Наиболее значимый элемент безопасности любого транспортного средства — фары, о которых многие водители вспоминают лишь в дальней поездке ночью, непременно требуют к себе большего внимания. Так как от них зависит безопасность не только водителя автомобиля либо мотоцикла, но и окружающих. В данной статье, мы разглядим какие конкретно бывают современные фары, и как их верно настроить самостоятельно.
Устройство современной фары с параболическим отражателем (рефлектором).
1 — крышка фары, 2 — пружинный фиксатор, 3 — лампа стояночного света, 4 — лампа головного света, 5 — рефлектор, 6 — рассеиватель.
Для начала разглядим из чего состоит фара. Главные её элементы — это отражатель и лампа (рефлектор), продемонстрированы на рисунке 1 слева. Спираль лампы изготовлена из вольфрама, температура плавления которого 3380 градусов.
Вольфрамовая спираль в лампе, при её включении, нагревается более 2700 градусов.
В более ветхих лампах (которыми на данный момент уже не пользуются, перейдя на галогенки) увеличение температуры вольфрамовой спирали приводило к испарению вольфрама, и постепенному понижению прочности спирали. Позднее колбы ламп (галогенок) начали наполнять галогеном, что ощутимо тормозил процесс испарения вольфрама, и конечно спираль в галогенных лампах помогает продолжительнее .
В современных ксеноновых лампах, по большому счету нет вольфрамовой спирали, но об этом мне ненужно писать в данной статье, поскольку об этом я уже написал, и желающие смогут почитать об ксеноновых и других лампах вот в данной статье).
А в данной статье мы разглядим устройство фар и регулировку света более ветхих машин, которых ещё достаточно большое количество на отечественных дорогах. К тому же в большая часть таких фар, возможно при жажде установить ксеноновую лампу, ну и конечно подключить её к блоку розжига.
Главное назначение отражателя (рефлектора) фары, собрать часть светового потока от лампы (ту часть потока, которая направлена не на дорогу) и направить его на дорожное покрытие в нужном направлении. У существующих простых типов рефлекторов (отражателей), именуемых «параболоид» и «эллипсоид» имеется один недочёт — при их положенной установке (регулировке), другими словами при наклоне оптической оси фары к дорожному покрытию, световые пятна на дороге получаются в виде узких вытянутых эллипсов.
Эти эллипсы освещают только часть дорожного покрытия по ширине.
Исходя из этого пучок света нужно увеличить. Для этого существует третий серьёзный элемент фары, именуемый рассеиватель, изготовленный из стекла, на котором имеется особый рифлёный рисунок (на самых современных фарах его нет). Данный рисунок как бы складывается из множества сфокусированных линз.
А в более современных фарах, имеющих более сложную форму (из-за дизайна автомобили) необходимое распределение света получается из-за особой деформации отражателя (рефлектора).
Его как бы сжимают (сплющивают) в вертикальной плоскости, и получается как бы переход «параболоида» в «эллипсоид» (их сочетание).
Все знают, что любому транспортному средству нужен как ближний, так и дальний свет. И при встречном разъезде двух автомобилей, конечно необходимо перейти с дальнего на ближний свет, дабы не ослепить встречного водителя.
на данный момент это решается достаточно легко, поскольку в лампе имеются две спирали (дальнего и ближнего света), переключая каковые, шофер переключается с дальнего на ближний. А на современных фарах имеются две отдельные лампы либо отдельная несколько светодиодов (раздельно для дальнего и ближнего света).
О современных светодиодных фарах, светодиоды которых светят не хуже ксеноновых ламп, рекомендую почитать вот в данной маленькой статье.
А имеется фары в которых практически ничего нет, и источник света расположен по большому счету раздельно от фары (об этом подробнее читаем тут). Ну и об умных фарах, имеющих электронный мозг, рекомендую почитать вот тут.
Меньше, развитие света для современных транспортных средств на месте не следует, и ежегодно инженеры придумывают что то новенькое и более действенное. Но начиналось всё достаточно забавно. В начале 20-го века, переключения дальнего света на ближний по большому счету не было.
А дабы не ослепить водителя встречного автомобиля, левая фара по большому счету выключалась, а свет правой фары, поворотом рефлектора уводился вправо и вниз.
На данный момент используются американская и европейская совокупности светораспределения.
Европейская совокупность фар.
Светораспределение света различных стандартов.
