Джип-триал среди скал: Чемпионат Европы «Евротриал-2008»
- Крен автомобиля уже велик, а ведь еще предстоит вырулить из ложбины. Машины русском команды, яростно вгрызавшиеся в норвежские горов, несли на борту логотип «Популярной механики» — информационного спонсора Team Russia. Управляемые посредством лебедки пневматические стойки разрешают пилоту поменять положение кузова относительно подвески, смещая центр массы автомобиля.
Опробования в глуши
Чемпионат Европы по джип-триалу проходил в текущем году рядом с местечком Борландсхейя (провинция Ауст-Аугер). Это маленький поселок у шоссе: дюжина жилых домов, отель, два магазина и бензоколонка.
Около — поросшие лесом скалистые бугры, между которыми разлеглись равнины с деревнями, озера и маленькие, катящиеся по порогам речки. И лишь на маленькой территории, именно через дорогу от Борландсхейи, пасторальной норвежской природе был нанесен урон в интересах технических видов спорта. На частично высвобожденных от сосен буграх проложили автострады для ежегодного соревнования, в котором участвовали пилоты спортивных внедорожников из 11 государств Ветхого Света, включая команду России.
Само наименование «триал» (от британского trial — «опробование») уже показывает на то, что эта спортивная дисциплина предусматривает опробование на пределе как техвозможностей намерено подготовленного автомобиля, так и мастерства пилотов. И не смотря на то, что, очевидно, состязания ограничены временными рамками, основное — не обогнать соперника, а пройти с минимальным числом неточностей сложнейшую автостраду.
Автострада «Евротриала-2008» (как и любого другого аналогичного соревнования) складывается из определенного количества так называемых зачетных секций (в Норвегии их было 16 на двое суток соревнований). Секция складывается из стартовых, финишных и некоего количества курсовых ограничительных ворот, воображающих собой древесные вешки, воткнутые в грунт. Задача экипажа содержится в том, дабы, уложившись в установленное время, пройти секцию (другими словами все ворота — от стартовых до финишных) и собрать предельное число штрафных очков. Штрафные очки начисляются за сбитие либо касание ограничительной вешки, касание ленты ограждений секции, непрохождение ворот, перемещение через ворота в неправильном направлении, получение помощи от посторонних лиц и т. д.
Скандинавский сюрприз
Подобно покрытиям кортов в теннисе, типы автострад джип-триала смогут изменяться от соревнования к соревнованию. Неизменным остается одно — рельеф, пройти по которому на автомобиле возможно только на пределе возможностей.
В отечественной стране пилоты соревнуются, в большинстве случаев, на грунтовых автострадах либо преодолевают неестественные препятствия, отлитые из бетона. Прошлогодний «Евротриал» в Сан-Марино кроме этого проходил на грунте, а вот норвежская автострада для многих стала настоящим сюрпризом.
Карабкаться вверх по практически отвесным склонам, «нырять» вниз, дабы тут же «врулиться» в крутой поворот, участникам чемпионата приходилось, вцепляясь колесами в камень, кое-где покрытый почвой. И все это среди местами сохранившихся сосен. К счастью, обошлось без дождей и камень не стал скользким, в противном случае бы сложность автострады увеличилась еще на порядок.
Неспециализированное правило джип-триала гласит, что к соревнованиям допускаются машины с колесной формулой 4х4 с разрешенной большой массой 3500 кг. Наряду с этим все автомобили делятся на пять классов (принадлежность к тому либо иному классу возможно легко установить по цвету наклеенной на джип таблички с номером экипажа).
К классам «уникальный» (Д1), «обычный» (Д2) и «модифицированный» (Д3) относятся серийные внедорожники, переработанные для принятие участия в соревнованиях. Технические правила четко регламентируют какие конкретно как раз замены/доработки допускаются для данного класса.
