Вы просматриваете: Главная > Авто статьи > Десять километров за копейку. автостоп в ссср
Post Icon

Десять километров за копейку. автостоп в ссср

Десять километров за копейку. автостоп в ссср

Десять километров за копейку. Автостоп в СССР

Автостоп — передвижение на попутном транспорте — существует столько же времени, сколько и сам транспорт. Одними из первых для обитателей СССР автостоп «открыли» Ильф и Петров, обрисовав явление в собственной книге «Одноэтажная Америка».

Примечательно, что спустя три десятка лет по окончании выхода книги в Альянсе решили развивать автостоп на национальном уровне — с членскими билетами, конкурсами и атрибутами передовиков. В цикле «Как это было» мы вспоминаем, как государство поощряло молодежь путешествовать автостопом.

Само собой разумеется, советские граждане ездили на попутках и до вмешательства страны. Но для нас интересен сам факт того, что государство попыталось не запретить автостоп, а возглавить его. Более того — сделать это социально ориентированной выдумкой.

Советских граждан поощряли: путешествуйте автостопом — заметите большое количество прекрасных мест! Подвозите автостопщиков — позже сможете за это победить ценные призы!

Организованный автостоп показался в Советском Альянсе в первой половине 60-ых годов XX века в один момент в Ленинградской области, Литовской и Эстонской ССР. Местные управления по туризму разрабатывали положения об автомобильных перевозках по совокупности «Автостоп» и производили маршрутные книжки.

Сперва книжечки продавались лишь в местных туристических организациях, позднее — легко в киосках «Союзпечати». Без красно-желтой книжечки ты не имел возможности принимать во внимание настоящим автостопщиком!

Кстати, самого термина «автостопщик» не существовало: туристов-попутчиков именовали автостоповцами либо легко «автостопами». На протяжении бессчётных поездок автостопом создатель пара раз слышал от пожилых водителей воспоминания о тех, еще советских «автостопах». Так что у слова «автостоп» было аж три значения:

  • езда на попутных автомобилях;
  • организованный вид туризма с установленными правилами;
  • отдельный человек, занимающийся таким видом туризма.

Заметка об автостопе из издания «Здоровье» № 8 за 1962 год. Юный архитектор Георгий Пионтек, упомянутый в тексте, со временем стал признанным экспертом собственного дела

Разработка «огосударствленного» автостопа была такова: турист брал маршрутную книжку, в которой имелось пара страниц с отрывными талонами на определенное число километров. После этого выходил на дорогу и поднимал руку с книжечкой — по этому символу шофер осознавал, что это на обочине стоит не кто-нибудь, а настоящий организованный турист, и для того чтобы нужно бы подвезти.

В случае если турист проехал на попутке, скажем, 100 км — то перед выходом из автомобиля он отрывал талоны в сумме на сотню километров, заполнял их (марка автомобили, фамилия водителя, маршрут, дата) и вручал водителю. В конце автостопного сезона водители отсылали собственные талоны в местное отделение клуба «Автостоп», и по этим талонам устраивали розыгрыши ценных призов. Раздельно делали розыгрыш для самых «гостеприимных» водителей (тех, каковые провезли попутчиков на наибольшее число километров), раздельно — для всех водителей по большому счету, дабы никому жалко не было.

Список призов для участников «Автостопа» — их разыгрывали по завершении сезона 1962 года в Белорусской ССР. Всего разыгрывалось более семисот призов общей стоимостью практически в 30 тысяч рублей. Маршрутная книжка предоставлена Вадимом Зеленковым

Потому, что за «Автостопом» находились важные организации, то и регламент этого вида туризма прорабатывался очень шепетильно. Туристу запрещалось останавливать машину, если он планировал проехать на ней менее 5 километров.

А водителям запрещалось самим организовывать группы для перевозки автостопом и тем более отклоняться от маршрута, указанного в путевом странице (в случае если автомобиль принадлежал какой-нибудь организации). Это правило прописано чтобы водители не организовывали аналог современного «Блаблакара» (совокупность водителей и поиска попутчиков с возмещением затрат на бензин) и не пробовали «сшибить» побольше талоно-километров из маршрутной книжки туриста.

На туристов-автостоповцев распространялись привилегии и правила, применимые и к вторым видам туризма. Так, участник «автостопа» имел возможность по предъявлении маршрутной книжки ночевать на турбазах и турстоянках, а по требованию работника ГИБДД был обязан предъявить удостоверение личности и маршрутную книжку. Все туристы страховались в отделениях Госстраха, а при передвижении группой обязаны были заполнять маршрутный лист похода, заверенный туристической секцией.

Примечательно, что посредством «Автостопа» имели возможность ездить парни возрастом кроме того 16 лет, а в составе группы в сопровождении взрослых — кроме того и 14 лет. Шофер, принимая «на борт» туристов, обязан был руководствоваться ПДД и ведомственными указаниями, поскольку он отвечал за безопасность пассажиров.

