Совокупность смазки двигателя автомобиля, мотоцикла, либо каждый техники, делает ответственную функцию, которая содержится в подводе достаточного количества моторного масла к трущимся подробностям, нужного для уменьшения трения за счёт создания масляной плёнки между трущимися (сопряжёнными подробностями), конечно для охлаждения их поверхностей, удаления частиц металла, каковые образуются от износа подробностей, ну и для защиты подробностей от коррозии. В данной статье мы детально разглядим основные детали и устройство смазочной совокупности современного четырёхтактного двигателя, вероятные другие нюансы и неисправности системы.
В двигателях всех серийных мотоциклов и современных автомобилей (и второй современной техники) используют комбинированную совокупность смазки, при которой самый нагруженные трущиеся подробности смазываются под давлением масла, а остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием.
В совокупность смазки двигателя входят: масляный насос (в большинстве случаев шестерёнчатый), масляный фильтр, маслозаливная горловина с крышкой, щуп (стержень) для измерения нужного уровня масла в картере двигателя (правильнее в поддоне), поддон картера, указатель и датчик давления масла, конечно указатель и датчик температуры масла (на некоторых мотоциклах и автомобилях с воздушно-масляным охлаждением), совокупность вентиляции картера, ну и самая важная и ответственная подробность — контрольная лампа и датчик давления масла в совокупности.
Все эти подробности продемонстрированы на принципиальной схеме работы и устройства совокупности смазки на рисунке чуть выше.
Принцип работы совокупности смазки двигателя.
По окончании запуска двигателя масло из поддона 1 картера через маслоприёмник 2 снабжённый небольшой железной сеткой засасывается масляным насосом 3 и потом подаётся через масляный фильтр и очищается в нём (подробнее о масляном фильтре и о том, как его верно выбрать, что бы не навредить двигателю, я написал в отдельной статье вот тут). Потом масло попадает в основной масляный канал 8, что просверлен на протяжении блока цилиндров двигателя.
После этого моторное масло подаётся из главного масляного канала по каналам 9 к коренным подшипникам скольжения (вкладышам), а из них по сверлениям 16 в щёках и шейках коленвала масло подводится к шатунным подшипникам скольжения (вкладышам). После этого из шатунных подшипников через сверления в нижних головках шатунов масло выходит и разбрызгивается на другие детали двигателя (поршни, стены цилиндров, кольца и поршневые пальцы), за счёт вращения коленвала на оборотах.
Ну и в один момент по каналам 15 в блоке двигателя и каналу 14 в головке цилиндров моторное масло из основной магистрали под давлением поступает во внутренний канал 12 распределительного вала, и потом по каналу через сверления к подшипникам скольжения распредвала, и к осям и кулачкам 11, ну и для других деталей 13 и смазки коромысел привода клапанов механизма ГРМ.
На более современных моторах масло под давлением поступает кроме этого в гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Так же на многих двигателях под давлением дополнительно смазываются подшипники вала привода масляного насоса и шестерни привода и распределителя зажигания масляного насоса.
А у некоторых автомобилей и мотоциклов (с цепью в приводе распредвала) кроме этого смазываются цепь привода и ведомая звёздочка распредвала, ну и натяжное устройство цепи.
На многих двигателях масло, вытекающее из зазоров опор (постелей) распределительного вала, попадает не регулировочные шайбы (в случае если нет гидрокомпенсаторов), смазывает толкатели, стержни и направляющие втулки клапанов и заполняет в головке цилиндров масляные ванны для смазки кулачков распредвала. По окончании всего моторное масло стекает в поддон картера, где масло снова засасывается масляным насосом и цикл повторяется.
Остальные подробности, приборы и механизмы двигателей большинства серийных автомобилей смазываются разбрызгиванием моторного масла, которое вытекает из зазоров между вращающимися и трущимися подробностями.
Детали совокупности смазки двигателя.
Ниже будут рассмотрены подробности смазочной совокупности современных двигателей, их устройство и назначение, и будут даны соответствующие ссылки на более подробное рассмотрение, либо ремонт некоторых подробностей.
Шестерёнчатый масляный насос рекомендован для закачивания масла из поддона двигателя в совокупность, создания нужного давления масла в совокупности и подачи моторного масла к трущимся поверхностям подробностей мотора.
На большинстве автомобилей он шестерёнчатый и складывается из корпуса 5 (см. рис 1) в котором устанавливаются две шестерни: ведомая и ведущая. Ведомая шестерня вольно вращается на оси 7, а ведущая шестерня жёстко крепится на валу 8 с шестерней, которая находится в зацеплении с винтовой шестерней 9 привода.