Рис. 2 а — европейское светораспределение дальнего света: 1 — железный экран, 2 — спираль ближнего света, 3 — спираль дальнего света в фокусе F, 4 — рефлектор.
Рис.
2 б — европейское светораспределение ближнего света.
Рис. 3 — американская совокупность ближнего света в которой спираль смещена относительно фокуса вверх и влево: 1 — рефлектор, 2 — спираль дальнего света в фокусе F, 3 — спираль ближнего света, 4 — железный экран.
При европейской совокупности, на большинстве машин (не считая самых современных) в фаре употребляется лампа с двумя спиралями (дальнего и ближнего света). Под спиралью ближнего света имеется железный экран, к тому же спираль ближнего света расположена на пара мм спереди фокуса, и чуть выше оптической оси — это видно на рисунке 2 б. А спираль дальнего света находится в фокусе параболоидного отражателя (рефлектора) — это продемонстрировано на рисунке 2 а.
В итоге получается, что дальний свет фары — это пучок отражённых от отражателя параллельных лучей света, а ближний свет фары — это пучок сходящихся лучей.
Как отмечено выше, под спиралью ближнего света имеется железный экран, назначение которого исключить попадание лучей на нижнюю часть отражателя (рефлектора), а от неё попадания лучей в глаза водителя встречной автомобили.
К тому же, спереди железный экран мало отогнут вверх, дабы и прямые лучи, исходящие от спирали ближнего света, также не слепили встречных водителей.
Значит в европейской совокупности, ближний свет, а правильнее его световой пучок, отражается (выходит) лишь из верхней половинки отражателя (рефлектора), и такая фара, при её верном угле наклона к поверхности дороги, не будет ослеплять водителей встречных автомобилей и мотоциклов.
Кстати, как было написано выше, стеклянный рассеиватель фары не так уж несложен по собственной конструкции, и как раз исходя из этого в дождливую погоду в обязательном порядке направляться пользоваться таким нужным устройством, как очиститель фары. По причине того, что забрызганная водой фара (а капельки воды как линзы), усиливает собственное слепящее воздействие (часть светового пучка начинает отклоняться не в том направлении куда необходимо, другими словами в глаза водителей встречных автомобилей).
Многие водители не придают особенного значения очистителю фары, а напрасно.
Так как большая часть аварий происходит как раз ночью в дождливую погоду, и это происходит как правило не от того, что дорога более скользкая, чем в сухую погоду.
Американская совокупность фар.
Спираль дальнего света в американской совокупности, также находится в фокусе параболического отражателя (рефлектора). Ну а спираль ближнего света находится сверху над спиралью дальнего, и повыше оптической оси отражателя (рефлектора), как продемонстрировано на рисунке 3 выше.
направляться учесть, что лучи света, каковые попадают на внутреннюю сторону отражателя, отражаются от неё к поверхности дороги. А лучи света, каковые попадают на внешнюю часть, отражаются вверх. Ну и некая часть световых лучей, отражается параллельным пучком света вперёд.
Для того, что бы сократить часть светового потока, которая отражается вверх, используется отражатель (рефлектор) имеющий меньшую глубину. Но от этого значительно уменьшается световая отдача.
Дабы компенсировать утрату световой отдачи, в лампе употребляется спираль дальнего света мало большей мощности. К тому же, под спиралью ближнего света в американской лампе, нет железного экрана, и от этого ощутимо уменьшаются утраты потока света.
Так же направляться учесть, что в американской лампе спираль ближнего света чуть смещена влево от оси фары, и от этого пятно света на поверхности дороги смещено к правой обочине, что предотвращает риск ослепления встречного водителя (конечно сокращает риск наезда на что нибудь, валяющееся у обочины дороги).
В некоторых фарах, дабы умееньшить слепящее воздействие (как американской, так и европейской совокупности) устанавливается дополнительный железный экран, что расположен перед лампой. Либо легко передняя часть стеклянной колбы лампы, окрашивается непрозрачной термостойкой краской (таких ламп как мы знаем большая часть).
Крайне важно, дабы световой пучок бул верно направлен относительно поверхности дороги, и причём в независимости от загрузки автомобили. Для этого помогают особые корректоры фар, самые несложные из которых резьбовые, в виде винтов, расположенных на самой фаре. Что бы откорректировать фары, приходится открывать капот и крутить эти винты, но вряд ли кто из водителей это делает.