От самих туристов требовалось строгое соблюдение как ПДД, так и правил самого «Автостопа». Во время перемещения туристу запрещалось курить и отвлекать водителя беседами. За нарушение правил маршрутную книжку имели возможность изъять, доставить ее в оргкомитет «Автостопа», а нерадивого туриста лишить возможности ездить на попутках.

Заметка об автостопе из издания «За рулем» № 7 за 1963 год

В Белорусской ССР совокупность «Автостоп» показалась в первой половине 60-ых годов двадцатого века. У нас в стране за совокупность отвечал Белорусский республиканский совет профсоюзов, на Украине и в Литве — Республиканский совет по туризму, а в Ленинградской области — облсовет.

Заметка об автостопе в газете «Знамя молодости» за 1962 год

Примечательно, что в различных регионах и в различные годы у совокупности «Автостоп» были собственные особенности. К примеру, автостопный сезон 1962 года в БССР продолжался всего четыре месяца: с 15 июня по 15 октября; талоны, заполненные до начала либо по окончании завершения сезона, в лотерее не принимали участие.

В Ленобласти в первой половине 60-ых годов двадцатого века сезон продолжался с 18 апреля по 15 ноября, а в 1964-м — с 1 мая по 15 ноября. В Литве в 1964-м — продолжительнее всего: с 15 апреля по 15 ноября.

Республиканские и областные организации «Автостопа» по-своему составляли список призов и по-своему объявляли номинации, в которых их разыгрывали. Так, в БССР в 1962-м для самих автостопщиков полезные подарки (мотовелосипед, путёвка и фотоаппарат на турбазу — всего 18 призов) надеялись лишь за наилучшее описание автостопного маршрута. А в Литве в 1963-м, кроме 20 личных премий, были еще такие занимательные номинации:

  • Автостопной группе из трех человек, которая деятельно боролась с нарушителями закона — мопед «Рига».
  • Автостопной группе из 5−6 человек, которая дала концерт, — путевка в интернациональный молодежный лагерь.
  • Автостопной группе из трех-шести человек, организовавших товарищескую спортивную встречу, — путевка в Крым по местам партизанской славы.
  • Туристам, распространявшим политическую, комсомольскую и сельскохозяйственную литературу, — путевка на Кавказ.

Цена книжечки, цена «автостопо-километра» и виды отрывных талонов также отличались от республики к республике. Где-то книжка-удостоверение автостопщика продавалась без талонов (так, на Украине различные издания книжки стоили от 2 до 6 копеек), — тогда талоны необходимо было брать раздельно. Где-то книжка была сходу с талонами.

Сначала на книжках «автостопа» изображали желтый круг с вписанным в него красным кругом. Позднее придумали особую эмблему: красный треугольник, вписанный вершиной вниз в желтый круг с красной окантовкой.

Книжка «Автостопа» Литовской ССР за 1961 год из коллекции Владаса Сапранавичуса. Фото с сайта Elba.org.ua Книжка «Автостопа» Белорусской ССР за 1962 год из коллекции Вадима Зеленкова Книжка «Автостопа» Ленинградской области за 1964 год.

Фото с сайта Olgezaharov.narod.ru Книжка «Автостопа» Украинской ССР за 1966 год из коллекции Николая Гречкосия. Фото с сайта A-krotov.livejournal.com Книжка «Автостопа» Белорусской ССР за 1968 год из коллекции Владимира Дергачева. Фото с сайта Dergachev-va.livejournal.com

В Литве в 1961-м и в Белоруссии в 1962-м в маршрутных книжках были отрывные талоны на 10, 15, 20, 25, 50 и 100 км, но число талонов каждого вида в различных республиках отличалось: у нас бы их хватило на тысячу километров пути, у соседей — на полторы тысячи. В Ленинграде в 64-м и в Литве в 67-м были талоны на 10, 25 и 50 км, а на Украине в 66-м — на 10, 20 и 50 км.

В Литве и Ленинграде на 1 копейку возможно было проехать 10 километров пути, в Украине и Белоруссии — всего 5 км. С 1965-го ленинградский автостоп подорожал и также начал стоить 1 копейку за 5 км пути. А в 67-м в Литве продавались талоны на 50 км всего по 2 копейки любой.

Для сравнения: тариф на поездку в простом пригородном автобусе составлял 1,5 копейки за километр пути, а в автобусах с мягкими откидными сиденьями — 2 копейки за километр.