Кроме этого в корпусе масляного насоса установлен редукционный клапан 2. На некоторых автомобилях насосы смогут пара различаться расположением и деталями привода шестерней (у более производительных насосов шестерни смогут быть с внутренним зацеплением, как на рисунке 1 а), но принцип работы у них один.
Выработка либо неисправности в масляном насосе смогут стать обстоятельством пониженного давления масла, и детально о масляном насосе, его диагностике и ремонте возможно почитать вот тут.
Масляный фильтр предназначается для очистки моторного масла от небольших других загрязнений и частиц металла, образующихся от износа трущихся деталей двигателя. На большинстве серийных мотоциклов и автомобилей устанавливается по одному масляному фильтру, через что проходит и фильтруется всё моторное масло, подаваемое масляным насосом. И такие фильтры именуются полнопоточными.
На большинстве мотоциклов и автомобилей устанавливают неразборный полнопоточный фильтр (см. рис 2 а) что складывается из корпуса 1, в котором имеется фильтрующий элемент 6, и имеется перепускной 4 и дренажный 3 клапаны.
Дренажный клапан является манжетой изготовленную из маслостойкой резины, которая свободно пропускает масло в корпус фильтра, но не допускает вытекать маслу из корпуса фильтра в поддон неработающего двигателя. Это разрешает всегда сохранять некий запас моторного масла в корпуса фильтра и каналах и это снабжает стремительную подачу масла к трущимся подробностям на протяжении и по окончании запуска двигателя.
Перепускной клапан снабжает подачу неочищенного масла к трущимся поверхностям минуя фильтр, если он через чур очень сильно загрязнён.
Оба клапана, как дренажный, так и перепускной являются серьёзными подробностями совокупности смазки и при их неисправностях смогут появиться неприятности — подробнее об этом рекомендую почитать вот тут.
На некоторых мотоциклах и автомобилях (к примеру автомобиль мотоцикл и Москвич Урал) фильтрующий элемент 11 сменный (см. рис 2 б) и его планово меняют по окончании определённого пробега, а корпус 1 остаётся на двигателе.
Ну и на некоторых мотоциклах и автомобилях (к примеру автомобиль мотоцикл и Запорожец Днепр) нет масляного фильтра, а роль маслоочистителя делает центрифуга.
На протяжении работы мотора, масло заполняющее полость в центрифуги (которая закреплена на коленвалу), вращается вместе с ней и коленвалом с громадной скоростью.
И под действием центробежной силы, примеси и твёрдые частицы, находящиеся в моторном масле, отделяются от него и оседают на стенках крышки и корпуса центрифуги, а очищенное масло поступает в основной масляный канал.
Вентиляция картера помогает для поддержания обычного давления в картере двигателя и для удаления из него паров бензина и газов, прорывающихся из цилиндров мотора и вызывающих коррозию подробностей, разжижение и загрязнение масла.
Также, прорывающиеся в картер мотора отработанные газы, смогут повысить давление в картере и это приведёт к выдавливанию уплотнений (сальников) и появлению утечек масла при трудящемся двигателе.
Дабы этого избежать и помогает вентиляция картера, посредством принудительного отсоса газов из картера мотора, через предназначенный для этого вытяжной шланг, воздухоочиститель, впускной коллектор и карбюратор в цилиндры.
На некоторых машинах отсос картерных газов в смесительную камеру карбюратора регулируется посредством особого золотника 1 (см. рис 4), что расположен на оси дроссельных заслонок карбюратора. При работе мотора на малых оборотах на холостом ходу, картерные газы отсасываются в маленьком количестве через калиброванное отверстие 2 золотникового устройства.
А при открытии дроссельных заслонок, вместе с их оськой поворачивается золотник и через имеющуюся в нём канавку информирует шланг 5 для отвода картерных газов конкретно с задроссельным пространством карбюратора.
Но разряжение в задроссельном пространстве наряду с этим значительно уменьшается, а на входе в карбюратор возрастает и исходя из этого отсасывание картерных газов больше отправится через корпус воздушного фильтра (минуя фильтрующий элемент) и это увеличивает интенсивность вентиляции картера двигателя.
Н а более современных автомобилях при работе картерные газы по вытяжному шлангу и штуцеру 15 поступают в корпус маслоотделителя 14, где благодаря завихрению в сетке 13 происходит отделение масла от газов и последующее его возвращение в поддон двигателя.
Потом очищенные от масла картерные газы смогут отсасываться двумя дорогами, первый из которых — это по трубопроводу 5 и шлангу 3, в то время, когда мотор трудится на холостых оборотах и дроссельные заслонки закрыты. Картерные газы из шланга 5 через калиброванное отверстие штуцера карбюратора поступают в задроссельное пространство, и в том месте подмешиваются к горючей смеси и потом по впускному коллектору 3 попадают в цилиндры мотора.
