Генератор ваз 2108, о9, либо 99 это более продвинутый и замечательный генератор, если сравнивать с электростанциями более ветхих хороших вазовских автомобилей. И многие обладатели более ветхой заднеприводной классики, устанавливают его на собственные автомобили, вместо ветхого. В данной статье будет рассмотрено устройство этого генератора, его ремонт и обслуживание, конечно чем он отличается от генераторов более ветхих автомобилей (об неисправностях и устройстве генераторов более ветхих автомобилей, желающие смогут почитать вот в данной статье).
направляться напомнить, что на кое-какие машины ваз 2108, конечно 2109, 21099, может устанавливаться генератор под номером ААК-5102 от производителей из Словении, но такие генераторы видятся только на малой части этих автомобилей и исходя из этого в данной статье будет обрисован самый распространённый генератор под номером 37.3701.
Данный генератор ваз 2108 либо для ваз 2109, 21099 очевидно переменного тока, трёхфазный, имеет встроенный выпрямительный блок с электронным регулятором напряжения, генератор правого вращения со стороны привода.
Устройство генератора ваз 2108.
Главное отличие этого генератора от более ветхих вазовских моделей — это бoльшая наличие и мощность дополнительных диодов.
Как видно из рисунка 1, крышки 21 и статор генератора 1 и 19 стягиваются четырьмя болтами, а вал 8 ротора генератора установлен и вращается на подшипниках 18 и 7 закрытого типа, каковые запрессованы в крышки. Питание на обмотку ротора генератора (обмотку возбуждения) подводится через щётки (как заменить изношенные щётки читаем вот тут) и контактные бронзовые кольца 5.
Генератор ваз 2108 (37.3701)
Трехфазный переменный электрический ток, что индуцируется в обмотке статора генератора, преобразуется в постоянный ток посредством выпрямительного блока 2, что закреплён на крышке 1. А электронный регулятор 12, кроме этого как и на иномарках, объединён с щёткодержателем в один блок и кроме этого закреплён на крышке 1.
Электрическая схема соединения генератора 37.3701 с проводкой автомобиля ваз 2108 продемонстрирована на рисунке 2. При включении зажигания на автомобиле, напряжение для возбуждения генератора поступает к клемме В реле-регулятора через подключенную параллельно сопротивления и 8 контрольную лампочку (резисторы) 4.
В то время, когда двигатель автомобили заводится, обмотка возбуждения запитывается от трёх дополнительных диодов, каковые установлены в выпрямительном блоке. А управляющее напряжение поступает на вывод Б регулятора конкретно от 30-ой клеммы генератора. Вывод Ш на регуляторе маркировки не имеет и с ним соединена щётка 13 (на рисунке 1).
Вероятные неисправности генератора ваз 2108, их обстоятельства и устранение.
Как грамотно проверить генераторы этого типа и посредством чего, я уже весьма детально обрисовал вот в данной статье и мне тут ненужно повторяться, желающие смогут кликнуть и почитать.
А тут будут обрисованы вероятные неисправности, обстоятельства их происхождения, конечно как их устранить собственными руками, как раз по восьмёрочному генератору маркировки 37.3701.
Причём ниже мной будут обрисованы обстоятельства неисправностей и их устранение достаточно коротко (так как неисправностей большое количество), но конкретно и по делу и начнём с самых очевидных мелочей, и неспешно перейдём к более сложным неисправностям.
метод устранения и Причина неисправности: контрольная лампочка не загорается при включении замка зажигания, наряду с этим остальные контрольные устройства трудятся, а вольтметр показывает обычное напряжение при трудящемся двигателе. Наряду с этим вероятно перегорание лампочки (меняем лампу) либо вероятен обрыв в цепи питания контрольной лампочки — наряду с этим направляться проверить провод КБ (провода помечены буквами на электро-схеме) и его соединения от монтажного блока к комбинации устройств (и целостность и надёжность контакта между платой патрона комбинации и выводами лампочки устройств). метод устранения и Причина неисправности: контрольная лампочка не загорается при включении зажигания, но наряду с этим контрольные устройства также не трудятся. Значит первая обстоятельство — это перегорел предохранитель под номером 5 в монтажном блоке автомобили и очевидно направляться заменить данный предохранитель (кроме этого удостоверьтесь в надежности, вероятно он был меньшего номинала, чем положено).
Вторая обстоятельство — это обрыв либо отпайка провода О либо ОГ (см. электросхему выше) и направляться проверить их соединения от монтажного блока до панели устройств. метод устранения и Причина неисправности: контрольная лампа не меркнет (горит) по окончании того, как мотор завёлся. А стрелка вольтметра наряду с этим находится в красной территории в начале шкалы. В случае если же надавить на педаль газа и поднять обороты (и после этого отпустить) контрольная лампа однако меркнет и вольтметр начинает показывать обычное бортовое напряжение.