Талоны на 100 км из литовской книжки «Автостопа» за 1961 год из коллекции Владаса Сапранавичуса. Фото с сайта Elba.org.ua Талоны на 25 км из белорусской книжки «Автостопа» за 1962 год из коллекции Вадима Зеленкова Талон на 50 км из украинской книжки «Автостопа» за 1966 год из коллекции Валерия Омельченко. Фото с сайта Elba.org.ua Талон на 10 км из литовской книги «Автостопа» за 1967 год из коллекции Владаса Сапранавичуса. Фото с сайта Elba.org.ua

В 1965 году региональные опыты с «Автостопом» признают успешными, и перемещение решают развивать на территории всего СССР. Автостопщиков на дорогах делается намного больше, и маршрутные книжки сейчас продаются не только в отделениях туристических секций.

Газета «Знамя молодости» в заметке «Как отыскать бодрость…» писала в том году: «Сейчас на улице в каждом киоске „Союзпечати“ завлекает символ „Автостопа“. И нечайно приходят мысли о том, как весьма интересно, с пользой для себя возможно отдыхать в субботние и выходные дни, как совершить отпуск».

Заметка из газеты «Макеевский рабочий» за 10 апреля 1965 года из коллекции Александра Дмитриевского. Фото с сайта Elba.org.ua Автостопу посвящают кроме того песни — эта забрана из песенника «Спутник туриста» за 1966 год. слова и Музыка некоего Н.Левашова. Фото с форума BPClub.ru

Автостопом путешествуют не только безденежные студенты, но и люди респектабельных профессий, причем время от времени кроме того с детьми. В первой половине 60-ых годов двадцатого века автостоповцы проехали по Белоруссии более 100 тысяч километров. Заполненные талоны для принятие участия в конкурсе присылают водители со всего Альянса.

Кое-какие из них «подбрасывают» попутчиков сходу на пара тысяч километров — таких рекордсменов отмечают призами.

Заметка из газеты «Транспортник Белоруссии» за 9 мая 1965 года

Кстати, еще о ценных призах и наградах. В том же 1965 году, в июне, на экраны кинотеатров выходит 14-й номер киножурнала «Савецкая Беларусь». В нем рассказывается, что «Автостоп» — это и для туристов полезно, и для водителей выгодно.

Водителей награждают ценными призами: в кадре мы видим радиоприемники в кожаном футляре «Сатурн» (выпускались в Днепропетровске) и «Селга» (Рига) за 34 рубля вместе с зарядным устройством, наручные часы различных моделей, электробритвы.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, либо установлена ветхая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 14, 1965 г., реж.

Арсений Ястребов, операторы Ю. Иванцов, Г. Масальский, Ф. Осипов, Е. Соколов, В.Теслюк.

Материалы подготовила ведущий архивист киноархивов использования и отдела документов БГАКФФД Елена Полещук.

Действительно, не все водители были такими альтруистами. Кроме того что далеко не все останавливался при виде красно-желтой книжечки, так еще имел возможность и с автостопщиков забрать не отрывные талоны, а деньги за проезд. Публицист-геополитик Владимир Дергачев вспоминает (тут печатается с сокращениями. — TUT.BY):

«По окончании окончания МГУ имени Ломоносова с 1967 года я трудился в Минске в одном из университетов Госстроя БССР. Летом 1968 года в первоначальный отпуск молодого эксперта я предпринял путешествие автостопом на Псковщину и Новгородчину.

В Минском областном совете по туризму приобрел книжку «Автостопа» за 4 рубля. В книжке были талоны с километражом, которыми нужно было «рассчитываться» с водителем.

И если он набирал большое количество талонов, то имел возможность взять (либо победить по особой лотерее?) двухместную туристическую палатку, котелок либо что-то подобное. В настоящей действительности водители разглядывали талоны как фиговые листочки.

Трудился второй принцип — автостопщик нужен был для неформального доверительного общения на дальнем маршруте, а также дабы не заснуть за рулем. В те годы уникальностью были громадные фуры с двумя водителями.

Сутки первый, суббота, 6 июля 1968 года. На Столичном шоссе, на должности ГИБДД при выезде из столицы советской орденоносной Белоруссии — летняя томящая тишина. Туристу автостопа никто не радовался.

Приближалось время обеда, а Вову никто не брал.

Турист автостопа поплелся к автовокзалу, где был подобран водителем МАЗа, перегонявшим лесовоз с Минского автомобильного завода в Новгород. Познакомились, водителю 50 лет, кличут его Сергей Иванович.

Само собой разумеется, мало получает, командировочные всего 1,20 р. в сутки, и Вова осознал, что вручать водителю талоны «Автостопа» неприлично. У Сергея Ивановича были дети и жена, а их нужно кормить и одевать.

Приближался город и вечер Витебск. Первый этап пути обошелся в 6 рублей, с равнодушным видом перекочевавших в карман водителя, давшего Вове переночевать в кабине лесовоза. Сергей Иванович дал мне ключ, а сам ночевал у сестры.

Такая степень доверия к попутчику».