А второй путь — это по шлангу 12, в момент в то время, когда дроссельные заслонки открыты, картерные газы поступают в воздушный фильтр и вместе с очищенным воздухом поступают в карбюратор, а роль пламегасителя делает сетка 13.
Об усовершенствовании совокупности вентиляции картера ветхих машин возможно почитать вот тут.
Масляный радиатор помогает для охлаждения масла и устанавливается в большинстве случаев на мотоциклах и автомобилях с двигателями с воздушно-масляным охлаждением (моторы без жидкостной совокупности охлаждения).
Но масляный радиатор может устанавливаться и на автомобилях с жидкостным охлаждением и устанавливают его значительно чаще на форсированные моторы, у которых температура и обороты масла возможно выше, чем у простых серийных автомобилей.
Неисправности и физико-техническое обслуживание совокупности смазки.
О совокупности смазки и её неисправностях я уже писал и об этом возможно почитать вот тут. А тут будут затронуты лишь главные и серьёзные моменты.
Самой распространённой неисправностью есть подтекание моторного масла, которое обнаруживается весьма легко внешним осмотром двигателя и по масляным пятнам на полу гаража либо стоянки. А дабы конкретно распознать места утечки масла на двигателе, его направляться хорошенько отмыть (о верной мойке мотора читаем тут).
По окончании мойки заводим мотор и разрешив ему поработать пара мин., осматриваем его в местах сальников и прокладок. Правильные места утечки масла в большинстве случаев сходу обнаруживаются.
Устраняются утечки достаточно легко — подтяжкой крепежа либо заменой прокладок (если не оказывает помощь подтяжка) и сальников новыми.
Ещё одной распространённой, но крайне важной неисправностью, способную привести к важным проблемам (клину двигателя и его кап ремонту — шлифовке коленвала) — это пониженное либо повышенное давление масла. О понижении давления масла посоветует датчик давления масла и детально о нём читаем тут.
Как и чем совершенно верно проверить давление масла в совокупности смазки я уже писал вот в данной статье и в ней же детально обрисованы обстоятельства недостаточного давления масла и способы их устранения.
Но главные способы устранения недостаточного давления масла — это ремонт масляного насоса (как его отремонтировать ссылка выше в тексте) и шлифовка коленвала, которая разрешает вернуть верные зазоры в подшипниках коленвала и вернуть необходимое давление масла.
Кроме этого недостаточное давление масла возможно и при износе подшипников (постелей) распределительного вала, а как их восстанавливают читаем тут.
Кроме этого на любом моторе возможно напротив повышенное давление и это также считается неисправностью, поскольку при увеличении давления появятся утечки от выдавливания сальников и уплотнений.
В большинстве случаев увеличение давления масла происходит из-за применения моторного масла большей вязкости, чем рекомендует завод изготовитель двигателя.
Кроме этого повышенное давление происходит от загрязнения масляных магистралей (маслопроводов) либо от заедания редукционного клапана в закрытом положении. Эти неисправности в большинстве случаев происходят от наличия грязи и несвоевременного техобслуживания в совокупности смазки двигателя.
На большинстве мотоциклов и двигателей автомобилей обычное давление масла на прогретом моторе (при увеличении оборотов коленвала родных к большим) должно быть в пределах 3,5 — 4,5 кг/см?.
Ещё одна распространённая неисправность — это повышенный расход масла (более 35 — 40 грамм на 100 км пробега). Такая неисправность появляется от повышенного уровня масла в картере, от сильных утечек, но значительно чаще появляется от попадания масла в камеры сгорания мотора благодаря громадного износа ЦПГ (цилиндропоршневой группы).
Устраняется эта неисправность доводкой и проверкой уровня масла в картере до нормы, заменой прокладок и сальников, ну и конечно же капремонтом двигателя.
А как сделать как раз верный капитальный ремонт мотора, дабы он стал лучше нового, весьма рекомендую почитать вот эту статью.
Техобслуживание совокупности смазки.
ТО смазочной совокупности содержится в проверке нужного уровня моторного масла в картере (поддоне) двигателя посредством доведения и щупа уровня до нормы. Конечно содержится в проверке обычной герметичности уплотнений, промывке и очистке совокупности вентиляции картера, своевременной замене масла (лучше раньше установленного заводом срока), промывке центробежного фильтра (центрифуги) либо своевременной замены фильтра (фильтрующего элемента).
В данной статье были затронуты главные моменты по устройству, техническому обслуживанию и неисправностям совокупности смазки двигателя, каковые сохраняю надежду будут нужны для новичков, удач всем.