Конечно более эргономичны гидрокорректоры, каковые разрешают регулировать наклон светового луча фары, прямо с водительского места.
Регулировка света фар.
Перед тем как затевать регулировку, направляться знать, что направление света фар вашей автомобили, зависит от нескольких факторов, таких как: давления воздуха в колёсах, размера шин (низкопрофильные либо высокопрофильные шины), распределения груза по осям автомобили, конечно от состояния пружин подвески автомобиля.
Исходя из этого в любом мануале автомобиля, оговариваются ряд требований, при которых производится регулировка света фар.
К примеру — машина должна быть заправлена под завязку, снаряжена запаской и штатным инструментом, ну и загружена пассажирами. Но направляться учесть, что если вы ездите как правило без пассажиров (и с полупустым баком) и на вашей машине нет гидрокорректора, то тогда направляться создавать регулировку фар, усадив на водительское место лишь человека, приблизительно вашего веса (а бак для горючего не наполнять полным).
Если не учесть вышеописанных факторов при регулировке, каковые многие вычисляют мелочью, тогда готовься к тому, что встречные водители всегда будут моргать вам (так как будут ослеплены). И в случае если в освещённом городе это не верно страшно, то на чёрной загородной трасе, на высоких скоростях может привести к катастрофе. Не смотря на то, что большая часть современных машин оснащены корректорами фар, управляемыми из салона (а на более свежих автомобилях имеется кроме того корректоры, трудящиеся в автоматическом режиме), но однако ещё большое количество на отечественных дорогах более ветхих автомобилей.
Но не следует напротив (опасаясь кого то ослепить) направлять световой пучок так, дабы он освещал только маленький участок перед машиной. Это также страшно, в особенности при поездках на громадных скоростях. Из всего сказанного выше, возможно сделать вывод, что всё таки верная регулировка фар, так же ответственна как и регулировка других систем автомобиля, тем более, что при неправильной регулировке фар, пройти технический осмотр будет проблематично.
По большому счету в фарах по европейской совокупности, оговаривается всего лишь регулировка ближнего света.
А направление луча дальнего света, задаётся ещё на заводе геометрией всех элементов фары (и лампы также), другими словами направление луча дальнего света никак не регламентируется. И не редкость, что достигнуть обычной регулировки света фар никак не получается, из-за неисправности самой лампы (из-за подделки ламп, либо легко от смещения её спиралей), либо фары.
Фара также возможно неисправна и добиться верной регулировки будет нереально.
К примеру отклонение верной оси установки лампы в фару, расшатался и болтается отражатель, болтается патрон лампы и т.п. При таких условиях направляться либо устранить неисправности либо заменить фару новой. И лишь затем станет вероятной верная регулировка.
Большая часть малообеспеченных водителей регулируют фары в гаражных кооперативах, направив луч на какую нибудь светлую стенке. Либо применяют для этого какой нибудь фанерный щит (в качестве экрана). Но имеется кое-какие, каковые по большому счету никак не регулируют фары, либо регулируют их на глаз, что в принципе одно и также.
К сожалению многие не догадываются, что смогут пострадать не они, а другие участники перемещения.
При регулировке европейских фар, окажет помощь таблица 1 слева и рисунок 4 (не обращая внимания на то, что в ней указаны отечественные автомобили, возможно отрегулировать по ней и фары иномарок, схожих по конструкции и габаритам фар, а для более свежих иномарок, направляться поискать заводские эти для конкретной модели).
Правую и левую фары регулируют раздельно, снимая клеммную колодку с соседней фары (отключая её), либо легко закрывая её каким нибудь непрозрачным щитком.
Сведения (нормативы) указанные в таблице, обеспечиваются при нагрузке заднего сиденья автомобили человеком либо грузом массой 70 — 90 кг. И действующий стандарт нормирует лишь положение левой части границы ?? света и тени — относительно оси отсчёта ? на рисунке 4, другими словами как раз величину Б.
А правая часть светотеневой границы, в большинстве случаев поднимается вверх под углом 15 градусов, и это содействует хорошему освещению обочины, справа от автомобиля.
А как верно разместить экран для регулировки фар европейского стандарта, продемонстрировано на рисунке 5.