К классам «промодифицированный» (Д4) и «прототип» (Д5) относятся внедорожники уникальных конструкций, созданные специально для соревнований по джип-триалу, причем в случае если «промодифицированный» автомобиль обязан по крайней мере абрисом корпуса напоминать что-то серийное, то внешний вид «прототипов» всецело дан на усмотрение их конструкторов. От класса автомобиля зависела сложность автострады, на которой ему предстояло соревноваться.
«Параноид» и другие монстры
Класс «прототип» с его многообразием конструкций — подлинное украшение соревнований по джип-триалу. Как раз в этом классе идет настоящая борьба конструкторских умов. Не имея ограничений, существующих для более низких классов, создатели «прототипов» создают на свет настоящих механических монстров, пилотирование которыми требует полностью новых водительских навыков.
Во-первых, в машинах класса Д5 допускается поворот задних колес. В итоге в распоряжении у пилота не считая простого руля, несущего ответственность за передние колеса, имеется еще рычаг (джойстик) для задних колес.
Во-вторых, в некоторых конструкциях реализовано раздельное торможение для каждого колеса. В-третьих, кузов подвешен на регулируемых по высоте пневматических стойках — это разрешает пилоту изменять центр массы автомобиля, дабы избежать переворачивания на протяжении сильного крена.
Мастерство спортсмена заключатся в умении манипулировать всеми устройствами управления, мгновенно принимая решения. Ну а конструкторам направляться позаботиться о том, дабы все эти устройства мгновенно и адекватно реагировали на действия пилота.
К примеру, одним из распознанных недочётов конструкции отечественных «прототипов» «Крокодил» и «Параноид» стало применение для управления задними колесами гидравлического привода, соединенного с коленвалом бензинового двигателя. В следствии колеса поворачивались через чур медлительно, не давая возможности пилоту мгновенно ответить на страшный крен и избежать переворачивания. В будущем, как поведал нам Сергей Соболев, в этом узле будет использован электропривод.
Страшные «уши»
«Уши», другими словами, в переводе с пилотского сленга, переворачивание машин на соревнованиях по джип-триалу, — явление более чем обыденное. От важных травм спортсменов уберегают сварная рама безопасности и четырехточечные ремни.
Основное на протяжении переворачивания — держаться за эти ремни, а не пробовать схватиться за раму. Ценой таковой неточности может стать важный перелом.
Вторая опасность — ветви деревьев либо вешки ограничительных ворот: их проникновению в кабину при падении автомобили не сможет помешать никакая защитная сетка. Что же касается соревнований на машинах, основанных на серийных моделях, то в распоряжении их пилотов нет ни раздельных тормозов, ни руления задними колесами, ни других технологических хитростей.
Лишь ветхие хорошие руль, газ и тормоз. В этих классах еще бoльшую роль играются интуиция и опыт.
Мелкие тайны
Церемония закрытия чемпионата проходила в огромном шатре, установленном прямо на каменистой площадке. У потомков викингов уникальные традиции: почему-то официальная часть церемонии не предшествовала вечеринке, а проводилась параллельно, почему кое-какие участники соревнований определили об окончательном раскладе призовых и непризовых мест лишь на следующий сутки.
Кстати, алкоголь, которым отмечало финал чемпионата многонациональное братство пилотов, был по большей части контрабандного происхождения. В Норвегии действует «полусухой» напитки и закон крепче пива продаются только в особых национальных магазинах, а их на всю территорию страны считанные единицы.
Приходилось проявлять изобретательность. К примеру, чешская сборная «импортировала» на чемпионат запечатанные в фирменный полиэтилен упаковки колы в жестяных банках. Действительно, в была не кола, а… сливовица.
Пожалуй, это было самое тайное ноу-хау «Евро-триала-2008».
Неужто не перевернется?
- На фото капитан русском сборной Антон Филимонов руководит «Параноидом» — отечественным автомобилем класса «прототип». Прекрасно заметно, как пилот пробует избежать переворачивания, руководя задними колесами.
«Прототипы». «Параноид» и «Крокодил». КБ Сергея Соболева. Восьмицилиндровый двигатель Шевроле количеством 5,7 л и мощностью 350 л.с.