Обстоятельство данной неисправности — это то, что генератор не возбуждается при малых оборотах коленвала, из-за отпайки дополнительных резисторов в блоке. направляться проверить резисторы и пропаять их. Обстоятельства неисправностей и способы устранения: контрольная лампа горит при трудящемся двигателе, а стрелка вольтметра на панели устройств находится в красной территории в начале шкалы, ну либо неспешно отклоняется в начало шкалы вольтметра. Тут вероятны пара обстоятельств таковой неисправности. Первая и самая очевидная обстоятельство — это пробуксовка (проскальзывание) ремня привода генератора.
Очевидно направляться проверить и подтянуть ремень, отвернув гайку 4 натяжной планки 3 (см.рисунок 3 ниже). По окончании натяжки ремня, гайку 4 очевидно направляться затянуть. Обычный прогиб ремня А должен быть в пределах 10 — 15 мм., при упрочнении на ремень в 10 кг/см (либо 98Н).
Для придания упрочнения в 10 кг возможно применять обычный бизмен (пружинные весы с крючком). направляться учесть, что перетягивать ремень также не следует, поскольку скоро выйдут из строя подшипники генератора. Правильную натяжку ремня возможно проверить особым прибором, обрисованным вот тут. Вторая вероятная обстоятельство — это замыкание либо пробой в диодах питания обмотки возбуждения.
Как проверить диоды я уже писал (ссылка выше про диагностику генератора) и в случае если обнаружится их пробой либо замыкание, то направляться заменить диоды (о их замене читаем ниже в тексте). Ещё одна обстоятельство — это выход из строя регулятора напряжения (в большинстве случаев замыкание между выводами В и Ш). Как проверить и заменить реле-регулятор различных машин детально я обрисовал вот тут. И очевидно в случае если обнаруживаем, что регулятор перестал работать, то меняем его новым.
Четвёртая обстоятельство данной неисправности — это обрыв в одном либо в нескольких вентилях генератора либо замыкание в отрицательных вентилях (диодах). При таких условиях меняем блок выпрямителя новым. Пятая обстоятельство — обрыв либо межвитковое замыкание в обмотке статора, либо замыкание витков обмотки на корпус генератора (массу). Либо замыкание на массу выводов обмотки возбуждения генератора. Как проверить обмотки генератора детально обрисовано в статье проверка генератора (ссылка выше).
При обнаружении неисправности направляться либо её устранить, либо статор (либо обмотку возбуждения). Обстоятельства неисправностей и способы устранения: контрольная лампочка не горит при трудящемся моторе, но стрелка вольтметра находится в красной территории в начале шкалы (либо неспешно стрелка вольтметра отходит в начало шкалы). Тут также возможно пара обстоятельств, первая из которых — это отсутствие контакта между выводами В и Ш регулятора и выводами щёток генератора ваз 2108.
направляться проверить и зачистить выводы В и Ш щёток и регулятора напряжения, конечно не помешает проверить щётки (как проверить и заменить щётки имеется ссылка практически в начале статьи). Так же обстоятельство возможно в зависании щёток либо в окислении контактных колец, по которым скользят щётки (такое не редкость по окончании продолжительной стоянки автомобили зимний период). направляться проверить щётки и зачистить контактные кольца 1500-й наждачной бумагой. Третья обстоятельство таковой неисправности — это повреждение регулятора напряжения (в большинстве случаев обрыв между выводом Ш регулятора и массой.
При таких условиях направляться заменить регулятор. Бывает и такая очевидная обстоятельство — отсоединение провода от вывода В щёткодержателя (очевидно при обнаружении возвращаем на место, поджав клемму). Ещё одна обстоятельство — это обрыв либо отпайка провода в цепи между монтажным 61 блоком и клеммой генератора. Наряду с этим направляться проверить провод помеченный буквой Ф на электросхеме, другими словами проверить надёжное соединение провода, идущего от клеммы 61 генератора до монтажного блока автомобили. Ещё одна обстоятельство таковой неисправности — это замыкание в хороших вентилях выпрямителя, наряду с этим направляться заменить выпрямительный блок.
Ну и последняя обстоятельство данной неисправности — это отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец ротора генератора. направляться проверить надёжность соединения и при отпайки запаять выводы на собственное место. метод устранения и Причина неисправности: стрелка вольтметра находится в красной территории в конце шкалы при трудящемся двигателе. В этом случае обстоятельство кроется в повреждении регулятора напряжения (как его проверить ссылка чуть выше), а вдруг быть конкретнее, то это замыкание между выводом Ш регулятора и массой. направляться заменить регулятор новым.
метод и Причина устранения: генератор ваз 2108 трудится с повышенным шумом. Первая обстоятельство — это ослабленная гайка шкива генератора (очевидно подтягиваем гайку), но значительно чаще обстоятельство кроется в изношенных подшипниках генератора. Как верно заменить подшипники генератора, детально я написал вот тут.