На некоторых машинах фары дальнего и ближнего света раздельные (к примеру как на Жигулях «шестёрках», либо БМВ), при таких условиях размещать экран необходимо как продемонстрировано на рисунке 6. Причём в этом случае направляться отрегулировать и фары дальнего света. И для фар дальнего света, угол наклона самой яркой центральной части пучка света, определяется на экране величиной Г. К примеру на расстоянии пять метров от экрана до фар автомобиля ВАЗ 2106, величина Г будет составлять 50 мм (см. таблицу 1).
В случае если же на вашем автомобиле установлены ещё и противотуманные фары, то для их регулировки экран необходимо разметить как на рисунке 7, а эти находим в таблице 3 ниже.
В случае если необходимо отрегулировать американские фары, то они регулируются по дальнему свету, применяя таблицу 2 слева (не обращая внимания на то, что она запланирована на отечественные ветхие машины) и рисунок 6 выше.
Другими словами так же как и раздельные фары дальнего света машин БМВ, ВАЗ 2103, ВАЗ 2103.
В оснащённых сервисах фары регулируют посредством особых устройств, причём стандарт регламентирует измерение силы света в отдельных территориях на экране. При независимой регулировке, не имея особого прибора, измерить силу света в положенных территориях экрана не окажется, да этого никто и не делает. В итоге, фара кроме того верно отрегулированная по осям, в случае если имеет какие конкретно то недостатки отражателя, лампы либо рассеивателя, может всё таки появляться негодной для применения.
Исходя из этого однако перед тем как затевать регулировку посредством экрана (не имея особого прибора), направляться убедиться сперва в исправности фар, и ламп также (а лучше лампы заменить новыми, из-за чего? — об этом ниже), конечно проверить величину напряжения, приходящего к фарам (при работе двигателя). Так как срок работы ламп для фар, зависит от бортового напряжения автомобиля. И в случае если при эксплуатации автомобили, напряжение к примеру не 12,5 вольт, а больше — 13,2 вольта, то срок работы ламп уменьшается втрое.
В случае если же бортовое напряжение на вашей машине ещё более завышено до 14,4 вольта, то срок работы ламп в фарах, снизится аж в 15 — 17 раз !
Так же направляться учесть да и то, что кроме того в случае если бортовое напряжение автомобиля соответствует норме, то однако с течением времени, лампы фар ощутимо теряют собственные характеристики (как раз исходя из этого начали переходить на светодиоды). И по окончании определённого времени, лампы направляться заменять новыми, но к сожалению никто это не делает, пока они не сгорят.
Многие водители, увидев, что фары стали светить хуже, винят в этом помутнение стекла, порчу отражателя и т.д., но в действительности, как правило, необходимо ветхие лампы новыми.
Ну а вдруг ещё затем и отполировать стёкла ваших фар, вернув им прежнюю прозрачность, то сила света будет как у новой автомобили. Как верно отполировать фары автомобиля и посредством чего, рекомендую почитать вот в данной статье.
На более ветхих автомобилях, регулировка направления луча света, регулируется всего двумя винтами.
Но на большинстве автомобилей, эти винты неизменно старые, и со временем их нереально прокрутить. О какой регулировке тут возможно сказать? А ведь всего лишь необходимо иногда смазывать их, либо Мовилем резьбу.
Часто бывает, что и отражатель (рефлектор) страдает от коррозии, а на многих отечественных автомобилях он может поржаветь по окончании первой зимы.
Многие водители, пробуя не допустить это, залепляют замазкой все отверстия и щели для вентиляции. Но так как оптический элемент очень сильно нагревается, и в случае если нет вентиляционных отверстий, то в появляется конденсат, от которого рефлектор ржавеет ещё стремительнее.
Залеплять все отверстия и щели бессмысленно. Тут легко всё дело в некачественном покрытии отечественного отражателя (так как импортные рефлекторы практически не ржавеют).
А по большому счету на современных машинах, да и мотоциклах также, многие подробности, среди них и элементы фар, начали изготавливать не из металла, а из термостойкого пластика и они конечно не ржавеют и не требуют ухода. А подробности современных светодиодных фар кроме того не требуют термостойкого пластика, поскольку температура в них маленькая. Да и светодиоды фактически вечны, соответственно фару возможно изготовить по большому счету неразборную и герметичную.
Но это тема отдельных статей, и кое-какие из них, про современные фары, возможно почитать по ссылкам выше, а эта статья надеюсь, окажет помощь отрегулировать фары более ветхих машин, которых на отечественных дорогах ещё достаточно большое количество, удач всем.