На «Евротриале-2008» отечественная команда выступала во всех пяти классах, но «прототипы» были представлены самый обширно. «Параноид» и его брат-близнец «Крокодил» сконструированы в КБ Сергея Соболева. Уникальная конструкция подвески основана на одном качающемся рычаге, что разрешило обойтись без классической тяги Панара и дало машине неограниченную артикуляцию.
В конструкции использованы мосты от трактора «ТЗ-82». Узкий кузов, напоминающий силуэт вертолета КА-52, дает бoльшую свободу перемещения колесам и повышает проходимость. В тормозной совокупности использована авиационная разработка.
Компрессором приводится в перемещение пневмомускул, прижимающий к колесному диску шесть расположенных по кругу тормозных колодок. Мягкая и цепкая резина Super Swamper оснащена кордом, разрешающим безопасно передвигаться с низким давлением в шинах — так как для лучшей сцепки с грунтом «прототипы» выходят на автостраду на колесах c давлением 0,3−0,6 атм).
К конструкторским неудачам возможно отнести использование четырехкамерного карбюратора. Выбор в пользу карбюратора был сделан с целью избежать применения электроники и в расчете на то, что именно такая совокупность подачи горючего окажет помощь развить большой крутящий момент на низких оборотах.
Но при сильных кренах бензин в карбюраторе начинает переливаться через край. Через чур богатая смесь не разрешает двигателю развить требуемую мощность, что принципиально важно при «выпрыгивании» на крутой склон. Замена карбюратора на инжектор, так, неизбежна.
Табель о рангах
Победы в пяти классах. «Модифицированный» — Свенссон. «Прототип» — Даль. «Промодифицированный» — Блесвик. «Оригинал» — Койпер. «Стандарт» — Золтан
Очевидно, в норвежских горах первую скрипку игрались скандинавы. Прошлым летом северяне уже виделись на полигоне в окрестностях Брокландсхейи на протяжении чемпионата Норвегии «Нордик-триал-2007».
Исходя из этого из пяти чемпионских мест два (в классах «модифицированный» и «прототип») достались шведам (Микаэлю Свенссону и Ларсу Далю), а одно (в классе «промодифицированный) — норвежцу Полу Блесвику. Действительно, в двух оставшихся классах — «стандарт» и «оригинал» — первенствовали соответственно представитель бессчётной германской команды Доминик Койпер и венгр Молинар Золтан.
Замечая за прохождением скандинавскими пилотами зачетных секций, тяжело было не подметить, как с уверенностью справлялись они с тяжёлыми участками автострады. Это и немудрено — так как кое-какие норвежские и шведские пилоты успели наездить по скалистой автостраде до 50 км, и этого было достаточно, дабы проходить ее секции «на автомате».
Не подвела и конструкция машин: чемпион «Евротриала-2008» в классе «прототип» Ларс Даль пилотировал автомобиль совокупности «спайдер», прекрасно зарекомендовавшей себя на соревнованиях по джип-триалу. Для отечественной команды соревнования в Брокландсхейе изначально рассматривались как возможность испытать на сложной автостраде новые машины отечественной конструкции.
Достаточно «сырая» техника на непривычной автостраде вряд ли разрешала сохранять надежду на равную борьбу с грандами. Сейчас распознанные недочёты будут осмыслены и воплощены в новых инженерных ответах.
Иначе, сказался и недостаточный опыт пилотирования новых автомобилей — отечественным спортсменам на это попросту не хватило времени. По признанию участников русском команды, работы по сборке некоторых машин класса «прототип» длились практически по пути в Норвегию. Остается сохранять надежду, что к следующему «Евротриалу», что пройдёт в августе будущего года в Германии, все уроки Борландсхейи будут выучены на «пять».
Суперзвезда
«Прототип». «Трактор». Конструкторы — Сергей и Дмитрий Лысаковы. V-образный двигатель Шевроле количеством 8,2 л и мощностью 500 л.с.
