Датчик детонации есть маленькой, но крайне важной подробностью на современном бензиновом двигателе. В данной статье мы разглядим для чего он нужен, где он находится и как трудится, неисправности датчика и как его проверить, конечно другие вопросы, каковые смогут появиться у начинающих водителей.
Датчик детонации устанавливают фактически на все современные бензиновые двигатели. Раньше, на более ветхих машинах, он не устанавливался и водителям приходилось изменять угол опережения зажигания, к примеру при переходе (либо при случайной заправке) на горючее с другим октановым числом, дабы не допустить детонацию (подробнее об трансформации углов, дабы не допустить детонацию, вот в данной статье).
Для чего нужен датчик детонации.
Но на современных машинах устанавливают на заводе данный датчик и благодаря ему, электронный блок управления (считывая показания с датчика детонации) осуществляет контроль работу двигателя на вероятное происхождении детонации и степень её величины.
И благодаря информации, поступающей с датчика детонации, электронный блок управления (бортовой компьютер) корректирует угол опережения зажигания (и состав рабочей смеси), дабы исключить происхождение детонации.
О детонации и о обстоятельствах её происхождения я не буду писать тут, поскольку написал отдельную подробную статью (в которой так же обрисовано как отличить детонацию от калильного зажигания) и желающие смогут кликнуть и почитать (статья находится вот тут). А тут мы детально поболтаем о датчике детонации, его устройстве, диагностике и др.
работа и Устройство датчика детонации.
Данный датчик устанавливается на блоке двигателя и представляет собой пьезо-устройство, которое считывает механические колебания (вибрацию) блока цилиндров и головки двигателя и преобразует эти механические колебания (каковые появляются при детонации) в электрические сигналы (импульсы), каковые и считывает бортовой компьютер современного автомобиля либо мотоцикла.
Ну и как было сообщено выше, благодаря информации, поступающей с датчика детонации, бортовой компьютер изменяет угол опережения зажигания (чем больше детонационные стуки, тем больше изменяется угол) и состав рабочей смеси, и именно поэтому предотвращается происхождение детонации.
Трудясь совместно с другими датчиками, которыми оснащён современный двигатель, датчик детонации так же разрешает улучшить мощностные показатели двигателя, наряду с этим не теряя экономичности.
Устройство и принцип работы этого датчика основан на пьезоэффекте, другими словами в корпус датчика помещена пьезоэлектрическая пластинка, которая реагирует на вибрацию и от вибрации на пластинке появляется напряжение.
И чем выше сила и вибрации и амплитуда колебаний (от происхождения детонационных стуков) тем выше напряжение, которое и считывает тут и блок управления же корректирует состав смеси и угол опережения.
Большая часть датчиков плоские (нерезонансного типа), как на фото выше и на фото а слева. Реже на автомобилях бывают датчики резонансного типа (рисунок Б слева), каковые не имеют отверстия в центре для болта либо шпильки крепления к блоку мотора. Они внизу имеют отдельную резьбовую часть.
Неисправности и диагностика датчика детонации.
При выходе из строя датчика детонации, на большинстве современных автомобилей на панели устройств загорается индикаторная лампочка (либо загорается временами, при увеличении нагрузки). Но добраться до места ремонта (замены датчика) не воображает трудностей, поскольку двигатель будет трудиться без неприятностей. Но стоит учесть, что при первой возможности (особенно перед заправкой) направляться заменить датчик на исправный, поскольку октановое число одного и того же бензина на различных заправках может различаться.
И при неисправном датчике детонации, заправившись бензином с неподходящим для вашего двигателя октановым числом, вероятно происхождение детонации, которая вредна для любого мотора.
А также в случае если и не будет детонации (в то время, когда октановое число не резко отличается) но экономичность и мощность мотора, при неисправном датчике, с таким бензином будет уже не та.
Исходя из этого направляться при первой возможности заменить датчик. На тех машинах, у которых при выходе из строя датчика не загорается индикатор на приборной панели, возможно убедиться в неисправности датчика его проверкой, которая будет обрисована ниже. К тому же можно понять по поведению автомобили (упала мощность, экономичность, изменился цвет выброса), что какой то датчик перестал работать (как распознать неисправность впрысковой иномарки по поведению автомобили рекомендую почитать вот тут).
Проверить практически любой датчик современного двигателя (среди них и датчик детонации) возможно посредством простого мультиметра (тестера).