Неприятность нелегального частного извоза существовала с покон веков; водители как легковых, так и грузовых автомобилей не гнушались брать деньги за подвоз туристов, командированных и местных обитателей — что с портфелями, что с «полкабанами» на продажу. Все в том же богатом на газетные заметки об автостопе 1965 году в издательстве «Живописец РСФСР» выходит плакат «Боевой карандаш» № 937 за авторством Бориса Семенова. Слово «Автостоп» уже так прочно вошло в обиход, что его применяли и в переносном, сатирическом смысле.

Легко додуматься, что поднятая в руке купюра — это аллюзия на привычный жест автостопщиков: поднятая рука с зажатой в ней книжкой «Автостоп»

Сложилась увлекательная обстановка: водители ведомственных грузовых автомобилей имели возможность подвозить туристов-автостоповцев (более того: автоинспекторы были в праве подсаживать в кабину либо кузов таких туристов), но не могли перевозить чужие грузы, каковые очевидно не тянут на туристское снаряжение. Частично решить эту проблему постарался минский шофер Ю. Окулич в заметке в газете «Транспортник Белоруссии» за 27 июля 1969 года.

Возможно, под словами «организовать продажу талонов „автостоп“ на грузовые автомобили, и неприятность будет решена» направляться осознавать возможность подвоза не только людей, но и их «коммерческого» груза, поскольку на грузовиках по совокупности «Автостопа» возможно было ездить и ранее

Для путешественников-автостоповцев выпускалась разная атрибутика, прежде всего — значки. Ежегодно, в противном случае и по нескольку раз в год создавали значки различного дизайна, в каждой республике — собственные. Практически в любое время на таком значке красовался знак перемещения «Автостоп» — перевернутый треугольник, вписанный в круг.

Среди множества видов туризма автомобильный и автостопный развивались раздельно — что, само собой разумеется, не мешало одному и тому же человеку быть как автотуристом, так и автостоп-туристом. Значки из коллекции автора

Увеличенным изображением этого же символа время от времени останавливали проезжающие автомобили: маршрутная книжка от нередкого применения имела возможность скоро истрепаться, а символ неизменно возможно нарисовать новый — были бы карандаш и бумага. Коллекционер ветхих кинофильмов и фотографий Андрей Скуратович поделился несколькими снимками белорусских туристов, каковые путешествуют автостопом.

Если судить по листьям и одежде на земле, туристы отправились в поход поздней в осеннюю пору. А вот в каком месте ветхого брестского шоссе сделан данный кадр — узнать не удалось. У левого нижнего угла информационного щита, в капюшоне, — турист и известный бард Арон Крупп.

Фото Александра Чуланова, приблизительно 1969 год На вторых кадрах данной серии у девушки с гитарой возможно подметить обычные металлические ведра — в таких туристы готовили еду сходу на всю группу. Фото Александра Чуланова, приблизительно 1969 год На этом кадре, если судить по объемистому снаряжению, автостопом передвигаются туристы-водники. У парня на переднем замысле — камера с увлекательным долгим объективом. Фото Александра Чуланова, приблизительно 1969 год

Значки с логотипами «Автостопа» производили по крайней мере до 1973 года. Сейчас популярность официального, «огосударствленного» перемещения идет на спад, и выпуск маршрутных книжек с розыгрышем призов прекращают.

А во второй половине 70-ых годов двадцатого века Алексей Воров основал Ленинградскую лигу попутчиков, которая начала продвигать спортивный автостоп, автостопные гонки и марафоны. Позднее организация начала называться Петербургская лига автостопа, а Воров, путешествующий автостопом до сих пор, «накатал» уже более 2 миллионов километров. На смену автостопу «казенному» пришел автостоп неформальный: никаких тебе книжек, официальных правил и членских взносов.

Примечательно, что под конец судьбы СССР перемещение «Автостоп» решили возродить — в этом случае в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. Во втором номере издания «За рулем» за 1990 год показалась такая заметка:

Но дальше заявлений, само собой разумеется, не пошло: страна волновалась сложные времена, а через полтора года и сам ВЛКСМ был распущен. Но к тому времени автостопом путешествовали тысячи и тысячи обитателей некогда огромной страны.

Примечательно, что и в отечественной стране автостопу иногда пробуют придать национальную окраску. Так, годом ранее по предложению депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Олега Левшунова и центральной районной организации БРСМ орагнизовали мероприятие «Автостопом по белорусской государственности», которое прошло в рамках патриотической акции «Великая Победа — Вечная память».

Участники (ветераны и молодёжь) посетили сессию Палаты представителей и пара музеев. Но конкретно к автостопу эта акция не имела никакого отношения.

Капсула времени: Копейка ВАЗ-21011 с пробегом 4098 км


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: , , , ,

Комментирование закрыто.