В то время, когда уже по окончании окончания соревнований пилот российского «прототипа» «Трактор» Сергей Лысаков выдвинул вверх до отказа пневмостойки, сравняв машину по высоте с двухэтажным домом, около стали собираться зеваки. Ничего аналогичного гости и участники «Евротриала-2008» не видели.
Неудивительно, что «его» создатели и Трактор удостоились на чемпионате приза Best-in-show. Но спортивные результаты, продемонстрированные этим в высшей степени уникальным автомобилем, были очень скромными. «Дело в том, — растолковал нам Дмитрий Лысаков, — что он не весьма подходит для норвежской автострады. «Вруливание» в крутые повороты требует намного меньших габаритов».
Первоначально сын и отец Сергей и Дмитрий Лысаковы собирались создать автомобиль по мотивам Nissan Patrol. Но по ходу дела полет конструкторской мысли стал причиной выводу: нужно делать собственный.
Схему каркаса Сергей и Дмитрий придумали самостоятельно, а изготовлен он был в КБ Сергея Соболева. Сборка автомобили проводилась в Туле под управлением Сергея Аринина.
Подвеска позаимствована у далекого «предка» — Nissan Patrol, а мосты «Трактора» забраны вовсе не у трактора, а у мерседесовского полноприводного грузовика Unimog. В машине установлен V-образный двигатель Шевроле количеством 8,2 л и мощностью 500 л.с.
Джип конструировался в расчете на 54-дюймовые колеса, но в соответствии с регламентом чемпионата было нужно поставить резину меньшего размера. Кстати, как раз резина была ахиллесовой пятой «Трактора».
На автостраде его колеса пара раз разбортировались из-за низкого давления в шинах — 0,25 атм. И это не обращая внимания на наличие бедлоков — особых устройств, жестко прикрепляющих шину к борту колесного диска.
Действительно, эти устройства были предусмотрены лишь для внешнего обода и всецело обезопасисть колесо не смогли. В итоге было нужно повысить давление в шинах до 0,5 атм, что пара ухудшило сцепление колес с каменистой поверхностью автострады.
Статья размещена в издании «Популярная механика» (№72, октябрь 2008).
Багги Скалолаз ПРОТОТИП ДЖИП-ТРИАЛ Роккроулинг
Записи по принципу Рандом:
- Танковые двигатели налегковых машинах: легко!
- Пионеры зеленой лихорадки: гибриды
- Самодельный российский вездеход покорит северный полюс
- Масло недля бутерброда: залог автомобильного здоровья
- Громадная красная кнопка: маховики-накопители
- Нескончаемая баллада оборбитальном колесе: окружность
самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:
-
Собственный среди чужих: гонки, которых небыло
Собственный среди чужих: Гонки, которых небыло На экране компьютера На гоночной автостраде Основное отличие «виртуальной» езды от настоящих гонок — молчание…
-
Тюнинг додж караван собственными руками
Тюнинг Додж Караван собственными руками Автомобиль Dodge Caravan имеет хорошую популярность, как в Российской Федерации, так и в США и СНГ. Машина запланирована на домашние…
-
Вправду ли крутящий момент серьёзнее мощности
Вправду ли крутящий момент ответственнее мощности Крутящий момент более ответствен, чем лошадиные силы. На что лишь не идут производители машин, пробуя…
-
10 лучших машин 2015 года Лучшие машины 2015 года. Вы когда-нибудь вспоминали какие конкретно лучшие, машины в 2015 году доступны для продажи на…
-
Обзор 2017 хендай элантра шестого…
Обзор 2017 Хендай Элантра шестого поколения [Технические характеристики и фото] 2017 Hyundai Elantra, средний класс за маленькую цену Машины из Кореи…
-
Укравтопром пояснил подлинные цели…
Укравтопром пояснил подлинные цели собственных инициатив по ограничению импорта авто в Украину Главной целью, которую преследует ассоциация украинских…
-
Солнцегонщики: Тест-драйв Для тестирования собственного аппарата студенты выбрали испытательный полигон компании Chrysler, расположенный неподалеку от их…