Как посредством простого тестера проверить датчики современного впрыскового мотора, я написал в отдельной статье (статья находится вот тут).
Но диагностику датчика детонации стоит детально обрисовать и тут, поскольку тема статьи требует этого. К тому же проверка датчиков, установленных на многих иномарках, подобна проверке датчиков современных отечественных автомобилей.
В прекрасно оснащённых автосервисах, для обнаружения какой то неисправности, (среди них и выхода из строя датчиков) применяют сканеры (к примеру обрисованные вот в данной статье), каковые расшифровывают код конкретной неисправности. Но у многих автовладельцев таких нужных устройств очевидно нет. Но возможно проверить датчик детонации и посредством тестера, а вдруг его у кого то нет, то приобрести его возможно везде, да и низкая цена в пределах 5 — 10$ легко разрешает это сделать.
И без того, для проверки нам потребуется цифровой мультиметр (тестер) выставленный в режим замера сопротивления (омметра), либо в режим замера напряжения (вольтметра).
В первом случае (при проверке омметром сопротивления) направляться уточнить в мануале вашего двигателя (либо на форумах) какое правильное сопротивление должно быть у исправного датчика, установленного именно на вашем двигателе. Так как на различных двигателях у датчиков возможно различное сопротивление.
Определив правильное сопротивление исправного датчика, отключаем провода, приходящие к датчику (снимаем клеммную колодку), и подсоединяем один щуп тестера к массе (в том направлении где вставляется винт крепления либо к самому винту, ну либо к массе мотора, в случае если датчик не снят с блока). Второй щуп тестера (омметра) подсоединяем к плюсовому контакту (в большинстве случаев к нему приходит провод красного цвета с бортовым напряжением, а рядом стоящий сигнальный контакт, рекомендован для провода, идущего на блок управления и он другого цвета).
На датчиках некоторых автомобилей оба щупа направляться подсоединять к клемам датчика (второй щуп ко второй клеме, а не к массе, как на фото ниже). В случае если при проверке выяснится, что сопротивление не такое, как на исправном датчике, либо по большому счету нет сопротивления — обрыв) то очевидно направляться заменить датчик новым.
Во втором случае (при проверке вольтметром напряжения) пригодится тестер, талантливый измерять микровольты (менее одного вольта). Большая часть азиатских тестеров в полной мере способны замерить микровольты, даже в том случае, если тумблер выставить на 1 — 2 вольта (тестер при таких условиях продемонстрирует напряжение с нулём в первых рядах — к примеру 0,02 — 0,5 и т.д.).
Для таковой проверки направляться снять датчик детонации с блока двигателя, и подключить щупы тестера (вольтметра) к контактам датчика (клеммной колодке).
Сейчас остаётся посредством отвёртки либо болта (см. фото слева) тихо постукивать по корпусу датчика. Наряду с этим вольтметр обязан продемонстрировать скачки напряжения, и чем посильнее удар (но в пределах разумного), тем больше скачок напряжения.
Такую же диагностику возможно сделать и выставив тестер в режим омметра, лишь при постукивании по корпусу будет изменяться не вольтаж, а сопротивление (это продемонстрировано в видеоролике под статьёй).
В случае если при проверке вольтметр ничего не продемонстрирует, то место такому датчику на помойке. В случае если же стало известно, что датчик исправен, но двигатель тупит (трудится некорректно — экономичность и мощность не та), либо индикаторная лампочка горит, а код неисправности подтверждает, что именно из-за датчика детонации неприятности, то наверняка неисправность в проводах, каковые приходят к датчику (обрыв либо перетёрлись и замыкают на массу) и направляться шепетильно проверить провода, приходящие к датчику и идущие от датчика к блоку управления.
Что касается замены датчика, то на большинстве автомобилей он крепится всего одним винтом (либо шпилькой с гайкой) к блоку цилиндров (см. фото слева), и его достаточно легко заменить, открутив винт и отключив провода от клеммной колодки.
А правильное размещение датчика детонации направляться уточнить в мануале вашего двигателя, либо легко посветив фонариком и обследовав сверху блок цилиндров вашего мотора, и на большинстве автомобилей датчик крепится между 2 и 3 цилиндром, ближе к головке мотора (как на фото).
Датчик легко найти, поскольку к нему приходят провода от блока управления двигателя.
Вот помой-му и всё, сохраняю надежду прочтя эту статью, начинающие водители сейчас детально знают практически всё о датчике детонации, удач всем.