт, как замена изношенных подшипников и сальников. Подшипники насоса, в большинстве случаев скоро изнашиваются от чрезмерной натяжки ремня привода. Кстати, дабы ресурс подшипников был большим, натяжку ремня направляться контролировать особым инструментом, о котором нужно почитать вот тут.
Изношенный сальник легко обнаруживается по утечкам масла, а изношенный подшипник выявляется по прекрасно ощутимому люфту вала, что висит на этих подшипниках. И стянуть убитый подшипник с вала (либо выпрессовать из корпуса) и запрессовать новый подшипник (и сальник также), для рукастых мастеров будет очень просто.
Подробнее о диагностике и ремонте насоса гидроусилителя возможно почитать вот в данной статье.
Довольно часто утечка масла (утрата давления) происходит в месте подсоединения масляного трубопровода, и это также легко выявляется по потёкам масла. Конечно все течи направляться устранить заменой уплотнительных колец, либо притиркой сопряжений (в месте прилегания конуса трубки, либо заменой трубки).
Распознать изношенные подробности в гидравлике сложнее (к примеру нужна проверка нужного давления), да и ремонт тут сложнее. Так как отремонтировать неравномерно изношенный гидроцилиндр либо его поршень, мало кто возьмётся — несложнее заменить такие подробности новыми, в случае если само собой разумеется они имеется в продаже.
Исходя из этого возможно ли отремонтировать самостоятельно ГУР у себя в гараже вопрос спорный, поскольку всё зависит от сложности поломки (износа) того либо иного узла гидравлической совокупности, наличия запчастей и мастерства ремонтника в продаже. И в случае если поломка сложная, то само собой разумеется лучше дать узел умелым мастерам, а кое что (как обрисовано выше) возможно отремонтировать и самому.
Вот помой-му и всё. Хотелось бы ещё написать про электрический усилитель руля, что стали устанавливать на многие современные автомобили, но об этом в следующей статье (статья находится тут). А эта статья, про гидроусилитель руля, сохраняю надежду кому то будет нужной, удач всем.