Ещё одна обстоятельство повышенной шумности генератора — это скрип щёток. Такое не редкость от некачественных щёток (жёсткий графит) либо от попадания грязи на контактные кольца, либо из-за окисления контактных колец. Не редкость повышенная шумность работы генератора и от замыкания в одном из вентилей генератора (заменяем выпрямитель), либо от межвиткового замыкания (либо замыкания на массу) обмотки статора — наряду с этим генератор начинает выть. При таких условиях направляться заменить статор, либо пропитать лаком обмотку в месте касания её с корпусом (массой).
Разборка-сборка, ремонт генератора ваз 2109 либо ваз 2108.
Дабы отремонтировать генератор (либо заменить какую то его подробность) очевидно направляться разобрать генератор. Детально о разборке генератора я уже писал в статье про замену подшипников генератора (ссылка чуть выше).
Но и тут направляться кое что написать, конкретно про разборку генератора ваз 2108 под номером 37.3701.
Для начала отсоедините провод от штекера В реле-регулятора, после этого отсоедините конденсатора и провода регулятора от 30-ой клеммы генератора и отверните крепёжные винты крепления реле-регулятора.
Затем бережно извлекаем регулятор 1 с с щёткодержателем 2 (см. рисунок 4 чуть ниже) из гнезда генератора и потом снимаем конденсатор 20, открутив винт его крепления.
Отворачиваем гайки стяжных винтов 14 и снимаем крышку 11 генератора вместе с шкивом и ротором. Потом бережно зажимаем ротор в тисках (через картонные прокладки) и откручиваем гайку шкива, после этого стягиваем шкив с вала ротора посредством подходящего съёмника. Вынимаем из шпоночного паза на валу шпонку и снимаем крышку 11 генератора.
Сейчас возможно открутить гайки винтов, каковые соединяют наконечники вентилей с выводами обмотку статора и вынимаем статор 7 из крышки 17 генератора.
После этого откручиваем гайку контактного винта 6 и отсоединяем от колодки 3 штекер провода дополнительных диодов и снимаем блок выпрямителя 5. Разобрав генератор, осматриваем и контролируем его подробности так же как и подробности любого другого генератора (детально это обрисовано в статье ремонт генератора). Тут же ниже будет обрисовано то, чего нет в той статье.
Планирует генератор ваз 2108 в последовательности, обратной разборке. Наряду с этим, чтобы не было поломки щёток перед установкой реле-регулятора с щёткодержателем на место, вставлять всецело щеткодержатель и реле-регулятор до тех пор пока запрещено. Нужно только частично засунуть реле-регулятор в гнездо генератора.
По окончании установки щёткодержателя на собственное место в крышке, сейчас возможно лёгким нажатием задвинуть регулятор на собственное место и затянуть винты крепления.
При сборке генератора ваз 2108 (как и любого другого), направляться выполнять соосность отверстий в лапах обоих крышек генератора и несоосность должна быть не более 0,4 мм. Дабы этого добиться, следует в отверстия лап крышек вставлять при сборке металлической ровный стержень (калибр), что по наружному диаметру хорошо (с минимальным зазором) вставляется в отверстия лап крышек.
Кроме этого направляться не забывать, что под гайкой шкива в обязательном порядке обязана устанавливаться пружинная шайба (гровер), а гайку шкива генератора направляться затягивать динамометрическим ключом с моментом 4 — 9 кгс/м (39 — 88 Н•м).
Щетки меняем, если они выступают из щёткодержателя менее, чем на 5 мм., я об этом уже писал в статье про замену щёток и реле-регулятора (ссылка выше в тексте).
Перед установкой регулятора с новым щёткодержателем, очевидно направляться продуть посадочное гнездо в генераторе от угольной пыли, да и по большому счету протереть посадочное место чистой ветошью, намоченной бензином. О замене изношенных подшипников генератора (ротора) я уже писал, ссылка на статью выше.
Замена дополнительных диодов (неисправных).
Генератор ваз 2109 либо 2108 отличается от генераторов более ветхих хороших Жигулей наличием дополнительных диодов, каковые время от времени выходят из строя. Для замены неисправного диода отпаиваем его выводы, после этого бережно расковыриваем эпоксидную смолу остро заточенным скальпелем и потом бережно извлекаем диод из пластикового держателя. Остаётся очистить посадочное место диода от остатков эпоксидной смолы и припаять новый диод.
Вывод диодов с цветной меткой припаиваем к выводам вентилей.
По окончании припайки, корпус диода в пластиковом держателе возможно зафиксировать посредством холодной сварки, дабы не ожидать в то время, когда высохнет эпоксидная смола (если она будет употребляться).
Вот помой-му и всё по генератору ваз 2108 либо генератор ваз 2109, остальные ремонтные операции были обрисованы в других статьях, ссылки на каковые даны выше, удач всем.